Компенсация частных инвестиций в стратегические портовые объекты
22 Лютого, 2013
14
Закон «О морских портах Украины» предусматривает возможность компенсации частным инвесторам инвестиций в стратегические объекты портовой инфраструктуры (акватория, подходные и подъездные пути, коммуникации общего пользования, гидротехнические сооружения и т. д.), которые по определению принадлежат государству.
Сама по себе норма закона необходимая и логичная. Причем заинтересованы в этом как частный инвестор, так и государство. Частный инвестор — поскольку нередко для развития частного терминала необходимо произвести дноуглубление акватории или реконструкцию государственного причала, а у порта нет для этого свободных средств. А государство — поскольку, используя деньги частного инвестора, по сути, получает бесплатное кредитование на создание или реконструкцию стратегических объектов портовой инфраструктуры.
Но эта норма Закона о компенсации инвестиций не может работать без правоприменительного механизма — понятного порядка ее реализации. Такой порядок предложен Министерством инфраструктуры, которое подготовило проект постановления Кабинета Министров о порядке заключения договоров компенсации инвестиций, внесенных субъектами хозяйствования в стратегические объекты портовой инфраструктуры.
Порядок будет регулировать только те инвестиции, которые проведены после вступления Закона в силу. То есть компенсировать уже проведенные на данный момент инвестиции в рамках этого порядка не удастся.
Порядок определяет механизм и условия заключения договоров о компенсации, которые будут заключаться между инвесторами и Администрацией морских портов. При этом договор компенсации является вторичным или производным от основного инвестиционного договора (аренды, концессии, совместной деятельности и т.д.) и заключается во исполнение инвестиционного договора и тех условий о компенсации, которые закреплены в договоре. Тем не менее, для заключения такого производного договора о компенсации необходимо будет получить согласие Минэкономразвития, Минфина, Фонда госимущества и, наконец, Кабинета Министров Украины. Разумеется, такой механизм значительно усложнит задачу инвестору, намеренному инвестировать в стратегические объекты.
Министерства инфраструктуры Украины предлагает несколько источников компенсации инвестиций частным инвесторам:
Портовые сборы (кроме административного), взимаемые в связи с эксплуатацией объекта инвестирования.
Зачет в счет концессионной или арендной платы.
Зачет в счет оплаты за услуги Администрации морских портов.
При этом Мининфраструктуры оставляет определенное «поле для маневра» — возможны также иные источники, не запрещенные законодательством, если это будет установлено решением органа управления (Мининфраструктуры).
Порядок устанавливает, что срок компенсации не может быть ранее введения объекта инвестиции в эксплуатацию. С этим условием трудно не согласиться, это разумная гарантия интересов государства.
Не совсем понятен механизм зачета концессионных платежей и арендной платы в рамках данного порядка, по которому компенсация производится на основании договора между инвестором и администрацией портов в то время, как концессиодателем (и соответственно, получателем концессионных платежей) является Министерство инфраструктуры. Арендодателем же часто выступает Фонд госимущества, а распределение арендных платежей четко регламентируется законодательством. Таким образом, хотя сам принцип зачета инвестированных сумм в счет арендной и концессионной платы является логичным и правильным, механизм такого зачета еще требует доработки.
Предложенный Министерством инфраструктуры Украины проект достаточно детально регулирует порядок заключения договора компенсации инвестиций между инвестором и Администрацией морских портов, Установлен комплект документов, который должен подготовить и подать инвестор. В него, кроме прочего, входят экспертная оценка объекта инвестирования, данные сметы, финансовые отчеты инвестора, характеризующие его платежеспособность, данные о кредитах, справка об отсутствии просроченной задолженности инвестора, бизнес-план.
Перечислены все необходимые существенные условия договора о компенсации, которые обязательно должны включать защиту интересов и обеспечение прав собственности государства, запрет отчуждения госимущества, источники компенсации и график компенсации, технический и финансовый контроль за ходом инвестирования со стороны Администрации морских портов.
Помимо этого, договор должен включать размер подлежащих компенсации инвестиций и порядок определения размера подлежащих компенсации шнвестиций. Из этого следует, что подлежащая компенсации сумма, закрепленная в договоре, не является фиксированной, а может быть перерассчитана согласно определенному в договоре алгоритму. Такой подход видится логичным и справедливым, однако опасения инвесторов может вызвать другое положение предложенного министерством порядка.
Размер внесенных инвестиций, подлежащих компенсации согласно этому порядку, определяется в пределах объема, определенного решением органа управления (Мининфраструктуры) с учетом фактически понесенных инвестором расходов, подтвержденных соответствующей документацией, составленной согласно законодательству, но не более суммы, согласованной Администрацией морских портов по результатам технического и финансового контроля.
Таким образом, можно предположить, что сумма компенсации, изначально утвержденная министерством, закрепленная в договоре, подтвержденная документами о фактических расходах, может быть уменьшена Администрацией морских портов по результатам технического и финансового контроля. При этом порядок не предусматривает каких-либо четких оснований, прозрачных и ясных критериев и правил для такого уменьшения компенсации (в каких случаях, на основании каких оценок и расчетов и т.д.). Такая неопределенность несет риски для инвесторов.
Не совсем понятно, на каком этапе будет заключаться договор о компенсации. Логично было бы предположить, что стороны заключают такой договор после заключения основного инвестиционного договора, но до начала фактических инвестиций. Это понятный и справедливый подход. В этом случае уместно такое обязательное условие договора о компенсации, как обязательство Администрации морских портов относительно финансового и технического контроля за ходом инвестирования, как того требует предложенный Мининфраструктуры порядок.
С другой стороны, этот же порядок обязывает до и для заключения договора о компенсации подать документы о фактически внесенных инвестором средствах и подтверждающих их документах. Это положение противоречит общей концепции: если инвестиции уже осуществлены до заключения договора, то как может быть выполнено обязательное условие договора о компенсации — финансовый и технический контроль Администрации морских портов за ходом инвестирования?!
Думается, что редакция данного порядка еще будет доработана и не раз изменена, это неизбежный процесс на пути к портовой реформе. Но само появления данного порядка, установление практических механизмов компенсации частных инвестиций в государственные стратегические объекты — еще один значительный шаг на этом пути.