Контроль за морскими судами со стороны государства порта и государства флага: вчера, сегодня, завтра
9 Жовтня, 2011
12
Государственный контроль за судами в портах государств, отличных от государства флага имеет довольно значительную историю, однако начало регулярному и широкомасштабному контролю такого рода было положено только в начале 90-х в прошлом веке. Важным этапом в развитии этого вида контроля был Парижский меморандум о взаимопонимании о контроле судов государством порта от 23.01.1982 (Paris MOU). Система контроля, созданная на базе Paris MOU и сейчас остается наиболее авторитетной, хотя с тех пор было создано много и других подобных систем, в частности: Латиноамериканский меморандум от 05.11.1992 (Соглашение Винья-дель-Мар), Токийский меморандум от 02.12.1993, Карибский меморандум от 09.02.1996, Средиземноморский меморандум от 11.07.1997, Индоокеанский меморандум от 05.06.1998, Африканский меморандум от 22.10.1999, Черноморский меморандум от 07.04.2000 и т.д. По сравнению с контролем за морскими судами со стороны государства флага контроль со стороны государства порта доказал свою большую эффективность.
Современный этап в развитии Paris MOU характеризуется окончательным утверждением нового инспекционного режима (НИР), который начал действовать с 01.01.2011. Основные элементы НИР:
– новая цель: инспектирование всех судов, заходящих в порты Европы;
– расчет уровня риска, связанного с судном;
– новые категории и виды инспекций;
– обязанности по уведомлениям о заходе судна в порт;
– запрет на заход в порты Европы при повторяющихся задержаниях судна в результате инспектирования;
– новая информационная система – ТЕТИС.
Особо отмечается разработка Специальной рабочей группой Paris MOU процедур контроля судов на предмет исполнения требований Конвенции о труде в морском судоходстве 2006 г. в предвидении вступления этой Международной конвенции в силу.