Море флагов. Отечественных судовладельцев призвали под украинские знамена
15 Листопада, 2005
16
Министерство транспорта и связи собирается вернуть под украинский флаг суда из офшорных зон. Профильный министр Виктор Бондарь уже заявил о том, что его ведомство разрабатывает систему регистрации судов, конкурирующую по льготам с системами Мальты, Панамы, Либерии и других офшорных государств. «Мы планируем в течение пяти лет привлечь 3-4 тыс. судов под украинский флаг. В разрабатываемом законопроекте портовые и другие сборы для судов под украинским флагом в зависимости от категории груза будут на 20-30% ниже, чем для судов, работающих под флагом другого государства», – отметил г-н Бондарь. По словам министра, при регистрации судна под украинским флагом компании будут платить лишь разовый регистрационный сбор и ежегодный сбор, которые варьируются в зависимости от грузоподъемности судна. Таким образом, с помощью значительных льгот для судов планируется привлечь грузопотоки под украинский флаг и за счет налогов и сборов с торговых операций наполнить бюджет государства. При этом идея вернуть под украинский флаг судоходные компании возникла неслучайно: отрасль не первый год пребывает в плачевном состоянии.
По данным Минтранса, по итогам 2005 г. объем перевозок грузов флотом судоходных компаний и портов увеличился на 4,3% и составил 7,8 млн. т. Морскими торговыми портами «переработано» 109 млн. т грузов, в том числе транзитных – 39,04 млн. т. Из 18 морских торговых портов двенадцать увеличили объемы грузопереработки по сравнению с 2004 г. Наиболее значительными среди торговых портов Украины считаются Одесский, Ильичевский, обладающие наибольшими контейнерными терминалами, и морской торговый порт (МТП) «Южный». На их долю приходится около 60% всего грузооборота украинских морских портов.
Однако несмотря на утешительную официальную статистику о растущих объемах грузопотоков, состояние самого флота не характеризуется блестящими цифрами. По данным исследований ООН Review of Maritime Transport, на 1 января 2003 г. Украина имела торговый флот суммарным дедвейтом (грузоподъемностью) 1,081 млн. т и занимала по этому показателю 54-е место в списке флотов стран мира. В то же время, по данным «Укрморречфлота», если на 1 января 1991 г. в составе отечественных судоходных компаний Украины насчитывалось 375 только морских судов общей грузоподъемностью 5,3 млн. т, то к началу 2005 г. суммарный дедвейт морских, речных судов и судов типа «река – море», зарегистрированных в Украине, насчитывал лишь 1,2 млн. т. При этом эксперты отмечают катастрофическую изношенность судов: средний возраст большинства судов украинского торгового флота уже превысил предельный 25-летний порог.
Наиболее мощными компаниями, которым присвоен статус национальных перевозчиков, являются АСК «Укрречфлот», ОАО «Украинское Дунайское пароходство» и СК «Укрферри». По данным Минтранса, эти компании к началу 2006 г. имели в собственности в сумме 819 судов. Таким образом, с начала периода независимости в Украине наблюдается ситуация, когда численность флота выросла, однако его общий дедвейт снизился в несколько раз. При этом закон, разрабатываемый в Минтрансе, призван в корне повлиять на сложившуюся ситуацию в отрасли.
Годовая рентабельность судоходных компаний под украинским флагом составляет несколько процентов
Эксперты также отмечают, что введение льгот сулит еще и ряд дополнительных проблем. «В случае введения системы, подобной офшорным государствам, под украинский флаг могут прийти суда с сомнительной репутацией. Флаги Камбоджи, Монголии и других государств удобны тем, что наделав где-то долгов, судно может легко «укрыться» в офшорных зонах. Если судно ходит под флагом офшорного государства, исполнить судебное решение в таких странах практически невозможно, так как они либо не являются участниками конвенции ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 1958 г.), либо их национальное законодательство не только не соответствует положениям данной Конвенции, но и серьезно осложняет процедуру приведения в исполнение иностранного арбитражного решения», – прокомментировала изданию СЕЙЧАС партнер «Международной юридической службы» Наталья Шпак.
По мнению экспертов, в настоящее время вести торговлю, используя украинский флаг, достаточно невыгодно. Рентабельность судоходных компаний составляет несколько процентов. «Наш судоходный бизнес в принципе не так уж и далек от мировых стандартов, хотя еще много к чему надо стремиться. Целью должна быть организация бизнеса по международным стандартам с весьма прозрачными условиями. Кто захочет платить 20% НДС за право ввоза судна на территорию Украины? Суда, как правило, приобретаются под банковский кредит. Какой банк предоставит кредит для судна, зарегистрированного в украинском реестре? Правовая система не отличается надежностью и прозрачностью. Таким образом, в Украине слишком велики риски, связанные с защитой интересов кредиторов. При этом рынок морского страхования у нас практически отсутствует», – говорит г-жа Шпак.
Именно поэтому эксперты призывают чиновников подходить к решению проблем отрасли комплексно: т. е. снизить налоговое давление, обеспечить льготы торговым компаниям под украинским флагом, например при перевалке грузов в портах, перевозках железными дорогами, кроме того, почистить реестр от «мертвых» судов, которые давно не функционируют, обновить сам торговой флот, ввести льготы для судостроительных компаний, чтобы строить суда в Украине стало выгодно и т. д. К сожалению, становится очевидным, что такой комплекс проблем одним законом не решить. Это дело не одного года работы.