Невостребованные грузы с точки зрения морского перевозчика
4 Квітня, 2013
25
Ообщеизвестно, что проблема невостребованных грузов стоит очень остро. Такие грузы затоваривают площадки транспортных предприятий — портов и терминалов, железнодорожных станций, замораживают оборот капитала и часто оказываются вредными для окружающей среды.
Это грузы, от которых официально отказался грузовладелец либо лицо, уполномоченное на их получение (abandoned goods). Это любые другие грузы, которые не востребованы и не получены грузовладельцем или его представителем в разумные или установленные правилами сроки с момента их доставки перевозчиком (unclaimed goods).
С точки зрения линейного морского перевозчика (его агента), любой груженый контейнер, который находится в месте погрузки, выгрузки, хранения (в порту, на терминале, складе) более 30 дней, уже можно считать потенциально залежалым грузом и готовиться к принятию мер по освобождению контейнера, снижению возможных убытков. Внутренними процедурами линий (т.н. SOPs) могут быть предусмотрены и более ранние сроки для принятия мер по снижению возможных убытков. Например, после истечения так называемого свободного времени. Но следует помнить, что P&I клубы, которые страхуют ответственность линейных морских перевозчиков, не возмещают расходы и убытки, связанные с распоряжением невостребованным грузом, понесенные в течение первых 30 дней хранения.
К рекомендуемым мерам профилактического характера, как правило, относятся следующие мероприятия.
1. В отношении контейнеров, невостребованных 8 дней и более (как сухих, так и рефрижераторных): а) отправка уведомлений получателю и/ или извещаемой стороне с предложением получить доставленные контейнеры немедленно, с указанием ставок оплаты (в т.ч. свободное время, хранение, демередж/ детен-шен) и размера текущей задолженности по указанным платежам;
б) отправка уведомлений на регулярной основе соответственно через 7, 14, 21, 30, 45 и т.д. дней;
в) осуществление общего мониторинга на еженедельной основе с описанием текущего статуса невостребованного контейнера;
г) если получатель, извещаемая сторона не отвечает, перепроверка и верификация контактов указанных
клиентов, в т.ч. путем получения информации из государственного реестра или ответов на запросы в правоохранительные органы.
2. Относительно контейнеров, невостребованных 30 дней и более:
а) в отправляемых на регулярной основе уведомлениях обращается особое внимание получателей на факт кумулятивного увеличения расходов по невостребованному контейнеру;
б) после 30 дней (21 день по рефконтейнерам) следует обратиться в офис по месту отправки с целью уведомления отправителя о невостребованном контейнере и растущих расходах;
в) все осуществляемые мероприятия по каждому залежалому контейнеру должны фиксироваться в специальной программе (электронном
журнале).
Исключения составляют случаи, когда следует обратиться в офис по месту отправки незамедлительно, а именно, когда
получатель по месту выгрузки контейнера недосягаем, несмотря на принятые меры его обнаружить, объявлен банкротом или имеются достоверные сведения о том, что его реквизиты неверны;
невостребованные контейнеры изъяты таможней. В этом случае, если контейнеры изъяты до истечения 21 (рефконтейнеры) или 28 дней — иные контейнеры, так же следует известить отправителя о том, является ли такой груз отказным по местным правилам, и/ или в каких случаях применяются указанные правила;
получен отказ получателя от груза или извещение о том, что получатель отказывается от груза.
По сути, следует предпринять все необходимые меры по привлечению к делу отправителя в случае, если стало ясно, что получатель намерен отказаться от груза. При этом следует помнить, что с агента линии по месту доставки ни в коей мере не снимается ответственность по сбору всех причитающихся перевозчику платежей.
Выполнение всех вышеуказанных процедур является достаточным доказательством исполнения перевозчиком (его агентом) правил страховщика P&I о мерах по уменьшению ущерба (mitigation of damages) и позволит минимизировать риск отказа в страховой выплате.
С точки зрения гражданского: конодательства, у перевозчика возникает право распорядиться грузом, в отношении которого имеется отказ грузовладельца. В соответствии со ст. 347 Гражданского кодекса Украины (ГК Украины), собственник имеет право отказаться от собственности путем заявления об этом, а также путем иных действий, свидетельствующих об отказе от права собственности (конклюдентных действий). Если право собственности на вещь не подлежит государственной регистрации, например, транспортные средства, владелец вправе оккупировать (присвоить) груз немедленно, поскольку в случае отказа собственника (бросание — derelictiо) он утрачивает право собственности немедленно по совершении таких действий.
На получателя возлагается обязанность получить груз в установленный рок согласно публичным тарифам линий, а перевозчик обязан выдать груз но требованию грузополучателя. Если такое требование не предъявляется и отказ от груза перевозчику не поступает, то имущество следует признать бесхозным.
Реализация грузов как бесхозных или брошенных осуществляется в соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины «О порядке изъятия и реализации грузов, находящихся в морских торговых портах и на припортовых железнодорожных станциях сверх установленных сроков» от 8 апреля 1993 г. № 33—93. Возможность реализации грузов на основании упомянутого Декрета распространяется на следующие грузы:
находящиеся в портах сверх предусмотренных договорами сроков;
срок хранения которых под таможенным контролем закончился, и таможня не предприняла меры для продажи груза;
вывоз которых невозможен по причинам отсутствия требуемых документов на них;
которые в соответствии с действующим законодательством признаны бесхозным имуществом.
Однако важнее этих отношений, частноправовых по своей природе, является то обстоятельство, что грузы находятся под контролем таможни. Таким образом, проблема может быть сведена перевозчиком к задаче избавиться от груза.
Для этого можно использовать режим отказа в пользу государства — ст. 184 Таможенного кодекса Украины (ТК Украины). В соответствии с законодательством Украины отказом в пользу государства признается такой таможенный режим, в соответствии с которым собственник отказывается от товаров, которые пребывают под таможенным контролем без любых условий в свою пользу. В режиме отказа в пользу государства не уплачиваются таможенные пошлины и налоги.
По результатам рассмотрения таможенным органом принимается решение — отказ или разрешение о помещении в таможенный режим отказа.
Решение об отказе в помещении товаров в таможенный режим отказа может быть принято, если:
1) такие товары запрещены для ввоза, транзита в Украину;
2) срок хранения или использования которых истек;
3) требуют особых условий хранения;
4) не прошедшие необходимые виды контроля;
5) радиоактивные материалы;
6) товары, расходы на хранение и реализацию которых превысят сумму поступления от их продажи. Можно использовать этот механизм
Как международными, так и национальными правилами предусмотрено бесспорное право перевозчика на распоряжение залежалым грузом с целью компенсации причитающихся ему платежей, понесенных затрат, связанных с перевозкой и поставкой груза и без согласия получателей груза, но для этого необходимо провести процедуру по признанию права собственности перевозчика на груз. Оформив документы о признании своего права собственности на груз (соответствующий приказ, распоряжение), перевозчик/ агент может подать заявление об отказе от груза в пользу государства. В случае отказа таможни, этот отказ можно обжаловать в суд и в судебном порядке обязать таможню принять груз в режиме отказа в пользу государства.
Если груз ликвидный, его следует передать на реализацию специализированному предприятию по договору на оказание услуг/ работ по освобождению оборудования. В этом договоре необходимо четко предусмотреть сроки работ, порядок распределения выручки от реализации, а также возможность расторжения перевозчиком договора в случае невыполнения услуг/ работ в оговоренные сроки.
Здесь обращаем внимание на один практический момент, с которым, как правило, сталкиваются перевозчики/ агенты, связанные с требованием таможни относительно необходимости того, чтобы получатель по коносаменту и лицо, которому выдано поручение, совпадали. Т.е. возникает вопрос об изменении получателя по коносаменту, а по сути — о выдаче нового коносамента или накладной, притом что ранее выданный сет не возвращен линии.
К сожалению, законодательство не содержит прямого ответа на подобный вопрос. И если исходить из формального подхода, украинское законодательство не отличается от большинства юрисдикции в отношении природы и порядка выдачи коносамента. Так, формально перевозчик не вправе менять коносамент без ясных инструкций отправителя и возврата всего сета изданных коносаментов.
Во избежание тупиковой ситуации, на наш взгляд, следует исходить из принципа аналогии и оценки рисков. Как международными, так и национальными правилами предусмотрено бесспорное право перевозчика на распоряжение залежалым грузом как отказным, так и невостребованным, с целью компенсации причитающихся ему платежей, понесенных затрат, связанных с перевозкой и поставкой груза.
Таким образом, ключевым вопросом в этом случае, на наш взгляд, является вопрос, правомерны ли действия перевозчика по удержанию и распоряжению невостребованным грузом. Но, даже действуя правомерно, перевозчик не может полностью избежать риска получения претензии законного держателя коносамента о выдаче груза.
Конечно, вопрос освобождения оборудования (контейнера) усложняется, если груз в нем неликвидный или пришел в негодность, и невозможно использование его первоначальных потребительских свойств.
В этом случае нам видятся две основные опции действий перевозчика, агента:
1. Самостоятельно инициировать освобождение контейнера через процедуру переработки и/или уничтожения груза. Для этого перевозчику необходимо, применив свое право удержания и распоряжения невостребованным грузом, заключить договор на оказание услуг по освобождению своего оборудования со специализированным предприятием, передав право распоряжения грузом такому предприятию и обязав его вернуть контейнер в срок после его освобождения от груза. Такая процедура, естественно, затратная, поскольку за услуги придется заплатить.
2. Положительным моментом является тот факт, что, передав свое право распоряжения специализированному предприятию, перевозчику не надо будет заниматься растаможиванием и остальными формальностями, связанными с уничтожением или переработкой груза, и срок возврата контейнера, как правило, значительно меньше, чем в случае изъятия груза комиссией/ таможней по приказу специально уполномоченных органов власти в соответствии с законом Украины «Об изъятии из оборота, переработке, утилизации, уничтожении или дальнейшем использовании некачественной и опасной продукции» (№1393-Х-ГУ от 14 января 2000 г.).
2. Не предпринимать самостоятельных шагов к освобождению контейнера. В этом случае груз будет изъят таможней.
В заключение кратко остановимся на процедуре изъятия залежалых грузов по новому ТК Украины, в соответствии со ст. 210, ч. 2, товары, выгруженные из судна в зоне таможенного контроля, являются такими, которые пребывают под таможенным контролем в режиме склада временного хранения (СВХ). Общий срок хранения на СВХ не может превышать 90 дней (ст. 204, ч. 3, ТК Украины). Указанный срок может быть продлен максимум на 30 дней по заявлению собственника и по решению таможни. В течение указанного срока товар должен быть либо:
а) вывезен за пределы таможенной территории Украины;
б) задекларирован в определенный таможенный режим;
в) отправлен в другие таможенные органы.
Товары, которые стали непригодными к употреблению по назначению, испортились или повреждены, подлежат таможенному оформлению как товары, которые поступили на СВХ в непригодном к употреблению, испорченном или поврежденном состоянии (ст. 205 ТК Украины).
Новая процедура, к сожалению, не содержит ответов на все вопросы, касающиеся возможности и порядка возмещения перевозчиками причитающихся платежей/ расходов после изъятия грузов таможней. Однако наверняка перевозчик вправе требовать возврата своего оборудования максимум по истечении 90 дней его хранения на складе таможенного органа, в том числе в порядке искового производства по истребованию своего имущества из чужого незаконного владения.