О разъяснениях МИНЮСТА РФ по окончанию переходного периода реформы арбитража
11 Листопада, 2017
24
1 ноября 2017 года Министерство юстиции РФ на своем сайте опубликовало разъяснение по поводу окончания переходного периода реформы арбитража (третейского разбирательства) в Российской Федерации.
Вот основные моменты разъяснений в краткой форме:
1. По состоянию на 1 ноября 2017 года только четыре арбитража имеют право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения и на администрирование арбитража:
а) МКАС при ТПП РФ;
б) МАК при ТПП РФ;
в) Арбитражный центр при Российском союзе промышленников и предпринимателей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2017 г. № 798-р);
г) Арбитражный центр при некоммерческой автономной организации «Институт современного арбитража» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2017 г. № 799-р).
2. Решения, вынесенные учреждениями, не получившими право администрировать арбитраж, могут быть признаны подлежащими отмене или могут повлечь за собой последствия в виде отказа в выдаче исполнительного листа (к примеру, на основании п.4 ч.3 ст.233 АПК РФ или п.5 ч.3 ст.239 АПК РФ).
3. По спорам, которые были начаты c 01 ноября 2016 года (даты вступления в силу Правил предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения) и до 1 ноября 2017 г. (и, как очевидно следует, после этой даты и до даты подтверждения права учреждения на администрирование арбитража), все функции подлежат выполнению третейским судом, то есть непосредственно составом арбитров (а не учреждением), как при арбитраже ad hoc. Признанию и приведению в исполнение такое решение подлежит как решение, принятое арбитражем ad hoc;
4. Арбитраж, образованный сторонами для разрешения конкретного спора, на любом из этапов не может администрироваться организацией, не получившей соответствующего права;
5. После 1 ноября 2017 года, часть арбитражного соглашения о передаче спора в конкретное учреждение, у которого отсутствует право администрировать арбитраж, становится неисполнимой.
Исходя из разъяснений, представленных Министерством Юстиции Российской Федерации, специалисты Юридической фирмы «Ремеди» предлагают следующий алгоритм проверки:
Проверить, входит ли арбитражное учреждение в список учреждений, которые депонировали свои правила Министерству Юстиции Российской Федерации (актуальный список доступен на сайте Минюста);
Проверить, имеет ли организация право на администрирование арбитража;
Проверить информацию о третейских судьях на официальных сайтах арбитражных учреждений, получивших право администрировать арбитраж;
В любом случае, внимательно проверить документы, которые предлагается подписать при заключении арбитражной оговорки.
Автор:
Андрей Супруненко
Партнер
Юридическая фирма «Ремеди»,
Санкт-Петербург