О запрете однокорпусных нефтяных танкеров
3 Червня, 2021
3
Кабинет министров 19 мая 2021 года издал постановление №500 «О внесении изменений в Порядок ведения Государственного судового реестра Украины и Судовой книги Украины», которое дополнило данный порядок следующим абзацем: «Не подлежат регистрации в Государственном судовом реестре Украины нефтяные танкеры, которые не соответствуют требованиям двойного корпуса или эквивалентной конструкции, установленным Правилами 19 и 28 Приложения I к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней, а также нефтяные танкеры возрастом 25 лет и более после даты сдачи судна, которая определяется пунктами 28.1-28.9 Правила 1 указанного Приложения».
Еще на этапе проекта этого постановления звучали мнения, осуждавшие такое решение, аргументируя тем, что такой запрет исключит из работы старые танкеры, которые используются для транспортировки пищевых масел по Днепру к морским наливным комплексам.
Проблема действительно существует, и в нашей практике были случаи, когда грузоотправители в Днепре долго не могли найти тоннаж для отгрузки 5 тыс. тонн подсолнечного масла (вполне нормальная партия для этого вида груза) в ближневосточный порт. И, правда, специального тоннажа, изначально построенного для перевозки наливных пищевых грузов, на постсоветском пространстве просто нет — в этих целях используются небольшие нефтетанкера и бункеровщики с тщательно замытыми трюмами, насосами и трубопроводами.
Отметим, что Правило 1 Приложения I Конвенции МАРПОЛ-73 дает определения терминов, которые применяются (далее по тексту), включая указанные выше Правила 19 и 28. Вот толкования необходимых нам терминов:
1.1. Нефть (oil) означает нефть в любой форме, включая сырую нефть, мазут, шлам (…) (речь идет только о нефти и производных от нее веществах).
[Oil means petroleum in any form including crude, fuel oil, sludge, oil refuse and refined products (other than those petrochemicals which are subject to the provisions of Annex II of the present Convention) and, without limiting the generality of the foregoing, includes the substances listed in appendix I to this Annex.]
1.5. Нефтяной танкер (oil tanker) означает судно, построенное или приспособленное изначально для перевозки нефти наливом в его грузовых помещениях (…), включая включая химовозы.
[Oil tanker means a ship constructed or adapted primarily to carry oil in bulk in its cargo spaces and includes combination carriers, any “NLS tanker” as defined in Annex II of the present Convention and any gas carrier as defined in regulation 3.20 of chapter 11-1 of SOLAS 74 (as amended), when carrying a cargo or part cargo of oil in bulk.]
Мы приводим столь подробные формулировки, чтобы не возникло разногласий по поводу перевода слова oil — здесь оно означает нефть и только.
Таким образом, можно уверенно утверждать, что запрет регистрации однокорпусных танкеров не распространяется на танкеры, перевозящие пищевые жидкости наливом (растительные масла, патока и т.п.), и можно выдавать и получать регистрационные свидетельства на основании документов класса, где однозначно указан запрет на перевозку нефти и нефтепродуктов или других опасных грузов наливом.
Кроме того, учитывая, что МИУ объявило об открытии внутренних водных путей Украины для иностранных флагов (кроме флага страны-агрессора), владельцы танкеров, переоборудованных для перевозки пищевых грузов, вполне могут сменить флаг на любой удобный, например, близких соседей Молдовы либо Грузии. Что касается требований этих администраций, то судовладельцам и операторам судов стоит внимательно отнестись к изучению нюансов конкретной юрисдикции для рефлагирования.
Специально для ports.ua