Парижский меморандум: история вопроса
17 Липня, 2020
3
Осуществление контроля над судами по обеспечению безопасности мореплавания, соблюдения норм касающихся технических и социально-правовых аспектов, лежит на портовых властях прибрежного государства.
В связи с тем, что вплоть до ХХ в. портовый контроль со стороны прибрежных государств имел довольно формальный характер, существовала необходимость усовершенствования, внедрения действующего механизма контроля за соблюдением требований к эксплуатации, компетенции офицерского состава и команды, а также надлежащего внедрения системы управления на борту судна.
Важной предпосылкой для создания принятия нового порядка регулирования соблюдения норм безопасности мореплавания стала экологическая катастрофа 1978 года, вызванная разливом нефти с судна Amoco Cadiz под флагом Либерии, которое принесло большой ущерб морской фауне, и ликвидация последствий которого привела к огромным расходам со стороны прибрежного государства.
Так, в январе 1982 г. в Париже морскими администрациями 14 государств был принят Меморандум о взаимопонимании по контролю судов государством порта в портах европейских государств и государств Северной Атлантики (Парижский меморандум), вступивший в силу 1 июля 1982 г., который ввел порядок контроля со стороны государства порта за судами.
Парижский меморандум ежегодно публикует отчет государств флагов «Белый, серый и черный список», который представляет полный спектр флагов от флагов с хорошей репутацией до тех, которые не выполняют или не должным выполняют образом конвенционные нормы по обеспечению безопасности мореплавания.
В других регионах также существуют подобные организации. К примеру, государствами Азиатско-Тихоокеанского региона был подписан Меморандум о взаимопонимании по контролю судов государством порта в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Токийский меморандум), который также публикует рейтинг флагов.
«Белый список» включает в себя флаги с низким уровнем задержаний, удовлетворительным результатом портовых проверок.
Флаги со средним уровнем задержаний указаны в «Сером списке». Появление флага в «Сером списке» может быть предпосылкой дальнейшего перехода в «белый» или при ухудшении уровня контроля за своими судами попасть в «черный список».
В свою очередь, нахождение флага в «Черном списке» является сигналом для государств, в которые заходят суда под такими флагами, так как с их стороны неоднократно было установлено нарушение норм безопасности мореплавания, что способствовало многочисленным задержаниям портовыми властями.
1 июля 2020 года был опубликован новый отчет Парижского меморандума, за период с 2017-2019г., который показывает как положительную, так и отрицательную динамику государств флага.
На настоящий момент первую пятерку “белых” флагов формируют Великобритания, Норвегия Багамы, Нидерланды и Дания.
Великобритания поднялась в «Белом списке» с пятого на первое место, и сейчас возглавляет рейтинг флагов, что свидетельствует о снижении количества задержаний и улучшении соблюдения норм обеспечения мореплавания.
Норвегия и Нидерланды вышли из первой пятерки флагов «Белого списка», но все еще держат позиции и остаются в первой десятке списка.
«Серый список», в сравнении с предыдущим отчетом, уменьшился на две позиции так как Соединенным Штатам Америки удалось подняться на несколько позиций и попасть в «Белый список», а Тунис, в свою очередь, спустился и теперь формирует часть «Черного списка».
Панама, Маршалловы острова, флаги с которыми мы работаем, все так же находятся в «Белом списке».
В сравнении с предыдущим отчетом, Панаме удалось подняться в «Белом списке» на две позиции, а Маршалловым островам на одну.
Учитывая популярность флагов Панамы и Маршалловых островов, неудивительно, что эти флаги являются одними из лидирующих по количеству проведенных инспекций, однако нахождение их в «Белом списке» показывает то, что результатом таких инспекций было относительно небольшое количество задержаний, что свидетельствует об осуществлении должного контроля властями государства этих флагов за соблюдением международных норм по безопасности мореплавания.
Из всех списков были исключены Камбоджа и Республика Конго.
Украина по-прежнему осталась в «Черном списке», но перешла из категории «высокого риска» в категорию «от среднего до высокого», что дает надежду на то, что в скором времени, возможно, в следующем году Украина, наконец покажет положительную динамику в снижении уровня задержаний и соответствию высоким стандартам конвенций по обеспечении мореплавания.