P&I возмещение и урегулирование претензий, связанных с разливом нефтепродуктов с судов в украинской части акватории Черного моря
4 Березня, 2008
10
Развитие экономики, в частности транспорта, имеет свою оборотную сторону – увеличение экологических рисков и повышенное загрязнение окружающей природной среды. Загрязнение моря с судов нефтью и нефтепродуктами во внутренней акватории порта чаще всего происходит во время бункеровочных операций – приема топлива на суда. Клубы вза-имного страхования (P&I) принимают на себя риски возмещения ущерба, вызванного загряз-нением морских вод. Таким образом, судовладелец (перевозчик) перекладывает свой риск на страховщика, и возмещение вреда от загрязнения моря нефтепродуктами с судна входит в объем страховой ответственности P&I. Конечно, страховщики устанавливают огра-ничение своей ответственности в договоре страхования, но лимит страхового покрытия P&I обычно вполне достаточен для возмещения убытков и штрафов, предъявляемых за загрязне-ние моря с судна нефтью и нефтепродуктами.
Действия администрации судна по защите интересов судовладельца
Международная конвенция по предупреждению загрязнения с судов 1973 года (MARPOL 73/78) от 02.11.1973, к которой Украина присоединилась 21.09.1993, является важнейшим правовым актом, регулирующим отношения по поводу загрязнения моря с судов. Эта Конвенция содержит весьма детальное определение сброса вредных веществ, которое охватывает широчайший спектр как виновного поведения, так и невиновного:
- утечка,
- удаление,
- разлив,
- протечка,
- откачка,
- выбрасывание и
- опорожнение.
Однако, не считается нарушением Конвенции сброс в целях обеспечения безопасно-сти судна и спасения человеческой жизни на море, сброс в результате повреждения судна или его оборудования, если были приняты все разумные меры по его предотвращению или сведению к минимуму и некоторые другие сбросы и разливы, которые редко встречаются на практике.
Страховым случаем P&I признают, как правило, загрязнение морских вод по следующим причинам:
- столкновение судов,
- пожар на борту судна,
- посадка судна на мель и выбрасывание его на берег,
- авария судовых машин и механизмов,
- утечки за борт судна загрязняющих веществ из-за отсутствия надлежащего контроля за выполнением работ со стороны экипажа во время промывки танков, бункеровки судна, сбора балластных вод, а также
- утечки, не связанные с выполнением работ экипажем, но связанные с выполнением погрузочно-разгрузочных работ.
аиболее распространенным страховым случаем является загрязнение во время бункеровки судов топливом в акватории порта и на внешнем рейде.
На практике важнейшей задачей для капитана судна обычно является исключение возможного обвинения в загрязнении моря нефтью или нефтепродуктами, которые проникли в морскую среду с другого судна. Ведь нефтяное пятно, обнаруженное на месте швартовки судна, могло быть принесено от другого судна ветром или течением. Возможно также образование загрязнения вокруг судна в результате подъема донных отложений на поверхность воды, обусловленного особенностями гидрологического режима или работой гребного винта. В любом случае при обнаружении масляного пятна вокруг судна капитану необходимо вызвать корреспондента P&I и сообщить об этом администрации порта. Если администрация судна отрицает свою виновность в загрязнении моря, капитану судна целесо-образно сделать заявление о морском протесте, что перенесет бремя доказывания вины на лиц, которые будут выдвигать обвинения. В противном случае судовладелец вынужден бу-дет доказывать свою невиновность в обнаруженном загрязнении и его последствиях. В лю-бом случае следует потребовать от администрации порта или представителя экологических властей собрать для лабораторного исследования пробы забортной воды и топлива, а также горюче-смазочных материалов с борта судна. Образцы для лабораторного исследования должны быть опечатаны и изучены надлежащим образом компетентными органами, причем очень важно чтобы при лабораторных анализах присутствовали представители P&I или сюр-вейера. Если лабораторное исследование образцов покажет несовпадение химического со-става или иных свойств нефтепродуктов, взятых на судне, и загрязнителей морской воды, то появляется хороший аргумент для проведения защиты от неосновательного обвинения судна в загрязнении моря. Впрочем, гарантии освобождения от спорных обвинений такая экспер-тиза не дает. Корреспондент P&I может привлечь, исходя из обстоятельств конкретного дела, адвокатов и других специалистов, в частности, специалистов по ликвидации последствий загрязнения вод. На практике обычно уборка акватории портов производится силами и сред-ствами порта. Затраты на проведение работ и утилизацию собранных нефтепродуктов будут отнесены за счет лица, признанного виновным в загрязнении. Виновному будут также предъявлены претензии иных юридических и физических лиц, пострадавших от загрязнения, и претензия за ущерб окружающей природной среде в соответствии с постановлением Каби-нета Министров Украины “Об утверждении такс для исчисления размера возмещения ущер-ба, причиненного вследствие загрязнения с судов, кораблей и иных плавучих средств терри-ториальных и внутренних морских вод Украины” от 03.07.1995. Если загрязнение вод про-изошло именно нефтью или нефтепродуктами, такса равняется 329 USD/кг нефтепродуктов.
Права Государственной инспекции охраны Черного моря и административная ответственность за нарушение требований по охране морских вод от загрязнения и засорения
Органом, который осуществляет функции по экологической охране и защите Черного моря в Украине, является Государственная экологическая инспекция по охране окружающей природной среды Черного моря. При обнаружении факта загрязнения моря инспекторы этой организации прибывают на судно, которое подозревается в загрязнении. Они осматривают нефтяные магистрали, резервуары, насосы и др. оборудование, проверяют журнал нефтяных операций. Инспекторы собирают образцы нефти и нефтепродуктов из резервуаров, находя-щихся на борту, и забортной воды. Образцы опечатываются в присутствии капитана, и один из образцов остается у капитана. Если лабораторные анализы покажут идентичность образ-цов нефтепродуктов с борта судна и нефтепродуктов, содержащихся в забортной воде, ин-спекторы считают, что факт нарушения экологического законодательства судном установ-лен. Они составляют и выдают следующие документы:
- Протокол о факте нарушения законодательства об охране окружающей природной среды Украины;
- Постановление о наложении административного штрафа на капитана;
- Претензию на компенсацию ущерба окружающей природной среде;
- кроме того, администрация порта выдает претензию на компенсацию убытков, связанных с очисткой акватории от нефтепродуктов и их утилизацией.
Корреспондент P&I и сюрвейер также собирают доказательства, связанные с разливом нефти или нефтепродуктов. Они опрашивают капитана и других членов экипажа о времени и месте обнаружения разлива, производились ли операции с нефтепродуктами во время пред-полагающегося разлива, уточняют координаты судна в момент разлива, время стоянки в пор-ту, места швартовки и перешвартовки, сведения о погоде и направлении ветра в момент об-наружения разлива и после него. P&I представитель и сюрвейер должны выяснить количест-во, вид и характер загрязняющего вещества, площадь загрязнения, метод отбора проб эколо-гами, провести осмотр агрегатов, конструктивных узлов, трубопроводов, корпуса судна на предмет неисправности или повреждения, наличия следов нефтепродуктов. При этом долж-ны присутствовать представители администрации судна и по возможности представители экологической инспекции. Присутствие представителей экологической инспекции также желательно при опросе капитана и других членов экипажа.
Положение о порядке исчисления размера возмещения и уплаты убытков, причиненных в результате загрязнения с судов, кораблей и других плавучих средств территориальных и внутренних морских вод Украины, утвержденное приказом Министерства охраны окру-жающей природной среды и ядерной безопасности Украины от 26 октября 1995 г. № 116, регулирует порядок определения размера убытков, причиненных нарушением экологическо-го законодательства, и их возмещения. Методика расчета размеров возмещения убытков, причиненных государству вследствие нарушения законодательства об охране и рациональ-ном использовании водных ресурсов, утверждена приказом того же Министерства от 18 мая 1995 г. № 37.
комплект судовой документации, представляющейся страховщику входит:
- выписка из судового журнала, заверенная капитаном;
- выписка из машинного журнала, заверенная капитаном или главным (старшим) механиком судна;
- рапорт главного механика;
- n
- письменные показания очевидцев случившегося (потенциальные свидетельские показания);
- выписка из топливного журнала;
- сопроводительная документация бункеровки;
- копии морских протестов и переписки;
- подробное описание страхового случая;
- описание мер, предпринятых экипажем для предотвращения дальнейшего распространения очага загрязнения;
- заявление о случившемся в администрацию порта с указанием времени и места;
- доказательства вызова P&I представителя;
- схема системы топливных, нефтяных и балластных танков;
- схема системы бункеровки и транспортировки наливных грузов;
- сведения об остатках, содержащихся в танках;
- информация и возможные доказательства источника загрязнения, опровергающие обвинение против судна.
Капитан может организовать действия экипажа по ограничению или локализации пятна загрязнения как на судне, так и за его бортом. Если при этом используются активные химические средства, необходимо получить разрешение на их использование от местных властей, поскольку такие средства могут относиться к веществам, загрязняющим окружаю-щую природную среду или отравляющим веществам. Особенно уместно экипажу судна предпринимать действия по ограничению и минимизации загрязнения, если вина судового экипажа очевидна. Если вина судна в загрязнении моря не явная, такие действия также, как правило, приводят к позитивному результату или к уменьшению негативной оценки поведе-ния экипажа или его членов. А негативная оценка может не ограничиться имущественными претензиями и задержанием судна до их урегулирования, но часто предполагает и админи-стративную ответственность капитана или главного (старшего) механика в соответст-вии со ст.59-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Такая ответ-ственность налагается в виде штрафа, причем не только за состоявшееся загрязнение, но и за проведение погрузочно- разгрузочных работ, которые могут привести к загрязнению, при неполучении соответствующего разрешения государственных органов охраны окружающей природной среды, если получение такого разрешения обязательно, а также за несообщение администрации ближайшего порта Украины о произведенном сбросе в море вредных ве-ществ без соответствующего разрешения в случае крайней необходимости.
Уголовная ответственность за загрязнение моря
Наибольшую опасность представляет загрязнение моря, которое содержит состав пре-ступления, предусмотренного ст.243 Уголовного кодекса Украины. Объектом такого пре-ступления является установленный порядок использования и охраны моря. Жизнь и здоровье человека, собственность и другие блага, связанные с экологической безопасностью морской среды, могут также составить объект этого преступления. Предметом его могут быть внут-ренние морские воды, территориальное море, воды исключительной (морской) экономиче-ской зоны Украины и открытое море. С объективной стороны совершение преступления, предусмотренного ст.243 УК, возможно в 3 формах:
- нарушение специальных правил, которое повлекло загрязнение моря и создало опасность для жизни или здоровья людей или живых ресурсов моря либо могло воспрепятствовать за-конным видам использования моря (ч.1);
- незаконный сброс или захоронение вредных веществ, материалов и отходов (ч.1);
- несообщение о подготавливаемом или осуществленном вследствие крайней необходимости сбросе либо о неотвратимых потерях вредных веществ или смесей, содержащих такие вещества сверх установленных норм, других отходов, если это создало опасность для жизни, здоровья людей или живых ресурсов моря либо могло причинить вред зонам лечения и отдыха или воспрепятствовать другим законным видам использования моря (ч.3).
Субъектом преступления могут быть лишь специальные лица – ответственные за ин-формирование надлежащих адресатов, например, в третьей форме; лица, обязанные соблю-дать соответствующие правила, в частности, должностные лица: капитаны судов, должност-ные лица иных находящихся в море сооружений и средств, предприятий и организаций, в служебные полномочия которых входит обязанность обеспечивать соблюдение специальных правил охраны моря от загрязнения и контролировать их выполнение подчиненными, а так-же работники, непосредственно эксплуатирующие системы, установки и механизмы при вы-полнении операций с вредными веществами или отходами (машинисты, вахтенные матросы и т.п.) – в первой и второй формах.
Субъективная сторона этого преступления характеризуется как умыслом, так и неос-торожностью без цели ослабления государства путем массового уничтожения людей или причинения вреда их здоровью. Если же будет установлено наличие такой специальной цели, возможно наличие другого преступления – диверсии (ст.113 УК). Как правило, загрязнение моря совершается по неосторожности. Если же будет установлен умысел на массовое отрав-ление растительности или животных, отравление воды или атмосферы, возможно наличие экоцида, предусмотренного ст.411 УК.
В первой и второй формах загрязнение моря может быть квалифицированным. Ч.2 ст.243 предусматривает такие квалифицирующие признаки: причинение гибели или заболе-вания людей, массовой гибели объектов животного и растительного мира, либо иных тяжких последствий. Таким образом, достаточно гибели хотя бы одного человека; причинения вреда здоровью хотя бы одного человека, соответствующего по степени тяжести средней тяжести или тяжким телесным повреждениям, либо здоровью населения, например, значительное повышение заболеваемости населения; уничтожения рыбы, мальков или икры, мест их раз-множения, обитания, или кормления; иных тяжких последствий, выражающихся, например, в выведении из строя предприятия или важного сооружения, вынужденного переселения лю-дей из-за невозможности их проживания на определенной территории, массовой временной эвакуации населения, чтобы ответственность наступила по ч.2 ст.243 УК, которая преду-сматривает максимальный срок лишения свободы – до 5 лет.
Конечно, преступное загрязнение моря – явление очень редкое. Обычно ответственность по претензии ограничивается уплатой на банковский счет, указанный в претензии, денежной суммы. Если виновность судна в загрязнении моря вызывает сомнения, для освобождения судна из-под ареста обычно в международной практике как способ обеспечения обя-зательства предоставляется банковская гарантия.