Почему 64 доли в яхте?
24 Квітня, 2020
10
Многие собственники яхт, зарегистрированных под британским флагом, наверняка, сталкивались с оформлением купчей (англ. – Bill of Sale), которая является неотъемлемой частью процедуры передачи права собственности.
При рассмотрении этого документа можно заметить, что право собственности на яхту, которое передаётся на основании купчей, формально поделено на 64 доли (англ. – share), которые в своей совокупности приравниваются к привычным нам 100 процентам.
История происхождения такой особенности известна не всем. Так, существует множество теорий происхождения деления яхты на 64 доли, истоки которых уходят в Средневековье и даже в период Римской империи. Дальше мы остановимся на нескольких самых популярных теориях.
Теория первая
Исторически корпус деревянных морских судов часто состоял из 64 ребер. Поэтому, при продаже лодки, необходимо было обозначить каждую ее часть.
Теория вторая, возникшая в викторианскую эпоху
Лодка делилась на 100 долей, однако 36 из них взимались в качестве налога, и, соответственно, у владельца оставалось ровно 64 доли. Похожая теория сложилась и в Великобритании, где 36 долей лодки удерживались британским правительством, позволяя ему реквизировать лодку во время войны, оставляя владельцу 64 доли.
Теория третья. Итальянская
Истоки следующей теории уходят в средневековую Италию. Так, в Венеции многие товары было принято делить на 24 и 64 доли. Путем продажи долей в судах осуществлялся сбор средств на их строительство и будущие плавания. Позже эта практика получила распространение и на остальной территории Европы.
Теория четвёртая. Логичная
Однако одним из самых логичных объяснений можно признать использование двоичного принципа деления лодки и впоследствии каждой из полученных долей пополам, доходя до 1/64 доли.
Отложив теории в сторону, стоит отметить, что первое упоминание о 64 долях в законодательстве Великобритании появилось в Акте о регистрации британских судов 1845 года (Act for the Registration of British Vessels). И только в 1880 году Закон о торговом судоходстве Великобритании 1854 года (Merchant Shipping Act), который существует и по сей день, позволил одновременную регистрацию судна на 64 отдельных собственников.
История происхождения деления яхты на 64 доли все еще остается предметом поиска исследователей, ведь наверняка установить первоисточник будет практически невозможно. Однако, и по сей день большая часть бывших колоний Великобритании и членов Британского содружества наций (Джерси, БВО, Каймановы остова, Гибралтар) пользуются устоявшейся практикой деления яхты на 64 доли.
Специалисты яхтенной практики Interlegal помогут Вам разобраться в специфике регистрации и переоформления права собственности на яхты под британским и другими флагами.