Покупая бизнес

1 Жовтня, 2008

3

Покупая бизнес…

Часть 1

Бывают в жизни ситуации, когда вы в пятницу подписываете последние документы, завершая многомесячный процесс продажи одного объекта, а в понедельник вам поступает интересное предложение о приобретении нового. Причем, по каким-то не ведомым законам, все это происходит в первых числах января, объект крайне интересный, цена разумная и времени на размышления не так много. Кроме того, предлагается к продаже не просто актив, а бизнес… Продавать всегда проще. Деньги состоят из стандартных купюр или цифр и, за редким исключением, не пахнут, поэтому достаточным условием является просто получить контроль над ними.
Роль покупателя сложнее. Вместо суммы на его банковском счете ему предлагают нечто, хоть и определяемое емким словом «бизнес», но состоящее из множества разнообразных компонентов.
С чего начать? Для начала определиться, а что собственно продается…

n

1. Представление Продавцом характеристик объекта и желаемые условия сделки


Сколько бы Покупатель предварительно не общался с Продавцом, и сколько бы письменных предложений не получил, первая официальная встреча сторон – это то, без чего не должна обходиться ни одна сделка. В процессе длительного либо не очень поиска покупателя условия его продажи, да и сам Объект, наверняка претерпели изменения.
В случае, если первоначальная встреча Продавца и Покупателя происходит с глазу на глаз, Покупателю желательно заранее уточнить у юридического советника, какие именно вопросы об объекте ему необходимо задать, для того, чтобы советник мог эффек-тивно произвести анализ объекта и предложения Продавца.
В первую очередь, Покупатель и советник должны получить четкие и ясные ответы на вопросы:
1. Что именно продается? Компания? Целостный имущественный комплекс? Объект недвижимости?
2. Что входит в Объект продажи?
Если продается компания, то комплектность может включать контракты с клиентами, лицензии, активы, дебиторскую и кредиторскую задолженности, торговые знаки, ноу-хау, и др.
Недвижимость как объект покупки требует ясности касательно включения в Объект земли и оборудования, коммуникаций, правоустанавливающих документов и пр. В случае продажи Целостного имущественного комплекса интересно все вышеуказанное.
3. Какова желаемая цена и продается ли Объект по частям?
4. Каковы предполагаемые сроки продажи и нет ли препятствий для их продления?
5. Есть ли необходимость осуществления перед сделкой каких-либо дополнительных процедур (получение согласия общего собрания, оформление доверенностей) и сроки таких процедур?
6. Есть ли у Продавца все необходимые полномочия или возможность и сроки полу-чения таких полномочий?
7. Существуют ли предпочтительные формы расчетов?
8. Вопросы касательно готовности Продавца предоставить гарантии в отношении юридической чистоты Объекта и пр.

Все ответы крайне желательно зафиксировать в письменном виде во избежание непонимания на столь раннем этапе общения. Возможно, стоит просто передать Продавцу перечень необходимых вопросов и получить письменные ответы.

2. Предварительный анализ предложения Покупателем

После получения от Продавца первоначальных данных сторона Покупателя переходит к следующему этапу, который включает предварительную проверку Продавца и Объекта. Даже в случае, если Покупатель и Продавец давно знакомы, проверка не будет лишней. Зачастую элементарный анализ может выявить вещи, которые ускользнули от вни-мания Продавца (неточности в уставных или в правоустанавливающих документах, несоответствия данных в государственных реестрах, аресты или обременения, судебные процессы и пр.), но без исправления которых сделка может быть затруднена или цена объекта существенно снижена. В настоящее время на рынке услуг существуют возможности оперативного поиска комплексной информации о компаниях и их собственниках, уставных документах, пред-принимательской активности и финансовых показателях, наличии арестов и обременений имущества, существовании действующих или результатах прошлых судебных процессов и т.д.
Учитывая естественное желание Продавца получить большую сумму, а Покупателя потратить меньшую, второму рекомендуется тщательно относиться к поиску и анализу факторов, которые могут повлиять на цену Объекта, независимо от того, приобретается бизнес, недвижимость, яхта или другой товар.
В нашем случае все вышесказанное даст Покупателю аргументы для выстраивания ответного предложения по сделке и выдвижения требований к Объекту, без которых предложение в том виде, в котором оно существует, не может быть принято. В результате дальнейших переговоров Продавец может либо снизить цену Объекта на стоимость исправления недостатков, либо исправить последние, повысив тем самым привлекательность Объекта.

3. Обсуждение сторонами предварительных условий сделки

Этап является крайне важным для обеих сторон. От того, к чему именно придут стороны в результате переговоров, зависит дальнейший ход сделки. Попытка одной из сторон изменить условия или сценарий сделки в ходе реализации может вызвать дополнительные расходы (которые наверняка лягут на инициатора изменений) либо повлечь отказ второй стороны от сделки.
Крайне желательно для Покупателя, чтобы на данном этапе присутствовал юридический советник либо иное лицо, которое будет в дальнейшем координировать ход сделки. В противном случае советник получит информацию не из первых рук, что может привести к искажению принципиального смысла договоренностей, и, соответственно, к разработке неверного сценария сделки, что может ее существенно затянуть.
Первым условием, которое необходимо обсудить сторонам – это вопрос детальной проверки (Due Diligence) Покупателем объекта продажи.
Пренебрегать такой проверкой не рекомендуется даже в случаях, когда Объект и/или Продавец знакомы Покупателю. Результаты проверки проведут четкую границу между состоянием объекта «до продажи» и после таковой». Покупатель получит исчерпывающие сведения об Объекте, а Продавец существенно снизит вероятность каких-либо претензий Покупателя в дальнейшем («Бачили очі, що купували» ). Изучения требует правильность ведения бухгалтерского и налогового учета, достоверность данных о дебиторской и кредиторской задолженности, легитимность разрешительных и правоустанавливающих документов и другие факторы, которые невозможно проверить без предоставления Продавцом полного доступа к своим внутренним документам.
Именно поэтому Покупателю крайне желательно оговорить, что окончательная цена объекта сложится исходя из результатов такой проверки, и получить возможность полного доступа к объекту.
Обсуждение цены Объекта в предварительных переговорах сводится к доведению до Продавца выявленных в результате первоначального анализа недостатков объекта, обсуждению вопроса о снижении цены в соответствии с необходимостью их исправления, а после остановки на какойто приемлемой для сторон цифре, определению механизма корректировки цены по результатам аудита и юридической проверки.
Следующий вопрос, который вытекает из предыдущего: а что будет, если Продавец, осознанно или нет, предоставит не полные данные для анализа? Ведь тогда за пределами анализа могут остаться данные о каких-либо судебных решениях, финансовых отношениях или конфликтах, которые в дальнейшем существенно повлияют на объект либо вообще выведут его из-под контроля Покупателя? Для снижения подобных рисков и существенного улучшения памяти Продавца существует институт гарантий. Это могут быть как финансовые механизмы, так и поручительства физических и юридических лиц, которые существенно снизят риски Покупателя и мотивируют Продавца крайне взвешенно относиться к своим обещаниям. Эффективность гарантий зависит от тщательности их выписывания советником, а для предварительных переговоров достаточно оговорить принципиальное согласие Продавца гарантировать добросовестное предоставление всей запрошенной Покупателем документации и готовность подтвердить это письменно.
И, наконец, одним из главнейших условий, с которых начинается большинство переговоров, является вопрос гарантированных расчетов. Что же вперед: «деньги» или «стулья»? Как и когда осуществлять оплату и как гарантировать соблюдение сторонами всех условий сделки?
Самый простой путь – произвести сделку в Украине и заплатить все мыслимые и немыслимые в Украине платежи и налоги. Но в случае, если стороны желают произвести оптимизацию платежей и/или в сделке участвуют иностранные компании (в том числе оффшорные), наверняка потребуются разработка иного сценария. Соответственно, сторонам необходимо обсудить моменты, связанные с необходимостью/возможностью оптимизации расчетов, и обоюдное согласие на использование в схеме сделки обеспечительных мер, которые максимально снизят, или даже полностью устранят возможность нарушения договоренностей какой-либо из сторон и срыва сделки против их воли.

4. Внесение Покупателем обеспечительного платежа

Первым и самым распространенным механизмом обеспечения выполнения условий сделки является внесение Покупателем задатка. Такой платеж призван гарантировать невозможность безболезненного отказа Покупателя от приобретения объекта после предоставления Продавцом доступа ко всей внутренней документации. На практике, чаще всего, такой платеж играет больше психологическую роль, так как, с юридической точки зрения, оформление задатка без заключения основного или предварительного договора не несет правовых последствий. Соответственно, если Покупатель пожелает, он, при наличии письменной расписки, может вернуть себе такой «задаток» обратно в судебном порядке. Правда получить двойной размер задатка, если Продавец не выполнит договоренности и откажется продавать Объект, Покупателю также не удастся.
Однако сама необходимость обеспечительного платежа не вызывает сомнений, поскольку внесение Покупателем такой суммы (на практике размер составляет 10-20% от цены объекта) дисциплинирует Покупателя и настраивает стороны на более прагматическое отношение к сделке и ее срокам.
Другое дело, что Покупатель должен быть заинтересован в надлежащем оформлении внесения данной суммы, чтобы исключить возможность недобросовестного поведения со стороны Продавца. Возможно, стоит воспользоваться услугами посредника, которому стороны могут доверять. К сожалению, использование для данных целей банковских инструментов крайне ограничено в Украине, а привлечение иностранных банков затруднительно, в виду недостатка времени. И Продавец, и Покупатель стремятся как можно быстрее зафиксировать предварительную договоренность, и обеспечительная сумма служит именно этой цели.
Хорошей альтернативой в данном случае могут выступить юридические компании, которые, по обоюдному мнению сторон, обладают устойчивой репутацией и необходимым опытом.
nСтоит заметить, осуществление обеспечения – это, фактически, репетиция основной сделки, который порождает задел доверия между сторонами на будущее. В зависимости от степени доверия и тщательности соблюдения договоренностей сторонами на всех этапах сделки, процесс купли-продажи бизнеса может варьироваться от почти механическо-го исполнения спланированного советниками и одобренного сторонами сценария до крайне сложного и нервного соревнования между юристами и их нанимателями с посто-янными переговорами на грани срывов и инфарктов.

Покупая бизнес…

Часть 2

В предыдущей части мы оставили позади такие важные этапы приобретения бизнеса как: представление продавцом объекта, анализ предложения покупателем и обсуждение сторонами условий сделки. Впе-реди такие не менее важные этапы как разработка сценария сделки и его реализация..

5. Разработка сценария сделки. Гарантирование расчетов

После того как основные условия оговорены, необходимо скомпоновать из всех принятых сторонами решений тот самый сценарий, по которому будут развиваться события сделки в дальнейшем. Финальным результатом такого сценария должен являться гарантированный и полный переход Объекта Покупателю, а оговоренной (или рассчитанной, согласно договоренностям) денежной суммы Продавцу. Сценарий сделки должен быть рационален, по возможности не зависим от кратковременных естественных и человеческих факторов, а главное – понятен обеим сторонам.
Календарь сделки должен включать в себя все необходимые действия сторон, расписанные по датам (если необходимо и времени суток), с учетом графиков работы всех основных и вспомогательных участников сделки, в т.ч. учреждений, организаций, чиновников и специалистов. И Продавец, и Покупатель должны ясно представлять, когда и что именно они должны будут сделать, чтобы сделка удачно завершилась.
Правильно организованный сценарий сделки должен предусматривать достаточные механизмы, чтобы ни одна из сторон, одобрившая такой сценарий, не могла в дальнейшем отказаться от сделки в одностороннем порядке.
К примеру, для приобретения актива (недвижимость, земля, разрешительные документы, лицензии и др.) путем покупки компании недостаточно подписать договор купли-продажи корпоративных прав. Необходим предварительный созыв собрания собственников и одобрение ими сделки, а также последующая государственная регистрация изменений в соответствующем реестре. Выполнение всех этих действий Продавцом до уплаты денег Покупателем крайне рискованно, так как в случае, если последний не рассчитается, вернуть компанию, а главное актив, может быть попросту невозможно.
Уплата же Покупателем денег ранее, чем он убедится в легитимности соответствующей документации (правомерности выдачи лицензий, действительности договоров аренды и пр.), может повлечь приобретение не бизнеса, а комплекта уставных документов, не имеющего никакой ценности. Наличие подобных рисков и требуют использова-ния надежных механизмов расчетов при заключении сделок купли-продажи бизнеса.
Кроме того, действенной является автоматизация штрафов – когда в случае явно намеренного отказа одной стороны от исполнения обязательств (неосуществление трансфера, не подписание в срок документов и т.д.), с совместного счета сторон в пользу второй стороны банком списывается оговоренная сумма штрафа, что позволяет избежать длительного взыскания в судебном порядке.
На этом же этапе сделки разрабатывается механизм оптимизации налоговых и других платежей, одобренный сторонами. Для этого анализируется необходимость привлечения иностранных компаний, трастов, банков, в том числе как источников финансирования и/или обеспечения гарантий сторон. Продумывается последовательность всех этапов и процедур сделки с учетом требований соответствующего законодательства и региональной практики. Учитывается все, вплоть до формальных требований отдельно взятых чиновников и специалистов, без привлечения которых невозможно обойтись в данном случае.
r В зависимости от сложности сделки, договоры могут содержать от десятков до сотен страниц. Это объективно необходимо на случай разрешения возможных споров между сторонами в судебном порядке. Задача профессионального юридического советника состоит в том, чтобы договоренности Продавца и Покупателя были сформулированы настолько понятно и прозрачно для них самих, чтобы максимально исключить возникновение конфликтных ситуаций между сторонами в процессе и после осуществления сделки.

В упрощенном виде схема сделки для сторон может выглядеть следующим образом:
«А» обязуется:
до 1 числа
– открыть счет в банке «X»,
с 3 по 15 число – предоставить доступ представителям «Б» к документам Объекта,
20 числа – провести общее собрание акционеров,
21 числа – направить решение общего собрания по адресу «***»,
23 числа – подписать договор,
24 числа – передать Объект.
«Б» обязуется:
до 2 числа
– перечислить сумму «?» на счет в банке «X»,
21 числа – обеспечить прием почты по адресу «***»,
23 числа – подписать договор, перечислить сумму «??» на счет в банке «X» и предоставить «А» до-казательства перечисления,

Фрагмент возможного сценария сделки в графическом представлении:

6. Детальная проверка Объекта (Due Diligence)

На самом деле, для Покупателя – это один из важнейших этапов проведения сделки. В случае намерения приобрести перспективный бизнес или объект недвижимости, а не «кота в мешке», обойтись без детального анализа Объекта продажи попросту невоз-можно.
Прежде всего, это единственный способ предварительно убедиться, что Объект соответствует представлениям Покупателя. Второе, это возможность существенно снизить цену Объекта в силу выявления всех расхождений между тем, как преподносит Объект Продавец и что есть Объект на самом деле.
Если провести аналогию с приобретением бывшего в употреблении имущества, то после первоначальной оценки (хочу, нравится, подходит) автомобиля/самолета/судна покупателем, вероятнее всего, он предъявит покупку техническим специалистам. Под полированной обшивкой всегда могут скрываться узлы и механизмы, гораздо более сложные и испытывающие большие перегрузки в работе, чем сверкающий корпус.
Так же как авиа и судоремонтники в железе, юристы и аудиторы гораздо быстрее и эффективнее разберутся в том, каково реальное состояние предлагаемого бизнеса и нет ли «изношенных» и малоэффективных приложений, от которых все равно придется избавляться в дальнейшем.
Собственник бизнеса, в случае принятия решения о его продаже, предлагает его как отличный, действующий без проблем способ зарабатывания денег. Возможно, у Продавца механизм работает безупречно. Он может и не задумываться, что происходит в недрах механизма, каков его ресурс и сколько может стоить переделка такого механизма под современные требования, в том числе нормативные требования к безопасности и стандартам. Кроме того, после продажи механизм может дать сбой лишь потому, что изменился хозяин. Его не так обслуживают, не так эксплуатируют, к нему просто не так относятся. Особенно это актуально, в связи с тем, что любой бизнес держится на людях.
К тому же бизнес – это не часы и не автомобиль, он не может быть предметом антик-вариата и представлять историческую ценность. Бизнес, если это действительно эффективный бизнес, должен быть всегда на острие прогресса или хотя бы идти в ногу с таковым.
Соответственно, перед продажей либо после таковой необходимо будет адаптировать механизм, приведя его к каким-то стандартам, позволяющим управляться с ним без предыдущего хозяина. А это – дополнительные траты, вопрос об исключении которых из цены сделки вполне может быть предметом обсуждения сторон.
Не менее важной является тщательная проверка Продавца, которая, в случае если Продавец является юридическим лицом, включает в себя анализ:
1. Легитимности существования и деятельности компании Продавца,
2. Правомерности приобретения, владения и возможности распоряжения Объектом,
3. Уставной процедуры продажи Объекта и полномочий лиц, действующих от имени Продавца,
4. Отношений с третьими лицами, в том числе государством, по поводу Объекта,
5. Существующих и возможных претензий по поводу Объекта или его продажи,
И иных рисков, связанных с изменением собственника Объекта.
В случае, если собственником Объекта является физическое лицо, то процедура будет незначительно отличаться в связи с различием статуса юридического и физического лица.
Кроме того, если в сделке задействованы иностранные компании, существует объективная необходимость дополнительной проверки, в результате которой выясняются данные об официальной государственной регистрации, составе руководящего органа, финансовых показателях компаний-нерезидентов за последний отчетный период, сведения о связанных лицах и иная необходимая информация. nПримером необходимости подобной проверки можно привести пример, когда директором зарегистрированной Продавцом для целей сделки иностранной компании оказалось лицо, которому по английским законам запрещено было занимать руководящие должности. Подписание таким директором контракта могло быть в дальнейшем оспорено, но, благодаря своевременной проверке, этих рисков удалось избежать.

7. Реализация сценария сделки

Существует 2 сценария реализации сценария сделки. Наиболее распространенным является сопровождение сделки от начала и до конца юридическими советниками обеих сторон. Данный вариант является самым надежным, длительным и дорогим. Используется он в ситуациях, когда Покупатель и Продавец не имеют достаточных оснований доверять друг другу и/или не имеют общих взглядов на выбор единого юридического советника.
В случае изначальной разработки справедливой, прозрачной и сбалансированной схемы сделки, ее реализацию может осуществлять и единый юридический советник для обеих сторон. Привлечение такого посредника является вторым вариантом сопровождения сделки и носит название медиации сделки. После разработки медиатором сценария сделки справедливость и надежность последней может быть, по желанию любой из сто-рон, проверена независимыми юридическими советниками или внутренними юристами сторон. Одобренный сторонами сценарий сделки возвращается медиатору для дальней-шей реализации.
Привлечение медиатора сделки может уменьшить время на реализацию сделки (отсутствует «соревнование» между юристами, и существенно снизить расходы сторон на ее юридическое сопровождение. Основное условие: высокий уровень доверия сторон к ме-диатору сделки, что может определяться его репутацией как в профессиональной, так и в бизнес среде. Услуги медиатора сделки, в целях обеспечения принципа независимости, оплачиваются сторонами поровну. При качественно разработанной схеме и профессиональной организации сделки Продавцу и Покупателю необходимо лишь выполнять простые и понятные действия в соответствии с календарем сделки и инструкциями юридического советника, не тратя до-полнительное время на повторное вникание в суть каждого действия. Ход сделки полно-стью контролируется советником, который привлекает Стороны лишь в случае необхо-димости, для осуществления запланированных по сценарию действий либо принятия решений по вопросам, которые не входят в его полномочия.

8. Переход права собственности и расчеты

В грамотно организованной сделке данный этап является почти механической процедурой, включающей подписание согласованных сторонами заранее документов и перемещение (или освобождение, в случае, если цена объекта была заморожена сторонами на счете сделки) определенной суммы денег от Покупателя к Продавцу.
Крайне важным на этом кратковременном этапе является тщательное выполнение инструкций советника. Зачастую, момент подписания документов, совпадает с моментом перечисления (освобождения) средств. В случае же, если трансферов и составных частей Объекта больше одного, количество документов, которые необходимо подписать, может исчисляться десятками.
От внимательности и аккуратности сторон и их представителей в данном случае прямо зависит возможность завершить сделку в соответствии со сценарием, а вместо «корвалола» наполнить бокалы хорошим виски.

Процветания Вашему бизнесу.

Автор
Артем Скоробогатов
Партнер
Консультація
Щоб постійно отримувати важливу інформацію, а головне швидко - підписуйтеся на новини з сайту
Підпишіться на новини

Публікації з цієї категорії

Цей запис не має тегів.

Інші публікації

Податкове резидентство – що це таке і та як його визначати? 

6 Листопада, 2024

0.008k

Морське право

Виклики та рішення морської галузі 2024

0.006k

Юридична підтримка агротрейдерів: інтерв’ю з партнером юридичної компанії

28 Жовтня, 2024

0.117k

Реєстрація яхти під прапором Співдружності Домініки – швидко, просто та економічно вигідно 

22 Жовтня, 2024

0.028k

Не бажаєте платити демередж? А прийдеться…

20 Вересня, 2024

0.007k

Битва на Чорному морі

27 Серпня, 2024

0.052k

Гамбурзька справа: Чому Антимонопольний комітет України зацікавився німецьким портом

24 Серпня, 2024

0.039k

ЧИ Є У ІНШОГО ПОДРУЖЖЯ ПРАВА НА ВАШУ ЧАСТКУ В ТОВ?

21 Серпня, 2024

0.037k

Реєстрація яхти під прапором Кіпру: переваги та умови

16 Серпня, 2024

0.026k

Lien on cargo on board the vessel in Ukraine

3 Серпня, 2024

0.028k

Дефолт в торговом контракте: объявляем по-английски

2 Серпня, 2024

0.028k

Демередж – такий звичний, але такий важливий

1 Серпня, 2024

0.012k

Шипінг в умовах війни: відповіді на найпоширеніші запитання

26 Липня, 2024

0.006k

Апдейт процедури та свіжий погляд на арешт суден в Одеському регіоні під час війни

25 Липня, 2024

0.007k

Страхування інвестицій

1 Липня, 2024

0.002k

Що таке новація в англійському праві?

28 Червня, 2024

0.009k

Пост-релиз вебинара “Международная торговля и перевозка товара”

26 Червня, 2024

0.007k

Maritime Days in Odesa 2024

22 Червня, 2024

0.004k

Круглий стіл «Юридичні питання контейнерних перевезень зернових та олійних»

20 Червня, 2024

0.003k

Шануйтеся (страхуйтеся), панове!

27 Травня, 2024

0.007k

Пост-реліз: EBA Odesa Business Talks: Recovery Ukraine. Проєкти відновлення на Півдні України

24 Травня, 2024

0.004k

Interlegal Yachting Digest Q1 2024

4 Квітня, 2024

0.007k

Псування наливних вантажів: морські вимоги та особливості арешту

24 Січня, 2024

0.001k

Як уникнути проблем в міжнародній торгівлі?

11 Січня, 2024

0.005k

Помилки яких варто уникати під час укладання CIF контрактів

15 Грудня, 2023

0.008k

Certificate is final as to quality…

13 Грудня, 2023

0.006k

Що потрібно знати для організації чартерної діяльності?

12 Грудня, 2023

0.006k

Anticipatory breach. Відповіді на найактуальніші питання

17 Листопада, 2023

0.007k

Чи вартий демередж арбітражу: як краще вирішити спір з невеликою сумою?

31 Жовтня, 2023

0.007k

А Ви вже налагодили бізнес-процеси своєї компанії у Польщі?

3 Жовтня, 2023

0.002k

Яхтинг

На що звертати увагу при укладанні брокерської угоди

10 Вересня, 2023

0.014k

Чартерний бізнес у Чорногорії: рішення є!

0.014k

Бізнес-колаборації та партнерські угоди під час війни

3 Серпня, 2023

0.001k

Звіт Паризького Меморандуму за 2022 рік

5 Липня, 2023

0.001k

Судно підходить до порту призначення, а фрахт ще не надійшов: що робити?

4 Липня, 2023

0.006k

Прапор Чорногорії: переваги юрисдикції

30 Червня, 2023

0.003k

Неуважність вартістю в мільйони

25 Травня, 2023

0.001k

Знижка в ціні згідно “extension clause” GAFTA 48

15 Травня, 2023

0.007k

Фінпідтримка й фінпартнерство: як стати банком першого вибору для експортерів

10 Квітня, 2023

0.005k

Як співпраця Укрексімбанку зі Світовим банком відкриває доступ бізнесу до довгострокового фінансування

7 Квітня, 2023

0.001k

Чартерний бізнес у Чорногорії: рішення є!

27 Березня, 2023

0.002k

Зник вантаж. Відповідальність директора складу.

23 Березня, 2023

0.003k

Compliance банку та визначення якими він лякав

6 Березня, 2023

0.002k

На що звертати увагу при укладанні брокерської угоди

24 Лютого, 2023

0.003k

Коносамент чи морська накладна: вибір за Вами

23 Лютого, 2023

0.024k

Конвенція ООН Про Міжнародні Наслідки купівлі-продажу суден у судовому порядку – вже скоро

3 Лютого, 2023

0.003k

ОПОДАТКУВАННЯ ФРАХТУ

0.007k

Що робити, якщо Ваш іноземний контрагент не виконує зобов’язання за угодою?

1 Лютого, 2023

0.003k

Як продовжити строк поставки за правилами Gafta та Fosfa?

20 Січня, 2023

0.005k

Interlegal Trade digest Q4 2022

16 Січня, 2023

0.006k

Створення та функціонування спільного підприємства в Україні

10 Січня, 2023

0.006k

Що робити у разі втрати коносаменту?

16 Грудня, 2022

0.005k

Електронна печатка FOSFA для сертифікатів аналізів

15 Грудня, 2022

0.005k

Interlegal Shipping digest Q4 2022

9 Грудня, 2022

0.006k

Особливості іноземного арбітражного рішення в Китаї

2 Грудня, 2022

0.004k

СТРАХУВАННЯ ЯХТ ПО-АНГЛІЙСЬКІ

31 Жовтня, 2022

0.004k

З чим зіткнувся шипінг та трейд під час блокади морських портів України

11 Жовтня, 2022

0.008k

Санкції проти РФ та Білорусі. Вплив на бізнес.

3 Жовтня, 2022

0.003k

Нововведення Греції: що потрібно враховувати

28 Вересня, 2022

0.003k

Interlegal Trade digest Q3 2022

22 Вересня, 2022

0.002k

Купівля яхти у складчину

30 Серпня, 2022

0.002k

Смарт-контракти: як сторонам убезпечити себе

29 Серпня, 2022

0.002k

НОВИНИ КОРПОРАТИВНОГО СВІТУ

18 Серпня, 2022

0.003k

Бізнес з Китаєм: розбір практичних кейсів

25 Липня, 2022

0.003k

Постійне проживання на борту: ризики для яхт у тимчасовому ввезенні до ЄС

21 Липня, 2022

0.002k

Опубликован отчет Парижского Меморандума за 2021 год

12 Липня, 2022

0.007k

Денонсация соглашения между правительствами Украины и российской федерации

14 Червня, 2022

0.001k

ВІДКРИТТЯ БІЗНЕСУ В КИТАЇ: ОБИРАЄМО ФОРМУ ОРГАНІЗАЦІЇ

11 Червня, 2022

0.004k

Порядок использования паспорта моряка при пересечении границ ЕС

30 Травня, 2022

0.006k

План Маршалла для України: відкриті питання

23 Травня, 2022

0.003k

ИЗМЕНЕНИЯ В АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

28 Квітня, 2022

0.005k

Проведение регистрационных действий в условиях военного времени

22 Квітня, 2022

0.005k

Про припинення заходів державного нагляду (контролю) і державного ринкового нагляду в умовах воєнного стану

19 Квітня, 2022

0.001k

Форс-мажор: взгляд под другим углом

23 Березня, 2022

0.002k

Робота морських лінійних перевізників на території України після 24.02.2022

22 Березня, 2022

0.002k

Alert: Принудительное изъятие имущества при военном положении

21 Березня, 2022

0.002k

Программы Yacht Engaged in Trade. Где существуют и для чего использовать?

10 Лютого, 2022

0.005k

Interlegal digest – TRADE

0.003k

В Украине меняется ведение документации, а в мире – налоговые ставки: новости корпоративного мира за январь

2 Лютого, 2022

0k

Регистрация яхты и выбор флага

24 Січня, 2022

0.005k

China Check – проверяем китайских контрагентов

13 Січня, 2022

0.016k

Изменения в Налоговый кодекс, “Дія City” и реформа на Кипре

10 Січня, 2022

0.001k

Кипр завлекает бизнес налоговыми льготами, Британия вводит реестр бенефициаров: новости корпоративного мира за ноябрь

6 Грудня, 2021

0k

Временный ввоз яхты в ЕС: коротко о главном

29 Листопада, 2021

0.002k

Привлечь любой ценой…

0.001k

Регистрация яхты с с выплаченным НДС в ЕС

18 Листопада, 2021

0.004k

Interlegal Trade Newsletter Q3

12 Листопада, 2021

0.004k

Чергова пеня за порушення граничних строків для Експортера

11 Листопада, 2021

0.003k

Тренды уходящего года в шиппинге

0.007k

ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ С КИТАЙСКИМИ ПАРТНЕРАМИ

10 Листопада, 2021

0.005k

Pandora Papers касается каждого: новости корпоративного мира за октябрь

2 Листопада, 2021

0.001k

Третье лицо в судебном процессе. К чему готовиться Истцу.

28 Жовтня, 2021

0.003k

Новое уголовное дело против экоинспекции, или Почему отсутствовать нарушение не может

20 Жовтня, 2021

0.002k

КУПЛЯ-ПРОДАЖА ЯХТ

13 Жовтня, 2021

0.001k

Уроки Бейрута: морские и торговые аспекты

8 Жовтня, 2021

0.004k

Соевые бобы: риски и рекомендации по предотвращению потерь

7 Жовтня, 2021

0.001k

Закон о виртуальных активах и GDPR: новости корпоративного мира за сентябрь

4 Жовтня, 2021

0.008k

«Water toys» на прогулочных яхтах. Правила использования средств для развлечений на воде

29 Вересня, 2021

0k

Земельная реформа 2021 в деталях

23 Вересня, 2021

0.002k

Закон о мультимодальных перевозках. В чем риски?

17 Вересня, 2021

0.003k

Прецедент с яхтой Insieme в Грузии: правовые выводы

14 Вересня, 2021

0.01k

Paperless, отмывание денег и налоговая амнистия: новости корпоративного мира за август

2 Вересня, 2021

0.001k

Возможно ли расторгнуть брак в Украине, если он был заключен в другой стране, да и еще с нерезидентом?

0k

INTERLEGAL QUARTERLY TRADE NEWSLETTER 02 2021

4 Серпня, 2021

0.004k

О чем нужно позаботиться экспортерам и трейдерам, поставляющим сельхозпродукцию в Египет?

3 Серпня, 2021

0.001k

Сухой порт. Особенности и организация работы

2 Серпня, 2021

0.003k

Дія City, деолигархизация и прожиточный минимум: новости корпоративного мира за июль

0.002k

Чек-лист по обыскам на судне

27 Липня, 2021

0.002k

ВНЕСУДЕБНЫЕ САНКЦИИ: КАК ПРОВЕРИТЬ КОНТРАГЕНТА

26 Липня, 2021

0.002k

О развитии яхтенной индустрии в Испании

15 Липня, 2021

0.001k

Ограничение конкуренции на услуги в морских портах будет снято

13 Липня, 2021

0.002k

Оптимизм минус чиновники

8 Липня, 2021

0.002k

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ БИЗНЕСА ОТ МОШЕННИЧЕСКИХ СХЕМ

7 Липня, 2021

0.003k

Искать точки соприкосновения, договариваться с конкурентами и объединяться для лоббирования интересов отрасли

0.001k

Выбраться из старой колеи. Мысли по поводу законопроекта «О государственном экологическом контроле»

5 Липня, 2021

0k

Что делать продавцу, когда покупатель не платит за товар?

2 Липня, 2021

0.003k

Налог на Google и налоговая амнистия: новости корпоративного мира за июнь

0.003k

«Дождались!» – раскрытие информации о структуре владения компаниями

1 Липня, 2021

0.002k

Министерство транспорта Турции выступило с инициативой по увеличению торгового флота Турции!

0k

Безопасные реквизиты: как работает комплаенс при открытии банковского счета

29 Червня, 2021

0.002k

Interlegal предотвратил получение мошенниками груза Клиента

0.005k

Опубликован новый отчет Парижского Меморандума

25 Червня, 2021

0.005k

Судостроение в Украине поддерживать некому, – Артур Ницевич

11 Червня, 2021

0.004k

“ЗАЛЕЖАЛІ” ВАНТАЖІ: ПРИЧИНИ ВИНИКНЕННЯ Й АЛГОРИТМ ДІЙ

8 Червня, 2021

0.002k

Страхование груза по CIF-контрактам: на что стоит обратить внимание сторонам договора?

4 Червня, 2021

0.006k

О запрете однокорпусных нефтяных танкеров

3 Червня, 2021

0.001k

Создание БЭБ и старт для крупных инвестиций: новости корпоративного мира за май

0.003k

Приостановка выдачи каботажной лицензии в Хорватии

0.003k

Як визнати в Україні рішення іноземних судів та арбітражів? 5 цікавих питань

2 Червня, 2021

0.002k

Развитие зернового рынка Украины – мнение юриста

20 Травня, 2021

0.004k

Преимущества и особенности Черногории для регистрации яхт

19 Травня, 2021

0.004k

Бюро экономической безопасности. Чего ждать украинскому бизнесу?

0.002k

Основы страхования яхт – что нужно знать начинающему яхтсмену

18 Травня, 2021

0.002k

Дія.City, санкции и трансграничные схемы: новости корпоративного мира за апрель

11 Травня, 2021

0.004k

Арбитражное соглашение: базовые принципы английского права и современный подход английских судов

0k

Альтернатива для судовладельца. Чем заменить углеводородное судовое топливо?

5 Травня, 2021

0.003k

Государство не помогает морскому бизнесу Украины, но он адаптируется и не сдается. За счет чего

29 Квітня, 2021

0k

Безопасная эксплуатация прогулочных яхт. На что обратить внимание?

0.002k

Як експедитору захистити себе?

28 Квітня, 2021

0.001k

Новые правила Лондонской ассоциации морских арбитров

0.006k

Хто з нерезидентів повинен стати на облік в ДПСУ?

15 Квітня, 2021

0.001k

Чек-лист при ведении чартерной деятельности в ЕС

0.004k

Учёт нерезидентов и налоговая амнистия: новости корпоративного мира за март

7 Квітня, 2021

0.002k

ДОМАШНИЙ КОНОСАМЕНТ ДЛЯ NVOCC: В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВО?

6 Квітня, 2021

0.005k

INTERLEGAL QUARTERLY TRADE NEWSLETTER

30 Березня, 2021

0.006k

Как выбрать флаг для яхты?

26 Березня, 2021

0.007k

Таможенные войны или как поставить товар в срок

22 Березня, 2021

0.001k

Нерезиденты обязаны стать на учет в налоговой Украины

18 Березня, 2021

0.001k

ЛОНДОНСКИЙ АРБИТРАЖ – ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ

11 Березня, 2021

0.002k

Открытие данных о бенефициарах и амнистия: новости корпоративного мира за февраль

5 Березня, 2021

0.002k

Регистрация прогулочных яхт под флагом Великобритании

26 Лютого, 2021

0.003k

Я же перевалил, или Как взыскать убытки по договору перевалки

25 Лютого, 2021

0.002k

Почему международные консультанты теряют интерес к работе в Украине?

18 Лютого, 2021

0.001k

Как не стать жертвой проводимой в государстве антикоррупционной реформы?

17 Лютого, 2021

0.001k

Brexit: как повлиял на эксплуатацию яхт

12 Лютого, 2021

0.002k

Welcome to the jungle або що може піти не так в Україні?

0.002k

Конечному бенефициарному собственнику приготовиться

5 Лютого, 2021

0.002k

На что обратить внимание украинскому IT-бизнесу в 2021 году? Советы юриста

0.005k

Налоговые проверки и правила работы с нерезидентами: новости корпоративного мира за январь

0k

Качество vs предназначение товара: позиция английского права

3 Лютого, 2021

0.001k

Сухой порт. Порядок взаимодействия с железной дорогой

2 Лютого, 2021

0.001k

О чем писали морские СМИ в декабре 2020

28 Січня, 2021

0.005k

Коментар Interlegal до проекту Закону “Про внесення змін до Закону України “Про зовнішньоекономічну діяльність»

25 Січня, 2021

0.002k

Упрощена процедура получения освобождения от НДС для коммерческих яхт, осуществляющих навигацию в открытом море

22 Січня, 2021

0.001k

Рейдерство в 2021: чего ждать бизнесу?

15 Січня, 2021

0.002k

Операционный лизинг яхты на Мальте

0.002k

Закон «О внутреннем водном транспорте» для яхтинга

4 Січня, 2021

0.001k

О чём писали морские СМИ в ноябре

30 Грудня, 2020

0.002k

Внимание: Что не так с голландской упрощенной регистрацией яхт?

23 Грудня, 2020

0.003k

На что обратить внимание при ликвидации компании за границей

17 Грудня, 2020

0.001k

Депозит по договору купли-продажи. Где кроется подвох?

9 Грудня, 2020

0.001k

Новый регламент МКАС при ТПП Украины

3 Грудня, 2020

0.003k

11 лучших книг по международной торговле на выходные

0.006k

Как (не) нужно объявлять дефолт по контрактам

30 Листопада, 2020

0.002k

Обзор мирового шиппинга за Ноябрь

24 Листопада, 2020

0.003k

Как не стать жертвой мошенников?

23 Листопада, 2020

0.005k

Качество финальное в месте погрузки – английский подход

19 Листопада, 2020

0.014k

Как частному бизнесу оперировать землями водного фонда на законных основаниях?

16 Листопада, 2020

0.004k

Где зарегистрировать компанию и создать реальный офис? Сравниваем юрисдикции

5 Листопада, 2020

0.002k

Введены в действие изменения к Регламентам МКАС и МАК при ТПП Украины

2 Листопада, 2020

0.001k

На что обратить внимание при взыскании сумм в порядке регресса и суброгации в Украине

30 Жовтня, 2020

0.002k

Регистрация прогулочной яхты под европейским флагом на иностранца

21 Жовтня, 2020

0.001k

Обзор мирового шиппинга за октябрь

20 Жовтня, 2020

0.002k

Открытие счета в платежной системе 3s.money

15 Жовтня, 2020

0.001k

Руководство по инвестированию для собственников

13 Жовтня, 2020

0.001k

Поставка товара без риска на условиях FOB

0.002k

Международные поставки: CPT в украинском исполнении — каких рисков остерегаться?

9 Жовтня, 2020

0.006k

Новости законодательства Мальты. Что нового для владельцев яхт?

28 Вересня, 2020

0.001k

Виртуализация рынка морских перевозок ІІ – Киберриски для портов и судоходства

23 Вересня, 2020

0.001k

Не форс-мажором единым прекращается контракт…

22 Вересня, 2020

0.006k

НЕрезидент: разбираемся в тонкостях для временного ввоза яхт

16 Вересня, 2020

0.001k

Третий лишний? Брокерская комиссия: почему важно грамотно составить договор

11 Вересня, 2020

0.001k

Панамский паспорт моряка: какие преимущества для яхтсмена?

7 Вересня, 2020

0.011k

Преимущества Кипра для яхтинга

20 Серпня, 2020

0.002k

Независимому регулированию на транспорте быть!

0.004k

Виртуализация рынка морских перевозок

4 Серпня, 2020

0.002k

Современные правовые инструменты для агробизнеса

31 Липня, 2020

0.004k

Актуальный вопрос. Временный ввоз иностранных прогулочных яхт в Грецию

0.002k

Новая жизнь портов

23 Липня, 2020

0.003k

Парижский меморандум: история вопроса

17 Липня, 2020

0.002k

Совет юриста трейдеру, или Как НЕ потерять права по договору

7 Липня, 2020

0.002k

Режим временного ввоза. Пример Турции

2 Липня, 2020

0.003k

Что такое демередж и как им правильно пользоваться

29 Червня, 2020

0.005k

Ситуация с поднятием танкера “Делфи”

0.002k

Привлекательная для бизнеса: как открыть компанию в Грузии

26 Червня, 2020

0.003k

COVID-19. Оговорка BIMCO о смене экипажей для тайм-чартеров

25 Червня, 2020

0.002k

Покупка яхты: юридические тонкости при оценке технического состояния

24 Червня, 2020

0.002k

Ликвидация компаний в ЕС: время принимать решения

22 Червня, 2020

0.001k

Нові підходи до арешту суден в Україні

18 Червня, 2020

0.003k

Режимы ограничений на судозаходы яхт (по состоянию на 16 июня)

16 Червня, 2020

0.005k

Через признание к исполнению

15 Червня, 2020

0.002k

Бизнес и кризис – что происходит в морской отрасли

0.002k

Риск – дело благородное. Но не в бизнесе

9 Червня, 2020

0.002k

Деньги, бизнес и водные пути

8 Червня, 2020

0.001k

Как возместить расходы на юристов в арбитраже GAFTA

5 Червня, 2020

0.002k

Новые правила игры для компаний-нерезидентов

0.002k

Руководство для владельцев яхт при наступлении страхового случая

4 Червня, 2020

0.169k

Законопроект 1182-1-д «О внутреннем водном транспорте»: важные аспекты для яхтинга

28 Травня, 2020

0.001k

Бенефициарный собственник: когда вносить данные в реестр

26 Травня, 2020

0.003k

По косточкам: разбираем проект о портовых сборах

25 Травня, 2020

0.002k

Оформление иностранной яхты в режим временного ввоза в Украине при перевозке ее автотранспортом

22 Травня, 2020

0k

Аграрные расписки: украинский опыт

0.001k

Своды обычаев и аресты судов: что нового в законе о ВВТ

0.002k

Закон 1210 подписан – BEPSу в Украине быть!

0.003k

О Порядке оформления прихода судов в морской порт

21 Травня, 2020

0.002k

Как открыть постоянное представительство в Украине? Пошаговый гид

20 Травня, 2020

0.002k

Режим IP-Box в Польше: как воспользоваться

17 Травня, 2020

0.008k

Выгодный тренд: ship management судна из Грузии

0.001k

Упрощённая процедура смены британского флага

7 Травня, 2020

0.001k

Защита торговой марки на таможне

4 Травня, 2020

0.001k

Как защитить себя от действий недобросовестного судовладельца по бербоут-чартеру

0.002k

Почему 64 доли в яхте?

24 Квітня, 2020

0.001k

Работа платежных систем во время пандемии COVID-19

17 Квітня, 2020

0.001k

Ограничения на судозаходы яхт (по состоянию на 17 апреля)

0.009k

Есть ли жизнь после СOVID?

16 Квітня, 2020

0.001k

Проект Методики портовых сборов нуждается в доработке

0.002k

Форс-мажор: проверка, уведомление и подтверждение

10 Квітня, 2020

0.004k

Рынок земли: всё что вы хотели спросить

9 Квітня, 2020

0.002k

Временный ввоз яхт Vs пандемия COVID-19

0.001k

В Панаме создается Реестр бенефициарных собственников

8 Квітня, 2020

0.002k

Взыскание бункерного долга – когда срочность важна

7 Квітня, 2020

0.001k

Регистрация прогулочных яхт в Делавэре: что изменилось?

3 Квітня, 2020

0.001k

Interlegal отмечает растущие риски невыполнения экспортных контрактов

0.002k

Импорт яхты в Украину набирает популярность

31 Березня, 2020

0.004k

Alert: Работа сотрудников на время карантина

27 Березня, 2020

0.003k

Мировой карантин уже влияет на международную торговлю и морское судоходство в Черноморском регионе

0k

Alert: изменения в проформах FOSFA с 1 апреля

24 Березня, 2020

0.002k

Как защититься от действий монополиста в Украине?

0.001k

Страхование яхт: разбираемся в видах на примерах из практики

21 Березня, 2020

0.001k

Островная регистрация яхт: Джерси, Каймановы острова и Маршалловы острова

20 Березня, 2020

0.001k

Форс-мажор и невыполнение договорных обязательств

17 Березня, 2020

0.003k

Режим временного ввоза яхт в Украине и ЕС

12 Березня, 2020

0.001k

Коронавирус и его правовые последствия для трейда и шиппинга

5 Березня, 2020

0.005k

Украина сделала первый шаг к законодательному регулированию криптовалют

4 Березня, 2020