Полный гид по новым правилам Incoterms 2020
4 Лютого, 2020
2
Международные торговые правила Incoterms не нуждаются в представлении. Однако, раз в несколько лет Международная торговая палата (International Chamber of Commerce, ICC) оптимизирует базисы поставок, представляя мировой торговой общественности новую редакцию.
С начала 2020 года в силу вступили правила IX редакции, Incoterms 2020. Специалисты Interlegal разбирались, что изменилось в новой версии документа, и как обновлённая редакция повлияет на права и обязанности сторон по уже заключенным и исполняемым контрактам.
Nota bene: принятие новой редакции Incoterms не отменяет возможность сторон контракта использовать правила и базисы поставок предыдущих реакций правил, при условии, что соответствующая оговорка будет сделана при заключении контракта. И, конечно же, принятие новой редакции правил никак не отразится на распределении прав и обязанностей сторон по уже заключенным контрактам.
Однако, давайте рассмотрим чем Incoterms 2010 отличается от Incoterms 2020, и в каких случаях сторонам предпочтительнее применять предыдущую редакцию VIII.
Что изменилось.
Как и ранее, Правила предусматривают 11 базисов поставок. Несмотря на все ожидания и обсуждения, предшествовавшие принятию, ни один базис не был исключен, либо заменен новым. Однако, некие важные изменения все же были внедрены.
1. Базис поставки DAT переименован в DPU (Delivered Named Place Unloaded / Доставка на место выгрузки)
Изменению базиса поставки DAT (Delivered at Terminal / Доставка на терминал) послужило желание ICC наделить его более общим характером. В Incoterms 2010 базис поставки DAT означает, что товары доставляются и выгружаются на указанном терминале (складе, крытой площадке).
По желанию трейдеров, а также для большей гибкость в определении места поставки груза, базис поставки был изменен таким образом, чтобы разрешалась поставка не только на конкретный терминал, а и в иное место по согласованию сторон.
Интересно, что базис поставки DPU является единственным условием, по которому обязанность по выгрузке груза лежит на поставщике.
Как и при применении условия DAT предполагается, что обязательства поставщика выполнены, а товар поставлен с момента выгрузки груза в месте доставки. Других изменений в условии DPU нет.
2. Изменение уровней страхового покрытия при поставке на условиях CIP. Отличие CIP от CIF.
Базисы поставок CIF (Cost Insurance and Freight / Стоимость, страхование и фрахт) и CIP (Carriage and Insurance Paid to/Перевозка и страхование оплачены до) – единственные условия Incoterms, согласно которым поставщик обязан обеспечить страховое покрытие груза.
В редакции Incoterms 2010 базис поставки CIP (“фрахт / перевозка и страхование оплачены до …”) предусматривает следующие обязанность продавца:
– поставить груз до перевозчика;
– оплатить перевозку груза к согласованному месту назначения;
– застраховать груз в соответствии с минимальным страховым покрытием соответствующим оговорке C Условий страхования грузов Института Лондонских страховщиков (CARGO C). Оговорка C является минимальным покрытием рисков, применимым к сырьевым товарам, погрузка которых осуществляется навалом или насыпью.
Так как для промышленных товаров уровень страхового покрытия по оговорке С может не подходить, в редакции Incoterms 2020 обязательство поставщика по страхованию груза на условиях CIP является выполненным, если груз застрахован по оговорке A Института Лондонских страховщиков (CARGO A).
Стоит отметить, что Институтом Лондонских Страховщиков разработаны оговорки А, В и С по страхованию грузов. Несмотря на то, что Incoterms не содержит в себе требования касательно страхования груза в соответствии с оговоркой В, на практике она широко применяется. Эти три варианта страховой защиты груза отличаются разной степенью ответственности страховщика за возможные риски.
В частности, оговорка А отличается от оговорки В и С, тем, что она основывается на методе исключения, то есть по этому принципу груз страхуется от всех рисков, за исключением некоторых. Оговорка А по механизму страховой защиты схожа с механизмом условия «С ответственностью за все риски».
В свою очередь, оговорки В и С основываются на методе включения, то есть груз считается застрахованным только от тех рисков, которые перечислены. Эти варианты страховой защиты обеспечивают меньшую защиту грузов от возможных рисков и, как правило, включают конкретные и исчерпывающие группы покрываемых рисков.
Таким образом, поставщик обязан застраховать груз с максимальным страховым покрытием и страховой суммой не менее 110% от стоимости товара. При этом, максимальный уровень является рекомендацией, а Стороны могут согласовать в договоре более низкий уровень страхового покрытия.
Базис поставки CIF не претерпел изменений. Страховое покрытие должно соответствовать оговорке C. Уровень страхового покрытия может быть установлен и выше по согласованию сторон. Это условие отличается от СIP тем, что его можно использовать исключительно для морских перевозок, а также установленным уровнем страхового покрытия в соответствии с новой редакцией правил.
3. Изменения в условиях поставки FCA
Базис поставки FCA (Free Carrier/Франко перевозчик) является достаточно универсальным условием, позволяющим согласовывать сторонам разные места поставки груза без ограничений. Такими местами могут быть: конкретный адрес, терминал, порт и другое.
С учетом отсутствия ограничений в выборе места поставки условие FCA пользуется спросом среди трейдеров. По аналитическим данным 40% внешнеторговых операций осуществляется на основе данного базиса поставки.
Несмотря на особую расположенность трейдеров к этому базису поставки, в рамках его использования также возникали сложности, в частности на стадии отправки груза морским транспортом.
Условие FCA предусматривает два возможных места отгрузки груза:
1. место, принадлежащее продавцу (склад, фабрика, магазин). Обязательства продавца по доставке груза считаются выполненными, когда груз погружен на транспортное средство;
2. место, указанное в договоре, которое не принадлежит продавцу (морской порт, терминал). В этой ситуации считается, что отгрузка была осуществлена после погрузки груза на транспортное средство перевозчика, номинированного покупателем.
На практике, если перевозка груза происходит морским транспортом, и оплата за товар предполагается в форме аккредитива, у поставщика возникали сложности с предоставлением в исполняющий банк транспортного документа, подтверждающего факт отгрузки груза, т.е. коносамента с пометкой «на борту».
Так как при условии FCA фрахтователем морского судна является покупатель, коносамент выдается покупателю, и продавец лишен возможности предоставить в банк документ, подтверждающий выполнение обязательств.
Кроме того, из-за отсутствия возможности в получении коносамента, поставщик ранее был ограничен в своем праве на возмещение НДС при экспорте грузов.
Для минимизации возможных рисков при перевозках груза морским транспортом условие FCA практически не использовалось. Как правило, в качестве альтернативы, согласовывалось условие FOB, которое также имеет определенные недостатки для поставщика ввиду риска утраты контроля над грузом. Так, если речь идет о перевозке груза в контейнерах, контроль над грузом поставщик теряет с момента передачи груза на контейнерный терминал.
В новой редакции Incoterms, ICC доработали условие FCA, предусмотрев для сторон возможность согласовывать в договоре предоставление морскому перевозчику инструкций покупателя-фрахтователя относительно выдачи бортового коносамента, не фрахтователю, а продавцу. При этом перевозчик обязуется следовать таким инструкциям.
4. Распределение расходов
Пункты A9/B9 в каждом условии Incoterms 2020 предусматривают все обязательства по распределению расходов между продавцом и покупателем. В связи с многочисленными спорами ICC детализировало распределения расходов в портах и других местах доставки.
В новой редакции правил общий принцип заключается в том, чтобы поставщик нес ответственность за расходы, понесенные до момента поставки, а покупатель – за расходы после этого момента.
5. Требования безопасности
Пункты в A4/A7 в каждом условии Incoterms 2020 содержат в себе более детализированные требования к транспортной безопасности, кибербезопасности или других форм. Важным нововведением является требование по обязательной проверке контейнеров.
В целом, расходы на обеспечение безопасности, связанные с транспортом детализированы в отдельном перечне обязательств по расходам согласно статьям A9/B9 каждого условия Incoterms.
В статьях A7/B7 каждого правила Incoterms, по условиям, которыми предусмотрено среди обязательств поставщика таможенное оформление экспорта/импорта, теперь закреплено обязательство поставщика касательно выполнения любых связанных с безопасностью формальностей при оформлении экспорта и оказание помощи покупателю в получении документов или информации, необходимых для выполнения таможенных формальностей, связанных с импортом или транзитом.
6. Использование собственного транспорта
Редакция Incoterms 2010 предусматривала, что перевозка груза осуществляется посредством привлечения сторонних перевозчиков и не содержит условий, при которых транспортировка груза осуществляется собственным транспортом одной из сторон.
Теперь редакция 2020 регулирует ситуации, когда транспорт предоставляется продавцом или покупателем. Например, по условию FCA на покупателя возложена обязанность “заключить договор или организовать за свой счет перевозку товара. Данное изменение касается условий FCA, DAP, DPU, DDP.
Заключение.
По сравнению с Incoterms 2010 новая редакция не претерпела значительных изменений. При этом все предусмотренные новации направлены на оптимизацию торговых операций и гибкость при их осуществлении.
Напомним, что правила Incoterms не являются обязательным нормативным документом, а носят рекомендательный характер, и применение той или иной редакции остается на усмотрение сторон. Правила Incoterms – своего рода «шпаргалка», задача которой облегчить внешнеторговую деятельность. Тем не менее, не стоит забывать и о том, что если стороны приняли решение применять правила, сославшись на них в торговом контракте, условия по распределению обязательств сторон становятся обязательными, и соответствующим образом трактуются при возникновении спорных моментов. Если трейдер желает оптимизировать процессы торговли, следует руководствоваться и применять Incoterms в правильном ключе.
А все ли базисы поставок предусмотрены Incoterms?
По нашим наблюдениям, пересмотр правил Incoterms происходит 1 раз в 10 лет. Соответственно, новую редакцию стоит ожидать не ранее 2029 года. Именно такой срок, по мнению ICC, является показательным для проявления новых тенденций на рынке.
Однако, за все годы своего существования Incoterms настолько плотно вошли в сферу торговли, доказав удобство применения, что не дожидаясь пересмотра правил, в профессиональных кругах стали применятся новые условия, не закрепленные в Incoterms. В частности, в торговых контрактах встречаются: FIW, FIB, FOD, FP и т.д. Ниже представлено краткое описание используемых на практике, но не закрепленных в Incoterms, условий поставок.
FIW (Free into wagon – Франко вагон) – используется при железнодорожных перевозках. Продавец обязан своевременно и за свой счет заказать вагоны (платформы), погрузить на них товар, известить покупателя о сроке прибытия, предоставить транспортные документы. Покупатель несет расходы, связанные с перевозкой груза и риск с момента передачи товара на железную дорогу (или экспедитору). Термин FIW является одним из вариантов базиса FOR.
FIB (Free into barge/lighter – Франко баржа/лихтер) продавец обязан своевременно и за свой счет заказать баржу и погрузить товар.
FIP (Free in pipe – Франко трубопровод) продавец обязан доставить за свой счет товар к трубопроводу.
FOD (Free on dock – Франко док) продавец оплачивает доставку товаров до погрузочной платформы, а покупатель организует и оплачивает погрузку и отправку товара.
FP (Free port – Франко порт) – продавец обязан доставить товар в порт.
FT (Free terminal – Франко терминал) продавец обязан доставить товар к терминалу.
FFB (Free ferry berth – Франко паром) продавец обязан своевременно и за свой счет заказать паром, доставить товар и погрузить его на паром.
FRRB (Free roll on/roil off berth – Франко ролкерный причал) продавец обязан доставить товар к ролкерному причалу для отправки по назначению администрацией причала ролкерной линией.
FIT (Free in tank – Франко резервуар) применяется на нефтяном рынке.
Возникает логичный вопрос: «Можно ли изобретать собственные условия поставок, и каковы последствия для сторон, если такие условия не закреплены в Incoterms?». Обычно клиентам Interlegal мы отвечаем, что еЕсли среди условий поставок, предложенных Incoterms, не нашлось приемлемых, стороны вполне могут «изобрести» собственные условия, сославшись на них в контракте. Ведь базовый принцип договорного права – это свобода договора: стороны вольны в выборе условий договора, если такие условия не нарушают права третьих лиц.
Тем не менее важно помнить о том, что если применяемый вами базис поставки не нашел своего отражения в Incoterms, прописать краткую аббревиатуру базиса будет недостаточно. Важно детально расписать права и обязанности каждой из сторон, по аналогии со структурой Incoterms.
Специально для www.apk-inform.com/