Последние поправки к Приложению 1 к МАРПОЛ вступили в силу в 2008 году. Таким образом, в настоящее время никаких новых правил не вводится.
29 Жовтня, 2012
18
Бункеровщик
Исходя из типа судна, презюмируем, что судно имеет dwt менее 5000 тонн но более 600 тонн, и таким образом, подпадает под действие Правила 21 Приложения 1 МАРПОЛ («Предотвращение загрязнения нефтью с нефтяных танкеров, перевозящих в качестве груза нефть тяжелых сортов»). (Прим.: Правила 19 и 20 применяются к танкерам dwt >5000). При этом под «нефтью тяжелых сортов» подразумевается также и топливо с плотностью при 15С >900кг/куб.м (например, мазут IFO 180 и т.д.).
Танкеры dwt от 600 до 5000 тонн должны быть оборудованы танками/отсеками двойного дна а также бортовыми танками/отсеками, отвечающими требованиям Правила 19.6.1, не позднее годовщины поставки судна, исполняющейся в 2008 году. (п. 21.4.2. Приложения 1).
Многие танкера советской постройки dwt до 5000 тонн (т.н. «малые» танкера) имеют двойное дно и двойные борта, но при этом не отвечают требованиям Правила 19.6.1. Советские инженеры разработали концепт танкера «река-море» с двойным корпусом еще в конце 50-х годов ХХ века, в то время как требования MARPOL появились значительно позже. Практически все популярные серии нефтеналивных судов строились с двойным дном и двойными бортами. Отечественные «малые» танкера относятся к следующим проектам (российской и болгарской постройки): «Волгонефть» пр.550, 550А, 558, 1577, 630; «Ленанефть» пр.Р77; «Ленанефть» пр.621, 621.1, 621.2; бункеровщики пр.610; бункеровщики пр.588; «Олег Кошевой» пр.1677М; «Нефтерудовоз» пр.1570 и т.д.
Высота двойного дна у большинства отечественных танкеров оказалась меньше требуемой Правилом 19.6.1 минимальной высоты.
После 2008 г эксплуатация однокорпусных или субстандартных двухкорпусных танкеров dwt от 600-5000 тонн не допускается.
Однако Администрация флага может разрешить продолжение эксплуатации танкера dwt от 600 до 5000 тонн, перевозящего нефть тяжелых сортов, и после 2008 года, если по мнению Администрации судно пригодно к такому продолжению эксплуатации с учетом размеров, возраста, техсостояния, района плавания, при условии что эксплуатация не продолжится после истечения срока 25 лет с даты поставки судна.
Администрация флага может освободить танкер dwt >600 тонн, перевозящий нефть тяжелых сортов, от применения Правила 21, если судно:
- выполняет рейсы исключительно в пределах района, находящегося под ее юрисдикцией или эксплуатируется в качестве плавучего хранилища нефти тяжелых сортов, расположенного в пределах этого же района;
- выполняет рейсы в порты другой Стороны при условии, что Сторона согласна с эксплуатацией такого танкера (дает разрешение на заход)
О любых продлениях/изъятиях должно быть сообщено в ИМО (п. 21.8.1. Приложения 1).
С учетом положений международного права, любая Сторона-участница МАРПОЛ вправе запретить заход в свой порт субстандартному танкеру, который эксплуатируется на условиях «продления» администрации флага (п. 21.8.2. Приложения 1).
Нефтерудовоз.
Нефтерудовоз в понимании Приложения 1 является «комбинированным судном» (т.е. судном, предназначенным для перевозки либо нефти наливом, либо твердых грузов навалом). Комбинированные суда включаются в понятие «нефтяной танкер».
Исходя из типа судна, презюмируем, что нефтерудовоз имеет dwt менее 5000 тонн, и таким образом, являясь «нефтяным танкером» при dwt <5000 тонн он также подпадает под действие Правила 21 Приложения 1 МАРПОЛ. Соответственно, к нему применяются все вышеизложенные требования.
А. Перепелица