Правовой режим пересечения яхтой государственной границы Украины
20 Січня, 2005
7
В конце XX – начале XXI столетия сложился весьма специфический этап в развитии мирового сообщества, когда грандиозные преобразования в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни произошли так безболезненно, что широкая общественность даже не осознает новую ситуацию, которая сложилась в мире. Конечно, многие язвы века XX перекочевали в XXI, однако, столь благоприятного общего международного климата в общественных отношениях человечество не знало, наверное, никогда. Это способствует развитию мореплавания, которое охватывает не только коммерческое направление международного судоходства, но также спортивное и рекреационное судоходство, в котором используются маломерные суда.
Хотя государство и право современной Украины можно считать достаточно либеральными, правовой режим государственной границы – это одна из наиболее строго регулируемых сфер. Основы правового статуса государственной границы Украины закреплены Законом «О государственной границе Украины» от 04.11.1991 г., ст. 8 которого определяет режим государственной границы как порядок пересечения государственной границы Украины, плавания и пребывания украинских и иностранных невоенных судов и военных кораблей в территориальном море и внутренних водах Украины, захода иностранных невоенных судов и военных кораблей во внутренние воды и порты Украины и пребывания в них, содержания государственной границы Украины, проведения различных работ, промышленной и иной деятельности на государственной границе Украины. Государственные границы подразделяются на сухопутные, воздушные и водные. В настоящей публикации мы намерены рассмотреть водные границы, которые проходят в море по внешней границе территориального моря Украины; на судоходных реках – по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках (ручьях) – по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и других водоемах – по прямой линии, которая соединяет выходы государственной границы Украины к берегам озера или другого водоема, причем при изменении конфигурации берегов озера или отклонении русла реки (ручья) в ту или иную сторону государственная граница не изменяется; на искусственных водохранилищах – по линии государственной границы Украины, которая проходила на местности до их заполнения.
При пересечении государственной границы транспортным средством возникает целый комплекс специфических общественных отношений конституционного, международного публичного и частного характера. Существуют также преступления, совершение которых невозможно без связи с пересечением государственной границы, но основное внимание нами будет уделено административным правовым отношениям. Достаточно специфическим является также транспортное средство, которое входит в предмет нашего исследования. Слово «яхта» используется во многих правовых актах, но определить содержание понятия, обозначенного этим словом, оказывается не просто. Исследование этих правовых актов привело нас к следующему заключению относительно содержания понятия «яхта». Яхтой является парусное, парусно-моторное или моторное маломерное не военное судно, которое не используется для перевозки коммерческих грузов и пассажиров. Во всяком случае, такое определение понятия яхты вытекает из п. 1 Порядка пропуска яхт через государственную границу, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 29.08.2002 № 1274.
При пересечении государственной границы происходит также пересечение таможенной границы Украины. Из ст. 6 Таможенного кодекса Украины следует, что таможенная граница Украины совпадает с государственной границей за исключением специальных таможенных зон, территорию которых составляет территория специальных (свободных) экономических зон, причем граница специальных таможенных зон является таможенной границей Украины.
Таким образом, на границе осуществляются два основных вида государственного контроля: пограничный и таможенный, которые осуществляются Администрацией Государственной пограничной службы и Государственной таможенной службой Украины, соответственно. Для упрощения и ускорения контроля на государственной границе транспортных средств, лиц и грузов эти виды контроля могут совмещаться с другими видами контроля. Санитарно-карантинный контроль обеспечивается Министерством здравоохранения Украины; ветеринарный и фитосанитарный контроль – Министерством аграрной политики Украины; экологический – Министерством охраны окружающей природной среды Украины; Министерство культуры и искусств Украины обеспечивает контроль за вывозом из Украины культурных ценностей. Координация всех видов контроля осуществляется пограничной службой, и именно пограничники окончательно решают вопрос о возможности пропуска через границу Украины транспортных средств, лиц и грузов. Хотя у каждого из компетентных органов государственного контроля имеется свой предмет ведения, общую ответственность за состояние правопорядка на границе несут пограничники. Конечно, наиболее тесное взаимодействие налажено между ними и таможенниками. Часто можно наблюдать столь тесное взаимодействие между этими службами, что возникает впечатление об их взаимозаменяемости. Такое впечатление не лишено оснований, поскольку взаимопомощь между пограничной службой и таможней весьма существенная, но полная взаимозаменяемость между ними отсутствует. Например, паспортный и визовый контроль осуществляют только пограничники, хотя проверить паспорт для идентификации лица, следующего через границу, должен и таможенник. Как правило, на приход яхты создается комиссия из пограничника, таможенника и санитарного врача. Если обнаруживается необходимость других видов контроля, то представители соответствующих государственных органов приглашаются дополнительно. Указанный состав комиссии – это официально и открыто осуществляющие контроль государственные службы, однако государственный контроль может осуществляться и тайно. Такой вид контроля на границе Украины могут осуществлять органы Службы безопасности Украины. Органы Службы безопасности обеспечивают предупреждение актов терроризма, диверсий и шпионажа, в первую очередь. Однако, некоторые нарушения правопорядка, которые по видимости не имеют отношения к интересам государственной безопасности, предупреждаются также органами Службы безопасности Украины. Например, контрабанда, посягает главным образом на интересы хозяйства страны, на экономику Украины, но факультативно (дополнительно) контрабанда затрагивает также интересы национальной безопасности. Отход яхты обычно контролируют только пограничник и таможенник.
Контроль яхты, прибывающей в Украину, должен осуществляться в первом по пути следования порту, который открыт для захода иностранных судов и в котором имеется пункт пропуска через государственную границу Украины. Администрация порта и морской агент обязаны предоставлять подразделениям органов государственного пограничного и таможенного контроля не позднее чем за два часа до прихода яхты сведения о времени прихода в порт и отхода из него яхты, ее название, государство регистрации и порт приписки, из порта какого государства вышла яхта и в порт какого государства следует, количество членов экипажа и пассажиров. Из установления упомянутой обязанности следует, что капитан яхты должен заблаговременно известить о прибытии яхты, по крайней мере, администрацию порта. Иначе органы государственного контроля не получат информацию о приходе яхты, что повлечет некоторые проблемы. Это проблемы оперативного свойства, поскольку нарушение подобной обязанности не предусмотрено в качестве административного или иного правонарушения. Более того, неприятности могут возникнуть у порта, который не предупредил о приходе яхты. У экипажа яхты и ее пассажиров неприятности могут возникнуть только в случае, если в их действиях будет установлен состав административного правонарушения или преступления. Однако, при пересечении государственных границ необходимо быть особенно внимательным, поскольку любое нарушение порядка на границе может быть истолковано как основание для применения мер административного пресечения или предупреждения. Необходимо соблюдать все законные указания работников пограничной службы и таможни. Чтобы войти в порт, необходимо пройти территориальное море и внутренние воды. В территориальном море и внутренних водах Украины органы Государственной пограничной службы Украины при исполнении возложенных на них заданий имеют право:
- предложить показать национальный флаг, если он не поднят на яхте, провести опрос о целях захода судна в воды Украины;
- предложить изменить курс яхты, если он ведет в закрытый для плавания район;
- остановить яхту и провести ее осмотр, если она не отвечает на сигналы, пребывает в закрытом для плавания районе, нарушает иные правила захода в воды Украины, плавания и пребывания в них, а также занимается промышленной и иной деятельностью в нарушение законодательства Украины, международных договоров Украины. Осмотр судна включает проверку судовых и навигационных документов, документов членов экипажа и пассажиров, документов на грузы, а в необходимых случаях – и судовых помещений. После осмотра судна ему может быть дозволено продолжать плавание в водах Украины с соблюдением установленных правил, либо предложено покинуть воды Украины, либо оно может быть задержано;
- помещать на судно в необходимых случаях пограничный наряд для сопровождения судна в порт или до государственной границы Украины;
- снимать с судна и задерживать лиц, которые совершили преступление и подлежат уголовной ответственности по законодательству Украины, передавать этих лиц органам дознания и следствия, если иное не предусмотрено международными договорами Украины;
- преследовать и задерживать в открытом море судно, которое зашло в территориальное море или во внутренние воды и порты Украины с нарушением установленных правил, или судно, которое нарушило законы или правила плавания и пребывания в водах Украины, до захода его в территориальное море своей страны или третьего государства в случае, если преследование начато в территориальном море или внутренних водах Украины и велось беспрерывно.
Основания задержания органами Государственной пограничной службы Украины иностранных и украинских невоенных судов:
- судно во вред безопасности Украины занимается сбором информации или совершает какой-либо иной акт, враждебный Украине;
- судно находится в районе, объявленном компетентными органами Украины в установленном порядке временно закрытым для плавания;
- судно незаконно занимается какой-либо промышленной, исследовательской или изыскательской деятельностью, сбросом и захоронением веществ, вредных для здоровья людей или живых ресурсов вод, или иных отходов и материалов;
- судно производит высадку или посадку людей, выгрузку или погрузку грузов в неустановленных для этого местах или в установленных местах, но без разрешения компетентных органов Украины;
- судно осуществляет без разрешения компетентных органов Украины поднятие в воздух или принятие на борт летательных аппаратов;
- члены экипажа или иные лица, которые пребывают на судне, повреждают пограничные знаки, средства навигационного ограждения, кабели связи, иные подводные или надводные объекты, принадлежащие Украине;
- капитан судна не предъявил необходимых судовых и грузовых документов;
- судно не подчиняется распоряжениям представителей органов Государственной пограничной службы Украины или иных компетентных органов Украины;
- судно находится в территориальном море Украины, внутренних водах Украины в нарушение правил, установленных этим Законом, международных договоров Украины или общепризнанных принципов и норм международного права.
Решение о задержании иностранного невоенного судна принимается Государственной пограничной службой Украины после его осмотра. При этом судно, которое допустило нарушения, задерживается органами Государственной пограничной службы Украины, если установлен факт умышленного нарушения или если судно причиняет вред безопасности или иным интересам Украины. Органы Государственной пограничной службы Украины имеют право задержать и украинское невоенное судно, которое допустило упомянутые нарушения, и конвоировать его до ближайшего порта или иного соответствующего пункта.
Капитан яхты должен представить для государственного пограничного контроля и других видов контроля следующие документы:
- судовую роль – 4 экземпляра;
- документы на право въезда в Украину членов экипажа и пассажиров;
- список пассажиров – 4 экземпляра;
- справку о наличии на борту яхты наркотиков, оружия и боеприпасов – 2 экземпляра;
- список яхтенных припасов – 2 экземпляра;
- общая таможенная декларация – 2 экземпляра (для иностранных яхт);
- таможенные декларации членов экипажа – граждан Украины;
- таможенные декларации пассажиров;
- морская медико-санитарная декларация;
- n
- свидетельства о профилактических прививках членам экипажа и пассажирам, если яхта прибыла из страны, которая входит в перечень, утвержденный Минздравом. Непредставление документов является серьезным правонарушением, предусмотренным ст. 330 Таможенного кодекса Украины.
Все лица, внесенные в судовую роль и список пассажиров, должны находиться во время контроля на борту яхты, причем, если на борту имеются лица, отсутствующие в этом списке, капитан яхты обязан известить об этом орган пограничного контроля.
Иностранная яхта, принадлежащая нерезиденту Украины и прибывающая в Украину временно, во время пропуска через государственную границу должна декларироваться под обязательство о ее обратном выбытии из Украины, а яхта, принадлежащая резиденту Украину, которая временно выбывает из Украины, во время пропуска через государственную границу декларируется под обязательство о ее обратном возврате в Украину. П. 12 упомянутого Порядка пропуска яхт через государственную границу предусматривает необходимость такого обязательства в том случае, если яхта принадлежит физическому лицу. Однако, п. 12 Порядка не соответствует (противоречит) нормам Таможенного кодекса Украины, принятого позднее и имеющего большую юридическую силу. Так, ч. 1 ст. 185 Таможенного кодекса содержит перечень таможенных режимов, а таможенный режим, предусмотренный п. 12 Порядка, не предусмотрен в этом перечне и вообще в Таможенном кодексе, что означает отсутствие обязанности нерезидента декларировать обязательство об обратном выбытии яхты из Украины, а также отсутствие обязанности резидента Украины декларировать обязательство о возвращении яхты в Украину при временном ее выбытии из Украины.
Контроль украинских и иностранных яхт производится комиссией на специальных причалах (местах), которые определяются в морском (речном) пункте пропуска через государственную границу. Часто этот контроль осуществляется на причале яхт-клуба или иной базы для маломерных судов.
После выполнения всех контрольных процедур и пропуска яхты в Украину разрешается ее беспрепятственное плавание в территориальном море и внутренних водах Украины, ее пребывание и содержание на различных пунктах базирования, за исключением районов, закрытых для плавания и пребывания.
Если яхта зашла в порт для пополнения запасов воды, топлива, продовольствия, проведения срочных ремонтных работ на срок до двух дней, она таможенному оформлению не подлежит и находится под таможенным контролем до ее отправления. В таком случае говорят, что судно остается с «закрытой границей». Яхта может остаться с закрытой границей, если на ней находится гражданин другого государства или лицо без гражданства, которое не имеет права въезда в Украину. Такое лицо не вправе сходить на берег, причем пограничная служба будет контролировать исполнение такого запрета. Гражданину Украины невозможно отказать в праве въезда в Украину, что предусмотрено ч. 2 ст. 33 Конституции Украины. В развитие этого положения Закон «О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины» от 21.01.1994 закрепляет правило о том, что гражданин Украины ни при каких обстоятельствах не может быть ограничен в праве въезда в Украину (ч. 4 ст. 1). Документами, удостоверяющими право на въезд в Украину и личность гражданина Украины, являются: паспорт гражданина Украины для выезда за границу; проездной документ ребенка; дипломатический паспорт; служебный паспорт; удостоверение личности моряка. В случае утраты гражданином Украины такого документа, документом, удостоверяющим право на въезд в Украину, является удостоверение лица на возвращение в Украину, которое выдается заграничными дипломатическими учреждениями Украины.
При выбытии яхты с Украины оформление ее, членов экипажа и пассажиров производится в последнем по пути следования украинском порту, который открыт для захода иностранных невоенных судов. Капитан яхты должен представить для контроля, в общем-то, такие же документы, как и во время прибытия в Украину. Судовая роль и список пассажиров представляются в двух экземплярах, причем все изменения в составе экипажа или пассажиров удостоверяются подписью капитана. Морская медико-санитарная декларация не представляется.
В заключение можно сделать вывод о том, что иностранная яхта, пройдя все формальности, связанные с пересечением границы Украины, может использоваться, практически, также как и украинская яхта. Она может без ограничений перемещаться по территориальным водам Украины, заходить в порты и яхт-клубы, перевозить как украинских, так и иностранных пассажиров. На яхту могут свободно закупаться продукты, снабжение и т.д., а осуществление ремонта или дооборудования иностранной яхты на Украине может быть даже более выгодным, чем украинской.