Прецедент с яхтой Insieme в Грузии: правовые выводы
14 Вересня, 2021
10
В ноябре 2020 года моторная яхта Insieme под управлением одесского капитана Юрия Хомича была задержана грузинскими пограничниками в территориальных водах Грузии. Об этой истории много писали в медиа, но поскольку в дело был вовлечен партнер офиса Interlegal в Грузии Валериан Имнаишвили, для нас эта история известна из первых уст.
История вопроса
Яхта с тремя членами экипажа — двумя гражданами Украины Юрием Хомичем и Владимиром Дьяченко, а также одним гражданином Грузии, вышла из порта Трабзон и шла вдоль берега за пределами территориального моря. На траверзе порта Батуми яхта повернула вправо и проследовала к берегу в порт Батуми. Подойдя на расстояние около двух миль, яхта сменила курс, повернув вправо и не заходя в порт из-за карантина в Грузии, проследовала вдоль берега в сторону Турции. По указанию берегового поста яхта была остановлена катером береговой охраны и отконвоирована в порт Батуми. Экипаж яхты был арестован.
Причины
Единственным упущением капитана яхты, на наш взгляд, было отсутствие подачи нотиса и документов, требуемых местными правилами, что в принципе можно расценивать как административное правонарушение.
Однако органами власти Грузии оно было квалифицировано как преступление (незаконное пересечение границы при входе в территориальное море и попытка незаконного пересечения границы при выходе из территориального моря), предусматривающее заключение на срок до четырех лет. Суд длился восемь месяцев. Судья заявил, что «не согласен с тем, что к нам может кто-то зайти без соответствующего предварительного информирования» и 14 июля с. г. вынес вердикт: четыре года лишения свободы.
И только благодаря твердой и принципиальной позиции Президента Украины Владимира Зеленского Президент Грузии Саломе Зурабишвили 17 июля с. г. подписала указ о помиловании и снятии судимости (беспрецедентный случай снятия судимости и помилования).
Грузинская сторона помиловала осужденных без их ходатайства.
Выводы
Береговая охрана Грузии в некоторых случаях может весьма своеобразно толковать международное право и местные правила. Это означает, что необходимо строго придерживаться собственно юридических правил, а также правил хорошей морской практики.
При следовании в порты Грузии следует тщательно изучать местные правила, обычаи, через местного агента запрашивать рекомендации у капитана морского порта.
Стоит полноценно использовать все методы определения места судна и весьма осторожно — позицию, полученную по системе спутниковой навигации, особенно при подходах к портам и постановке на якорь.
Необходимо своевременно через агентов подавать нотисы и другие документы, требуемые местными грузинскими правилами.
Рекомендуется, возможно, более тщательно вести записи в судовых журналах и записывать радиопереговоры с властями.
Специально для издания Порты Украины