ПРИОБРЕТЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ ЯХТЫ
4 Серпня, 2005
13
Очевидно, что приобретение права собственности на такой сложный и дорогостоящий объект как яхта должно быть опосредовано договором. Сразу оговоримся, что мы не претендуем на создание алгоритма по данной теме – обобщив свой многолетний опыт работы в области морского права, мы попытаемся провести некую систематизацию. В данной связи можно выделить два основных вида применимых договоров: договор подряда и договор купли-продажи, при этом варианты такого приобретения различны:
- постройка яхты,
- покупка новой яхты,
- покупка эксплуатировавшейся ранее яхты,
- покупка новой яхты, которая будет построена.
Не вдаваясь в глубокий правовой анализ сущности и содержания рассматриваемых договоров, дадим их краткую сравнительную характеристику.
1. Постройка яхты осуществляется по договору подряда (глава 61 Гражданского кодекса Украины).
Ключевые моменты:
- Заказчик поручает подрядчику – судостроительному предприятию (верфи) произвести постройку яхты;
- Проектная документация может предоставляться как самим заказчиком, так и подрядчиком,
- Проект может быть составлен «с нуля» либо за основу может быть взят какой-либо «типовой» проект,
- Построенная яхта должна соответствовать проекту,
- Надзор за строительством осуществляет заказчик и выбранное им классификационное общество,
- По окончании строительства подрядчик, кроме техдокументации, предоставляет заказчику так называемый «Builder’s Certificate» -правоустанавливающий документ. В применении к украинским реалиям его называют «Заявление судостроителя», которое свидетельствует о том, что такая-то яхта построена и передана заказчику согласно договору подряда.
2. Покупка новой яхты осуществляется по договору поставки (§3 главы 54 Гражданского кодекса Украины, §1 главы 30 Хозяйственного кодекса Украины). r Приобретение, как правило, осуществляется у изготовителя яхты напрямую, либо через дилерскую сеть, но в любом случае продавец по данному договору должен иметь соответствующие права на яхту. Яхта инспектируется на соответствие проекту (возможно измененному, но всегда утвержденному) а также на мореходность. Осуществляется приобретение по договору купли-продажи (поставки) c возможной выдачей продавцом покупателю Builder’s Certificate либо, если яхта по окончании строительства уже была зарегистрирована (или продается через дилера), с оформлением Bill of Sale (Купчей) на яхту – одностороннего документа, подписываемого полномочным представителем продавца яхты, и выполняющего три основные функции:
- во-первых, узаконивается передача от продавца в пользу покупателя всех прав и законных интересов касательно яхты,
- во-вторых, подтверждается получение оплаты за яхту,
- в-третьих, гарантируется, что яхта на момент продажи свободна от любого рода обременений (залогов, морских требований, чартеров и т.д.).
3. Покупка яхты, «бывшей в употреблении». «Бывшей в употреблении» в данном случае может означать, что право собственности на такую яхту уже было зарегистрировано на лицо отличное от заказчика яхты и/или такая яхта уже находилась в эксплуатации.
Осуществляется приобретение по договору купли-продажи (поставки) и предполагает обязательную предварительную техническую инспекцию яхты, а также экспертизу и анализ документов, по которым такая яхта попала к продавцу.
4. Покупка новой яхты, которая будет построена. Возможность такой покупки предусмотрена новым Гражданским кодексом Украины, который установил (ст.656), что предметом купли-продажи могут быть не только существующие товары, а и те, которые будут созданы (приобретены, получены) продавцом в будущем.
Основные отличия от подряда на постройку:
- покупатель на стадии заключения договора, как правило, вносит лишь определенный аванс, то есть небольшую часть цены яхты;
- яхта строится и передается покупателю «под ключ», то есть покупатель не влияет на ход и процесс строительства, правда, и не несет риски.
Отдельные этапы строительства, субподрядные отношения и т.п. покупателя не волнуют и в договоре не оговариваются.
Готовясь к покупке или к постройке яхты, необходимо своевременно определиться с вопросом ее государственной регистрации. Ключевыми звеньями в сложной системе международного морского судоходства являются МОРЕ как таковое и СУДНО как созданный человеком сложный объект и источник повышенной опасности (как с точки зрения аварийности, так и с точки зрения загрязнения моря). Государственная регистрация морского судна – это предоставление судну права плавания под флагом соответствующего государства, определение национальности судна. Осуществление регистрации судна означает, что данная Морская администрация проверила правовые аспекты и техническое состояние судна (через уполномоченное классификационное общество) и убедилась в их полном соответствии своим требованиям, основанным на международных нормах, и свидетельствует это перед всеми заинтересованными лицами, предоставляя судну право поднять свой флаг. Также Морская администрация обязуется в течение всего периода, когда судно имеет право плавания под ее флагом контролировать его соответствие требованиям международных договоров и конвенций, по которым данное государство приняло на себя обязательства перед другими договаривающимися странами.
Предоставление судну национальности и права плавания под флагом соответствующего государства является ключевым моментом регистрации судна. Все другие процедуры, включая регистрацию права собственности на судно, носят предварительный характер и имеют несравнимо меньшее правовое и практическое значение.
Где же лучше регистрировать яхту, ведь яхта, несмотря на то, что она, как правило, не используется для перевозки коммерческих грузов и пассажиров, все же является парусным, парусно-моторным или моторным маломерным не военным судном? Если гражданин Украины на свои честно заработанные и оставшиеся после налогообложения средства желает приобрести яхту, уже привезенную кем-то в Украину или построенную в Украине, или же украинское предприятие хочет сделать это же за счет своих собственных средств, то вопрос регистрации не будет вызывать сомнений – Украина.
Но если яхта приобретается за рубежом или если покупателем или заказчиком строящейся яхты выступает иностранная компания (возможно, офшорная), то возникает возможность (а порой и необходимость) регистрации яхты не в Украине. Это возможно сделать, зарегистрировав собственность опосредованно через компанию, что в свою очередь удобно по многим причинам. Яхта, зарегистрированная в каком-либо «открытом» реестре, будет считаться в Украине иностранной. Если это обстоятельство волнует будущего собственника яхты при принятии такого решения, то оно требует отдельного детального анализа. В целом же главные преимущества заключаются в конфиденциальности владения и защите права собственности. Кроме того, иностранную яхту гораздо удобнее продать как с точки зрения простоты оформления, так и с точки зрения налогообложения. Любое государство, даже не имеющее выхода к морю, имеет право предоставлять судам право плавания под своим флагом. Однако, имея такое право, государство принимает на себя обязанности и ответственность перед международным сообществом, связанные с регистрацией судов. Судовые реестры бывают национальные и «открытые», т.е. предоставляющие право регистрации судна и нерезидентам. Существуют также «удобные флаги» (Панама, Либерия, Багамские острова, Мальта, Кипр и т.д.), т.е. юрисдикции, предъявляющие к судам, регистрирующимся в их судовых реестрах, минимально достаточные требования и осуществляющие регистрацию по упрощенной процедуре.
Среди стран с либеральным судовым реестром выбор довольно большой. Но главное – определить, какой из судовых реестров подойдет больше всего именно для Вас. Если у Вас достаточно большая яхта, то целесообразно учитывать буквально все: по каким маршрутам будет ходить судно, каков его возраст, в чем его назначение и многое другое. Только полная картина позволит выбрать оптимальный вариант.
Процедура регистрации судов под удобным флагом в странах, давно предоставляющих такое право, хорошо известна весьма широкому кругу лиц, но не стоит забывать и про иные страны, предоставляющие данное право. Рассмотрим, например, Словакию. Словацкая Республика имеет площадь – 49 тыс. км2, входит в Совет Европы с 1993 г., в Евросоюз – с 2004 г. Словакия — одно из самых молодых государств Европы. Почти три четверти века она была частью Чехословакии, а до этого более тысячи лет входила в состав Венгерского государства. Население страны составляет немногим более 5 миллионов человек. Вероисповедание: большинство населения католики. Столица – Братислава. Государственное устройство – республика. Денежная единица – евро (стар.- словацкая крона). Основными нормативным документом, регулирующим правовые вопросы мореплавания в Словакии, является Кодекс мореплавания. В Словакии не существует ограничений по субъектам, имеющим право регистрировать судно в данной стране. Все сертификаты, выдающиеся в этой стране, признаются мировым сообществом. Судовой регистр Словакии открыт для многих типов судов, однако, существуют некоторые ограничения относительно рыболовных, пассажирских судов, а также паромов. Главным органом в процедуре регистрации судов является Государственная судовая администрация (Štátna plavebná správa).
Основные документы, которые необходимы желающему зарегистрировать судно в Словакии:
- Договор купли-продажи или контракт на постройку судна, переведенный специальным судебным переводчиком;
- Документы, подтверждающие прекращение предыдущей регистрации судна, переведенные специальным судебным переводчиком.
Процедура регистрации проходит следующим образом:
1. Судно должно зайти в порт Братиславы для технического осмотра на предмет соответствия;
2. В этом же порту заполняются регистрационные формы;
3. Уплачивается административный сбор.
Международное право не препятствует существованию и распространению практики регистрации морских судов под удобные флаги. Правда, положение, закрепленное частью 1 статьи 91 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года о том, что между государством и судном должна существовать реальная связь, считается противоречащим практике использования удобных флагов. Однако, правовых критериев определения реальности связи между государством и судном, имеющим право плавания под его флагом, создать пока не удается.
Практическая работа нашей фирмы, специализирующейся в разрешении, часто довольно сложных, вопросов регистрации морских судов, показывает, что к каждому отдельно взятому судну требуется подбор собственной оптимальной схемы его приобретения и регистрации.