ПУТЬ К ЧАСТНОМУ ПРИЧАЛУ
22 Листопада, 2004
16
Украина осознает необходимость реформирования транспортной отрасли, но не готова задействовать механизм приватизации крупных предприятий транспорта. Постановлением КМУ от 29.08.2000 утвержден Перечень предприятий стратегического значения для экономики и безопасности государства, где есть все морские порты. Закон Украины “О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации” от 07.07.99 не предусматривает возможности их приватизации. Особое внимание в Концепции реформирования транспорта уделяется вариантам участия негосударственного сектора. Цели, которые ставят перед собой инвесторы, различны: от создания погрузо-разгрузочного частного терминала в государственном порту до негосударственного порта. Сегодня работает уже немало негосударственных терминалов (ООО “Очаков”, ЗАО “Ника-терра”, ООО “Нибулон”, ЗАО “Авлита”, ЗАО “Ильичевский топливный терминал” и т.д.).
Популярной формой работы в портах в 90х годах был договор о совместной деятельности, где инвестор вкладывал современное оборудование, привлекал грузопотоки и оперировал текущей деятельностью, а порт выделял инфраструктуру и технику. Прибыль между участниками делилась пропорционально вкладам. В 2003 году в Одесском порту терминалы (стивидорные компании) перешли на работу по договорам аренды движимого (погрузчики, транспорт и т.д.) и недвижимого (складские площади) имущества и договору об оказании услуг. Так, стивидорная компания получает весь доход от транспортных услуг грузовладельцам, уплачивая государству арендную плату за пользование имуществом, а порту согласованную цену за часть услуг, оказываемых им (например, составление плана завоза грузов). Однако до сих пор в некоторых портах договора о совместной деятельности продолжают действовать.
Морской порт, будучи госпредприятием, не имеет права препятствовать деятельности других предприятий на его территории и вмешиваться в их хозяйственную деятельность. Но терминалы, как правило, находятся под административным контролем порта географически. Вопросы очередности проводки и постановки судов к причалу, устанавливаются портом. Т.е. терминалы вынуждены согласовывать график завоза грузов, подачи судов и т.д. Т.к. тут вряд ли обойтись без договора с государственным портом, целесообразно заключить с ним договор о сотрудничестве. Суммы портовых сборов и сборов и плат за услуги, оказываемые судам, распределяются между портом и терминалом.
Закон “О концессиях” от 16.07.99 свел на нет ранее единственно возможную концепцию государственного порта, предусматривая, что порты могут образовываться и в результате частного предпринимательства. Концессия – это предоставление на платной и срочной (не менее 10 лет и не более 50 лет) основе субъекту предпринимательства права на создание и(или) эксплуатацию объекта концессии.
Альтернативой является аренда. Насколько известно, предпринято две попытки взять в аренду целостный имущественный комплекс морского торгового порта (Мариуполь в 2002 и Ильичевск в 2003). Однако, несмотря на возможность аренды ЦИК госпредприятия, прямо предусмотренную Законом “Об аренде государственного и коммунального имущества” от 10.04.92, ввиду определенных политических разногласий попытки не увенчались успехом.
На основании анализа действующего законодательства и опыта, в т.ч. и собственного, юридического сопровождения создания частных терминалов попробуем выделить основные тезисы.
- 1. Морской порт выполняет разнообразные функции. Условно разделим их на две группы: хозяйственная деятельность и деятельность, связанная с выполнением делегированных функций государства. КТМ особо выделяет функции морского порта по обеспечению безопасности мореплавания (ст.75). В структуру порта включена Служба капитана порта, куда входят Инспекция госпортнадзора и Дипломно-паспортный отдел. Приказом Минтранса от 15.04.04 принято решение о передаче лоцманской службы и СРДС в ведение Государственного предприятия “Дельта-лоцман”.
nЗаконом определен статус морского торгового порта как государственного транспортного предприятия, однако на территории порта допускается действие предприятий и организаций всех форм собственности (ст.73 КТМ). Административные функции, делегируемые государством и выполняемые от его имени, могут осуществляться только государственным предприятием, входящим в систему государственного управления (Минтранссвязи). В то же время хозяйственные функции могут осуществляться предприятиями любой формы собственности. Проект закона Украины “О морских портах Украины” от 06.03.2003 также разделяет предпринимательскую деятельность порта и “специализированные услуги”, обеспечивающие безопасность судоходства и вытекающие из международных договоров. Соответственно, предоставление всех других услуг по обслуживанию транспортного процесса возможно предприятиями всех форм собственности.
- 2. Наличие соответствующей инфраструктуры – признак, прямо вытекающий из сути понятия морского порта (терминала). Инфраструктура может включать в себя подъездные пути, причалы, защитные сооружения, погрузо-разгрузочные механизмы, складские помещения, системы навигации, связи и т.д. Создание такого объекта возможно только при наличии территории (земельного участка) и акватории (водного пространства). Их предоставление производится в установленном порядке. Один из вариантов – механизм выделения акватории, использованный в Севастопольском порту. Чаще речь идет об открытии акватории для захода иностранных невоенных судов. Еще один механизм – применение норм Земельного и Водного кодексов.
- 3. Проектирование и эксплуатация причальных сооружений имеют особенности, связанные с отнесением причала к гидротехническим сооружениям. На гидротехнические сооружения, используемые с целью обеспечения безопасности судоходства, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности распространяется действие Положения “Об организации и порядке осуществления государственного технического надзора за судоходными гидротехническими сооружениями и гидротехническими сооружениями портов, судостроительных и судоремонтных заводов, которые находятся в эксплуатации” (Приказ Минтранса от 20.11.2003).
- 4. В соответствии со ст. 9 Закона Украины “О государственной границе” от 04.11.1991 ее пересечение осуществляется посредством путей сообщения. Морское сообщение через госграницу осуществляется через территории пунктов пропуска. Пункт пропуска – специально выделенная территория в портах с комплексом зданий, сооружений и технических средств, где осуществляется приграничный, таможенный и иные виды контроля, и пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов и др. имущества. На вновь созданных негосударственных терминалах оформление грузов и имущества может осуществляться либо через пункт пропуска, который открыт для этих целей в ближайшем морском порту (при этом целесообразно открыть на своей территории отдельный пост пропуска), либо через собственный пункт пропуска через государственную границу Украины.
- 5. Согласно ст.6 Закона “О ценах и ценообразовании” от 03.12.1990 применяются свободные цены и тарифы, государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы. Минтранссвязи по согласованию с Минэкономики устанавливает тарифы на комплекс работ, связанных с обработкой грузов в портах Украины. Приведенные в его Сборнике от 31.10.1995 тарифные ставки и порядок их исчисления применяются всеми субъектами предпринимательства, которые предоставляют услуги в морских портах, на причалах судостроительных и судоремонтных заводов, других портах, причалах (пристанях), независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.
Создание нового негосударственного терминала или порта – задача безусловно сложная, но имеется достаточный набор правовых инструментов и форм для ее выполнения. Общественные отношения в Украине складываются таким образом, что вопрос существования и успешного функционирования таких субъектов хозяйствования ни у кого уже не вызывает сомнений.