РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ БИЗНЕСА ОТ МОШЕННИЧЕСКИХ СХЕМ
7 Липня, 2021
5
Ирина Мальцева, юрист, адвокат, под руководством Эллины Романовой, адвоката, старшего юриста Interlegal рассказывают о различных мошеннических схемах, начиная от кибермошенничества и заканчивая схемой «два покупателя». Узнайте, как распознавать на раннем этапе риски и умело их избегать.
На примере нашего недавнего дела хотим рассказать о такой мошеннической схеме, как «компания-двойник», о ее влиянии как на продавца, так и других участников перевозки, а также дать рекомендации по распознаванию недобросовестного контрагента и инструменты – как не стать жертвой очередной мошеннической схемы.
Клиент — крупное украинское предприятие, заключил договор купли/продажи и поставки сварочных электродов из порта Черноморск в порт Момбаса с крупной респектабельной африканской компанией. Поставка осуществлялась двумя путями: 2 контейнера Линией Maersk и 3 контейнера линией MSC. Согласно условиям контракта, Покупатель должен был оплатить груз частями – аванс в размере 15% и оплата оставшейся суммы по факту при получении груза в порту выгрузки. Более того, по контракту оригиналы коносамента передаются Покупателю сразу же после погрузки груза на судно.
Когда первые два контейнера пришли в порт выгрузки Получатель забрал груз против оригиналов именных коносаментов, однако, оплата за груз не поступила. Клиент стал выяснять в чем причина и оказалось, что Покупатели не те, за кого себя выдают, а компания – двойник известной африканской компании.
Клиент понял, что попал в мошенническую схему и вернуть первые два контейнера уже невозможно, однако, необходимо вернуть контроль над остальными тремя контейнерами. В противном случае Клиент потерял бы и груз, и деньги. Клиент обратился к Interlegal с запросом юридически помочь не выдать груз получателям.
Итак, что в данном деле было очевидной манипуляцией и что за ней последовало:
Психологический прием – сыграть на доверии, ведь фирма то известная на рынке, нет причин не доверять и, соответственно, незачем и проверять контрагента;
Снова же, репутация контрагента не дает повода сомневаться, поэтому можно и договориться на условиях оплаты – по факту. Аванс не берем в расчет, так как сумма была минимальна по сравнению с окончательной суммой;
Ну и основа основ – оригиналы коносаментов направляются до получения продавцом оплаты за товар.
Когда участник торговой цепочки становится жертвой мошеннической схемы, в первую очередь он думает, как минимизировать ущерб и спасти то, что можно еще спасти. Конечно же первоочередным является обратиться к перевозчику с просьбой не выдавать груз мошеннику.
И вроде бы ситуация ясная, Клиент стал жертвой схемы, а по ту сторону – мошенники, однако, не ждите того, что морской перевозчик станет на вашу сторону, ведь у него есть свои обязательства перед грузополучателем, он обременен обязательствами по договору и соответственно перевозчик будет оперировать нормами законодательства и правилами перевозки, но никак не логикой.
Естественно, в таких ситуациях оперировать лишь нормами законодательства нельзя, ведь мошенническая схема – это не стандартная ситуация, ответы на вопросы по которой можно найти в «книжке».
И пусть у вас будет инициировано 10 уголовных производств в отношении мошенников, и пусть ваше дело на контроле у консула и разных ассоциаций, будьте готовы к тому, что перевозчик подумает за вас и не примет бизнес-решение в ваших интересах. Грубо говоря – «спасение утопающего, дело рук самого утопающего». Однако, по вашу сторону должен быть грамотный, опытный юрист, который умеет «смотреть шире».
Так, по нашему делу юристы Interlegal проанализировав документы и оценив ситуацию, разработали правовую позицию по защите прав Клиента. В рамках данного дела были задействованы Консульство Украины в Кении и Уганде, различные ассоциации, ИНТЕРПОЛ, таможенные органы Кении, было открыто уголовное производство. Кроме того, мы обращались в головной офис MSC в Женеве, а также в офисы MSC Украины и Кении. Также был наложен арест на груз и издано предписание таможенным органам – не осуществлять таможенные формальности по грузу до получения инструкций со стороны следователя. В результате комплексной роботы, мошенники возвратили оригиналы коносаментов и Клиент снова получил контроль над грузом.
Инструменты по предотвращению попадания в подобные ситуации:
Проверять своего контрагента всегда, при любых обстоятельствах;
Делать Research по компании среди своих коллег по рынку;
Если к вам поступает заманчивое предложение, делайте дополнительные звонки ЛПР контрагента с целью узнать подлинность предложения;
Составлять и подписывать договор, все сопроводительные документы к договору, предусматривающие все условия по сделке, а также банковские реквизиты;
Если есть возможность, например, ранее вы или ваши коллеги работали с таким контрагентом, сравнить банковские реквизиты с теми, что в контракте, с ранее известными, бланки документов, подписи и печати и т.д.;
Условия оплаты и обмен документами должен совершаться таким образом, чтобы вы не теряли контроль над деньгами/грузом (в зависимости от вашего статуса: продавец/покупатель) до наступления контрольной точки, которую вы оговорите в контракте.
В случае, если вы все-таки стали жертвой мошеннической схемы необходимо:
Обратиться к юристам;
Следовать разработанной правовой позиции юристов, как правило, это инициирование уголовного дела, обращение в органы и ассоциации, обращения к участникам перевозки с уведомлением о ситуации, а также обращение с претензией к мошенникам;
Когда это уместно, вести переговоры с мошенниками с целью минимизации рисков.
Принимать бизнес-решение – порой невозможно выиграть по всем пунктам, и где-то надо потерять, чтобы сохранить больше.
Естественно, мы всегда желаем нашим Клиентам не попадать в подобные ситуации, однако, никто не застрахован от этого и остается только минимизировать риски попадания в них.
Мошеннические схемы – это как капкан для бизнеса, однако, как и из капкана, так и из мошеннической схемы можно найти выход. Главное – вовремя обратиться к грамотным и опытным юристам, которые внесут изменения в фразу на – «спасение утопающего – дело рук утопающего и его юриста».
Специально для logistics-ukraine.com