24/7

Можно ли порт или портовый терминал взять в концессию? Мнение экспертов ЮФ Международная юридическая служба (InterLegal)

всего: 0 02.08.12

После опубликования Закона Украины «О морских портах» все чаще можно встретить в средствах массовой информации заметку о том, что украинские порты будут передаваться в концессию. За справкой мы обратились в Международную Юридическую службу

 

Принципы регулирования отношений концессии государственного и коммунального имущества, а также порядок и условия концессии определяются Законом Украины «О концессиях». В соответствии со статьей 1 названного Закона под концессией понимается предоставление на основании концессионного договора права на создание (строительство) и (или) управление (эксплуатацию) объекта концессии. При этом право создать (построить) объект концессии либо существенно его улучшить и (или) осуществлять его управление (эксплуатацию) предоставляется с целью (а) повышения эффективности использования государственного и коммунального имущества и (б) удовлетворения общественных потребностей.

 

В концессию могут передаваться объекты права государственной или коммунальной собственности, которые используются для осуществления деятельности в таких сферах хозяйственной деятельности как строительство и / или эксплуатация морских портов и их инфраструктуры. К объектам права государственной или коммунальной собственности, передаваемым в концессию, относится имущество предприятий, которые являются целостными имущественными комплексами или системой целостных имущественных комплексов, обеспечивающих комплексное предоставление услуг морских портов и их инфраструктуры. Концессия может предоставляться на отдельные виды предпринимательской деятельности в сфере эксплуатации морских портов и их инфраструктуры (статья 3 Закона Украины «О концессиях»).

 

До вступления в силу основных положений Закона Украины «О морских портах», т.е. до 13 июня 2013 года, в соответствии со статьями 73, 76(3) Кодекса торгового мореплавания Украины морской порт является транспортным предприятием, которое предназначено для обслуживания судов, пассажиров и грузов.

 

Вышеприведенные положения действующего законодательства позволяют заключить, что в концессию могут передаваться не только вновь создаваемые, но и существующие морские порты и их инфраструктура для управления. При этом в управление (эксплуатацию) могут передаваться не только полностью морские порты и их инфраструктура, но и имущественные комплексы, позволяющие осуществлять отдельные виды деятельности свойственные морским портам.

 

Отдельные комплексы морского порта, предназначенные для осуществления отдельного (самостоятельного) вида предпринимательской деятельности, могут быть переданы в концессию.

 

Несмотря на предусмотренную законом возможность передачи / получения в концессию морских портов и их инфраструктуры, практике такие примеры не известны и, соответственно, отсутствуют какие-либо технические / процедурные нормы и правила, позволяющие заинтересованным лицам в полной мере воспользоваться существующей юридической возможностью. По этой причине заинтересованным лицам, по всей видимости, следует руководствоваться процедурными правилами, установленными на случай концессии в других отраслях экономики, например, для объектов топливно-энергетического комплекса.

 

Представляется, что для получения концессии следует обращаться в Министерство инфраструктуры Украины с соответствующим заявлением, анализом эффективности и технико-экономическим обоснованием его передачи в концессию. Представленные расчеты должны, как мы полагаем, указывать на то, что в случае передачи комплекса в концессию будут достигнуты установленные законом цели: (а) повысится эффективность использования государственного имущества и (б) будут удовлетворены общественные потребности, ранее остававшиеся неудовлетворенными.

 

Таким образом, чтобы оценить возможность концессии порта (его инфраструктуры), необходимо анализировать каждый конкретный проект.

 

Артур Ницевич, партнер

Николай Мельников, партнер

Международная юридическая служба (InterLegal)

Киев-Одесса, Украина

27 июля 2012

www.interlegal.com.ua

  • Interlegal выиграл судебный спор у крупного государственного стивидора2020.09.08

    В Interlegal обратился Клиент - портовый оператор – для проведения due diligence одного из государственных стивидоров. Результатом due dilig...

    подробнее
  • Сброс остатков груза и промывочных вод. Инструменты правовой защиты2020.09.04

    Принимая во внимание, что Государственное предприятие «Администрация морских портов Украины» (АМПУ) совместно с другими органами государстве...

    подробнее
  • Interlegal отстояли интересы thyssenkrupp Materials Trading GmbH в Донецком апелляционном суде2020.09.03

    Несколько дней назад в Донецком апелляционном суде слушалось дело по апелляционной жалобе на определение  Краматорского городского...

    подробнее
  • Interlegal отстояли интересы мирового экспедитора в суде и не дали взыскать убытки в суме около 15 млн. гривен2020.09.01

    В Interlegal обратился Клиент - один из крупнейших мировых экспедиторов с запросом по защите его интересов в судебном процессе о взыскании у...

    подробнее
  • Структурирование группы компаний в холдинг2020.08.17

    В компанию Interlegal обратился клиент – крупный иностранный судовладелец, с корпоративными вопросами по либерийским компаниям, которые выст...

    подробнее
  • Юристы Interlegal вернули деньги за сгоревший тур2020.08.11

    К специалистам Interlegal обратился клиент с запросом о возврате средств за тур в экзотическую страну, который был естественным образом отме...

    подробнее
  • Яхтенный чартер 2020. Что прописать осенью?2020.08.06

    В рамках постоянного обслуживания коммерческой яхты одного из наших клиентов Interlegal сопровождал заключение чартерных контрактов на осень...

    подробнее
  • Арест устоял – должник заплатил2020.08.05

    24 марта 2020 года мы писали о том, что юристы международной юридической службы Interlegal арестовали судно под иностранным флагом в акватор...

    подробнее
  • Карантин - не помеха для обучения сотрудников компании2020.08.05

    Крупная украинская транспортная компания решила провести для своих работников тренинг по безопасности предпринимательской деятельности и ни...

    подробнее
  • Арест судна как рабочий механизм взыскания долга2020.08.10

    Клиент – крупный иностранный бункеровщик обратился в Interlegal с запросом о взыскании задолженности с судовладельца за поставку бункерного...

    подробнее