24/7

Обеспечение судостроительных контрактов

16 февраля 2017 г.: ru 2 22 мая 2017 г.: ru 2 24 августа 2017 г.: ru 2 всего: 28408.04.09

Когда строится современное судно, риску подвергаются значительные денежные суммы, и как покупатель, так и судостроитель хотят гарантий в том, что в случае неспособ-ности или нежелания другой стороны выполнить свои обязательства, их собственные риски сведены к минимуму. Более того, это желание разделяют те, кто финансирует постройку судов путем предоставления денежных ссуд обеим сторонам судостроительного контракта, причем они желают обеспечения того, чтобы их требования имели приоритет перед требованиями других кредиторов.

Судостроительные контракты в таких юрисдикциях, как: Дания, Франция, Норвегия, Швеция, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты Америки относятся к контрактам купли-продажи и поставки нового судна, новостроя, а в таких юрис-дикциях, как: Германия, Италия, Япония и Южная Корея – к договорам подряда на строи-тельство судна. Во всех остальных юрисдикциях судостроительные контракты также клас-сифицируются как подрядные контракты. Имеются стандартные широко распро-страненные проформы судостроительных контрактов. Наиболее распространены следующие проформы:

  • Типовой контракт Ассоциации западноевропейских судостроителей на постройку судна 1972 г. (AWES),

  • Судостроительный контракт Ассоциации судовладельцев Японии (SAJ CONTRACT – КОНТРАКТ САЯ),

  • Судостроительный контракт Морского управления по субсидиям Департамента Адми-нистрации Торгового Мореплавания США 1980 г. – Shipbuilding Contract of the Maritime Subsidy Board of the United States Department of Commerce Maritime Administration (MARAD),

  • рекомендованный в Китайской Народной Республике примерный судостроительный контракт Консультативного комитета Китайской морской арбитражной комиссии (CMAC).

  • Регистрация строящегося судна

    Первая форма гарантирования судостроительного контракта заключается в воз-можности зарегистрировать строящееся судно и права, приобретенные в таком судне, в Специальном государственном реестре в той юрисдикции, где судно сооружается. Некоторые юрисдикции предоставляют такую возможность или даже закрепляют это как обязанность. Аргентина, Италия, Германия и Франция пошли по такому пути. В других странах регистрация возможна, но не обязательна, в частности, в Канаде, Норвегии, Швеции и любой стране, принявшей Международную конвенцию относительно регистрации прав на строящиеся суда 1967 г., или требуется только, если строящееся судно можно идентифици-ровать, и оно достигает определенного минимума тоннажа (Дания). Регистрация также не-обязательна, но возможна в Португалии, Греции, Нидерландах и Испании.

    Последствия регистрации строящихся судов или залогов и ипотек на них определяются законом места регистрации.

    Регистрация строящегося судна предоставляет возможность впоследствии регистри-ровать залог на это судно, хотя оно и является только строящимся. Более того, права покупа-теля на судно против третьих лиц могут быть защищены, если судно было зарегистрировано таким образом. Такая защита часто включает защиту против банкротства судостроителя (верфи) и улучшает гарантии для тех, кто финансирует покупателя – потребителя продукции верфи.

    Передача права собственности на строящееся судно

    В некоторых странах регистрация строящегося судна невозможна, на-пример, в Японии, Южной Корее, Соединенном Королевстве, США, а также в Украине. В этом случае интересы сторон судостроительного договора могут быть обеспечены иными средствами.

    Контрактом обычно предусматривается уплата цены судна поэтапно на протяжении строительства. Платежи обычно выражаются в процентах к общей цене контракта и уплачи-ваются после подписания контракта, закладки киля, спуска на воду и поставки. Возможна уплата платежей после выполнения определенного объема работ по созданию металлоконст-рукций – четверти, половины, трех четвертей всего объема необходимых металлоконструк-ций.

    Гарантией покупателя относительно его платежей, произведенных в течение строи-тельства судна, является то, что оплата работ организуется таким образом, что сумма платежей приблизительно равна стоимости работ, выполненных на определенной ста-дии, включая использованные материалы, так что контрактом обеспечивается переход права собственности на строящееся судно к покупателю по окончании некоторого этапа ра-бот, однако риск повреждения или гибели строящегося судна остается на стороне судострои-теля. В случае несостоятельности судостроителя покупателю судна может быть предостав-лено право судостроительным контрактом вступить во владение оборудованием и персона-лом верфи, чтобы закончить строительство судна или переместить судно для этого в другое место, если это возможно.

    Условия судостроительного контракта, относящиеся к переходу права собственности на строящееся судно, обычно распространяются и на материалы, находящиеся на верфи и предназначенные для этого судна, что может подтверждаться их маркировкой, соответст-вующей номеру строящегося судна. Если контракт составлен правильно, это предоставляет покупателю некоторые гарантии против неудовлетворенных кредиторов неплатежеспособ-ного должника – судостроителя. Равным образом, судостроитель гарантирован от того, что он создает собственность, не покрытую соответствующими платежами.

    Гарантия выполнения судостроительного контракта

    Возможно гарантирование исполнения судостроительного контракта покупателем посредством предоставления ним банковской гарантии.

    В свою очередь, чтобы обеспечить интересы покупателя возможно гарантирование банком, приемлемым для покупателя, выплаты судостроителем денежных сумм, которые могут причитаться с него по судостроительному контракту, то есть выполнения любых пла-тежей, подлежащих уплате в результате расторжения контракта по вине судостроителя, включая убытки покупателя в результате неплатежеспособности или банкротства судострои-теля, или любых платежей, представляющих собой удержания из цены контракта. Таким образом, согласование надлежащего банка и условий гарантии является важной частью переговорного процесса, предшествующего заключению судостроительного контракта.

    Для больших корпораций банковские гарантии могут не требоваться. В этом случае можно обойтись поручительством материнской или дочерней компании.

    Если платежеспособность покупателя вызывает сомнения у судостроителя, он может попытаться гарантировать свои интересы в минимизации рисков от задержек уплаты причи-тающихся ему платежей путем увеличения суммы предоплаты, оговоренной как форма уплаты цены контракта.

    Залоговое право судостроителя

    Судостроитель может обеспечить свои интересы путем залога строящегося судна во Франции, Германии, Южной Корее, Норвегии, Швеции, Соединенном Королевстве, США, Аргентине, Дании и в Нидерландах. В Аргентине действительность залога зависит от регистрации судостроительного контракта в Национальном судовом регистре. Этот залог обеспечивает интересы судостроителя от неуплаты цены контракта покупателем. Такой залог действителен, пока судно находится во владении судостроителя. В случае неплатежа судостроитель может продать судно, независимо от того закончено оно строительством или еще нет, чем обеспечиваются его требования к покупателю. Такая продажа не погашает обязательства покупателя, если они не покрываются ценой продажи. В других странах, например в Италии, судостроитель не имеет права на заклад строящегося судна, однако он может внести в судостроительный контракт условие, по которому сможет удерживать судно в обеспечение своих требований к покупателю.

    Обременения права собственности на суда

    Хотя бывает невозможно заключить договор залога на строящееся судно, кредитор покупателя может обеспечить свои интересы посредством залога на иные суда, находящиеся в собственности покупателя (такой залог подтверждают ценные бумаги, служащие обеспечением) . «Ценнобумажный» залог является обычным в Японии, где банк, открывший кредит судостроителю и желающий обеспечить этот кредит, предлагает покупателю заложить в обеспечение этого кредита свои суда, имеющиеся в нали-чии. Судостроитель, в свою очередь, может предложить в обеспечение своего кредита верфь как недвижимость или движимое имущество, находящееся в его собственности.

    Подписание судостроительного контракта

    Кредитор может также потребовать подписания судостроительного контракта в совокупности с безотзывным обязательством судостроителя удерживать судно до распоря-жения кредитора, если он выдал кредит покупателю или судостроителю. Если контрактом предусматривается предоставление банковской гарантии судостроителем, в обеспечение возврата денежных сумм, полученных им для исполнения контракта, в случае его неплатежеспособности, такая гарантия также должна быть предоставлена покупателем - получателем судна. Контрактом может быть предусмотрено, что он не может быть подписан без полного согласия каждой стороны, однако, может быть предусмотрено также, что в согласии не мо-жет быть отказано без разумного основания.

    В некоторых странах кредиторы требуют обеспечений, отдельных от судостроитель-ного контракта, например: векселя. Это обычно для Великобритании. В других юрисдикциях доверие вызывают персональные гарантии, предоставляемые директо-рами или бенефициарными собственниками компании – покупателя, что имеет ме-сто, например во Франции, Италии, Южной Корее.

    Страхование строящегося судна

    Кредиторы, как покупателя, так и судостроителя обычно требуют застраховать строящееся судно от повреждений и гибели сторонами судострои-тельного контракта. Часто страховка оформляется на имя кредиторов. Если это возможно, страховой полис может оформляться на имя судостроителя, покупателя, а также их кредито-ров.

    Наша юридическая фирма сопровождала переговорный процесс по заключению судо-строительного контракта на постройку нескольких судов в Украине. Каждое судно предпо-лагалось оплачивать в соответствии со следующими этапами: подписание контракта – 20% цены контракта, закладка киля - также 20%, создание металлоконструкций и спуск на воду – по 15% и поставка судна “Еx-Yard” – 30% цены. Покупатель готов был предоставить банковскую гарантию на сумму цены контракта. Он предложил судостроительному заводу обеспечить банковскую гарантию, которая покрыла бы платежи в первых четырех этапах расчетов, то есть 70% цены контракта. Судостроительный завод не смог получить такую гарантию, а без нее покупатель продолжать переговоры и заключить контракт отказался. Таким образом, разногласия в вопросах обеспечения судостроительного контракта привели к обоснованному отказу от его заключения, причем украинский судостроитель не смог удовлетворить довольно необременительные требования испанской судовладельческой компании.

    Авторы:

    • Нові підходи до арешту суден в Україні2020.06.18

      Концепція «один судновласник - одне судно» Результатом зрозумілого бажання судновласників убезпечити свій бізнес від арештів суден стала...

      подробнее
    • Взыскание бункерного долга – когда срочность важна2020.04.07

      Задача Клиент – крупная бункеровочная компания, осуществляющая деятельность в Черном море – обратился в Interlegal по вопросу взыскания с...

      подробнее
    • Особливості арешту морських суден в Україні2019.10.23

      Інститут забезпечення морської вимоги є особливим в Україні як за своєю суттю, так і за своїм регулюванням. Якщо говорити про суть, то все д...

      подробнее
    • Международная конвенция об аресте судов вступила в силу в Турции2019.05.22

      Президентский указ был опубликован в официальной газете от 03.05.2019, отмечая дату официального вступления Конвенции 1999 года в силу закон...

      подробнее
    • Арбитражная оговорка LMAA об уведомлениях2019.02.27

      LMAA опубликовала оговорку для использования в арбитражных соглашениях, обеспечивающую эффективное уведомление по электронной почте (в том ч...

      подробнее
    • Мы пойдём другим путём. Tailor-made рейсовый чартер для крупного экспортера металлопродукции2017.01.11

      Задача В начале данного дела спор возник между судовладельцем и фрахтователем – крупным грузовладельцем. Причины разногласий - размыт...

      подробнее
    • Призраки общей аварии. Как вернуть средства через 13 лет после аварии2018.01.11

      Задача В 2005 году судовладельцы т/х «Norasia Taurus» объявили общую аварию в связи с воспламенением контейнеров на&nb...

      подробнее
    • Costa Concordia – последний круиз2013.01.11

      Задача В январе 2012 года круизный лайнер Costa Concordia потерпел крушение в водах Средиземного моря у берегов острова Джильо. На мо...

      подробнее
    • Правовой статус арбитра международного коммерческого арбитража2018.12.24

      В настоящее время мало кто подвергает сомнению преимущества международного коммерческого арбитража как по сравнению с государственными судам...

      подробнее
    • Право на иск: исковая давность и прекращение обязательства2018.12.19

      В наших планах уже давно было исследование вопросов, связанных с исковой давностью. И как это часто бывает, был необходим некий повод для ре...

      подробнее