24/7

6 ошибок при экспорте металла, которых можно избежать

11 октября : ru 3 10 октября : ru 2 16 октября : ru 2 всего: 2210.10.19

Украина ежегодно занимает почётное место в рейтинге государств, которые добывают и перерабатывают руду. Среди 62 стран-производителей стали, в 2019 г. Украина заняла тринадцатую позицию. 
С учётом того, что эксперты прогнозируют падение цены металла в ближайшие годы, регулярно вводятся антидемпинговые пошлины и квоты на импорт металлических изделий и стальной продукции из Украины, то рынок металла становится более рисковым и менее доходным. В связи с этим участники рынка должны быть готовы гораздо тщательнее относиться к согласованию условий экспортных контрактов. В данной статье мы рассмотрим типичные ошибки, которые допускают экспортёры металла. 
 

• Применимое право

 
В нашей практике до сих пор встречаются случаи, когда стороны забывают о такой существенной детали, как определение права, применимого к договору 
Универсальный подход состоит в том, что в случае отсутствия выбора права, подлежащего применению к договору, применяется право, которое имеет наиболее тесную связь со сделкой. По общему правилу, для сделок купли-продажи – это право местонахождения продавца. 
 
С первого взгляда может показаться, что при продаже украинского металла будет применяться украинское право. Однако, ни для кого не секрет, что зачастую для экспортных операций с украинской продукцией в качестве формальных продавцов выступают  нерезидентные компании. В итоге, стороны могут оказаться в затруднительном положении, когда к их правоотношениям будут применяться нормы, к примеру, эстонского или панамского права. И даже если такое право даёт продавцу какие-либо преимущества, чтобы это выяснить, придётся погрузиться в его изучение либо нанять иностранных юристов. И то, и другое - большие затраты денег и времени.
 
Избежать недоразумений можно, если договориться с контрагентом до или уже после заключения договора, подписав соответствующее допсоглашение. Увы, пробелы в договоре обычно обнаруживаются лишь на стадии спора, когда согласовать нужное дополнение к договору становится невозможно. Тогда ситуация с неопределенным правом превращается в «русскую рулетку» – вам неизвестно, как и чем регулируется ваш спор, а когда вы это узнаёте, становится слишком поздно.
 

• INCOTERMS

 
Для экспортных продаж стороны определяют в контракте базис поставки товара, выбирая для указания соответствующий термин Инкотермс. Не смотря на то, что Инкотермс были сформулированы для единообразного понимания правил поставки, стороны часто допускают ошибки в их применении.
 
Часто общие положения стандартных договоров вступают в противоречие с согласованными менеджерами условиями конкретной продажи. То есть, базис поставки в тексте договора изменяют, не учитывая, что риски и ответственность в иных статьях договора описаны исходя из других условий Инкотермс.
 
Так, например, договоренность сторон предусматривает условие поставки – FOB, а текст «типового» контракта содержит положение о том, что претензии по качеству предъявляются после завершения выгрузки в порту назначения. Таким образом, продавец принимает на себя дополнительную ответственность за груз во время морской перевозки, что существенно увеличивает возможные для него риски, не говоря уже о том, что наличие в одном договоре двух противоречащих друг другу условий закладывает «мину замедленного действия» в контракт.
 
Во-вторых, стороны часто забывают, что Инкотермс не регулируют правила перехода права собственности с продавца на покупателя, а также последствия невыполнения сторонами обязательств по договору купли-продажи товаров. Все эти вопросы, включая основания освобождения сторон от ответственности, регламентируются нормами применимого права. 
 
Если стороны указали применимым источником права Венскую конвенцию (Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года), то следует помнить, что она не содержит нормы о моменте перехода права собственности от продавца к покупателю. Если сторонами выбрано украинское право, то по общему правилу право собственности возникает у покупателя с момента передачи товара. К передаче товара приравнивается и передача коносамента или иного распорядительного документа на товар. 
 
А вот в английском праве возможны различные варианты, в зависимости от вида товара, распределения прав и обязанностей сторон и прочих условий по договору. Так, если договором предусмотрена оплата товара частями, то продавец может столкнуться с ситуацией, когда товар уже погружен на судно, полной оплаты за товар продавец еще не получил, а право собственности к покупателю уже перешло. При этом у возможности продавца удерживать товар после отгрузки на судно (а значит, и рычаги влияния на покупателя) весьма ограничены. 
 

• TERMS AND CONDITIONS

 
Существует практика заключения контрактов купли-продажи путём подписания purchase order или заявки в любой другой форме. В таких заявках обычно содержится условие о присоединении сторон к Стандартным Условиям (Terms & Conditions), разработанным в компании. Такие Terms & Conditions обычно размещены на сайте продавца или покупателя и содержат все основные правила, регулирующие взаимоотношения сторон конкретной сделки. 
 
Рекомендуем внимательно изучать такие стандартные правилами, чтобы избежать противоречий с условиями, согласованными в заявке, а также обращать внимание на положения, которые могут повлиять на ваши права в случае возникновения спора
 

• ИСПОЛЬЗОВАНИЕ FCR

 
Распространены схемы оплаты с предоставлением покупателю FCR (Сертификата экспедитора FIATA о получении груза), который предоставляется для выплаты по аккредитиву. Неоднократно имели место инциденты, когда экспедитор выдавал FCR, но фактически не имел товара. В некоторых случаях экспедиторы, не являющиеся членами национальной ассоциации экспедиторов, просто подделывали форму FCR FIATA. Покупатели товаров полагались на FCR, что было предусмотрено аккредитивом, однако они не могли получить товар, хотя и заплатили покупную цену. Столкнувшись с такой проблемой, в 2001 году FIATA официально запретила использование FCR в перевозках стали, где мошенничество происходило чаще всего. 
 
При этом за годы своего существования FCR стал настолько удобным инструментом, что «ушёл в народ».  Практика его использования не только продолжается, а и характеризируется некоторыми юристами как современный торговый обычай. Национальные экспедиторские ассоциации и отдельные экспедиторы утверждают свои собственные формы FCR, отражающие стандартные условия работы экспедитора и многое другое.
 
Используя FCR в Украине, следует учитывать, что FCR не регулируется ни национальным украинским законодательством, ни международными договорами, обязательными для Украины. 
 

• СОСТОЯНИЕ ТОВАРА

 
P&I Клубы регулярно выпускают публикации о восприимчивости металлических грузов к повреждениям. Особенно это касается состояния грузов перед отправкой, если до этого они хранятся на воздухе на открытой местности, как это обычно происходит в портах.
 
Если поврежденный груз предъявляется к отправке, капитан обязан сделать соответствующую пометку в коносаменте: «wet before shipment», «rust spots apparent», «сovered with snow», «partly rust stained» или другую похожую. При этом существует практика, когда такие пометки могут быть сделаны судовладельцем и без наличия видимых повреждений, чтобы «перестраховаться» и снять с себя ответственность за коррозию, возникающую в процессе морской перевозки. В то же время, продавцу необходим «чистый» коносамент для получения средств по аккредитиву, и эта ситуация ведет к возникновению дискуссий с перевозчиком
 
Дабы избежать ответственности за ухудшение состояния товара продавцу мы советуем клиентам внимательно согласовывать время и способ определения качества. Окончательное качество, например, может по согласованию сторон устанавливаться сертификатом завода-изготовителя, вне зависимости от условий поставки.
 

• РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

 
Ещё одной распространённой ошибкой является отсутствие в контракте способа разрешения споров. 
 
В отсутствие оговорки об урегулировании спора стороны столкнутся с несколькими  возможными решениями. Они могут попытаться, с одной стороны, предложить переговорный процесс другой стороне, чтобы найти взаимоприемлемый метод разрешения спора. В такой момент отношения сторон уже довольно напряженные, что значительно уменьшает перспективы успешного компромисса. Если спор касается неоплаты, то недобросовестный покупатель может быть и вовсе не заинтересован в улаживании конфликта.
 
Второй возможностью для стороны может быть обращение к национальному суду страны ответчика или договорённость сторон о конкретном суде. Следует помнить, что договорная подсудность споров с иностранным элементом признается не во всех странах. Альтернативой может стать поиск суда с юрисдикцией в отношении спора (“forum shopping”). Проблематика данного варианта – необходимость изучения законодательства и коллизионных норм различных государств. В любом из случаев потенциальный истец столкнётся с судебным разбирательством на иностранном языке, в соответствии с незнакомым процессуальным законом и возможной предвзятостью суда. 
 
В качестве эффективного способа разрешения споров мы рекомендуем клиентам указывать арбитраж со ссылкой на конкретные правила арбитражной процедуры. Преимуществом такого выбора является возможность выбирать наиболее компетентных арбитров, а также исполнить арбитражное решение в более чем 150 странах мира, то есть везде где может быть имущество проигравшей стороны. 
 

ВЫВОД

 
По опыту компании Interlegal мы рекомендуем продавцам металлопродукции внимательно относиться к условиям контрактов купли-продажи. Поспешность во время оформления сделок может обернуться значительными убытками и/или невозможностью  взыскать причитающиеся средства. Чтобы снизить возможные риски, необходимо провести качественный анализ договора. Всегда необходимо указывать применимое право, чтобы в отношениях между сторонами существовала определённость и предсказуемость. С той же целью лучше проверить соответствие договора согласованному сторонами базису поставки.
Следует также помнить о том, что правила оплаты и момент перехода права собственности на товар часто являются ключевыми в торговых спорах. И если спора не избежать, то важно иметь заранее определённый способ его разрешения – к примеру, арбитраж – и обратиться к опытным и компетентным юристам, которые смогут наилучшим образом представить ваши интересы.
 
Специально для GMK Center

Авторы: Андрей Перепелица, Анна Домусчи

  • Как взыскать для страховой компании убытков в размере 75 000 евро и не обращаться в арбитраж2019.03.27

    Задача   В Interlegal обратилась крупная международная страховая компания с запросом о взыскании в порядке суброгации с виновной...

    подробнее
  • Рекомендации относительно фрахтования судов при растущем рынке2018.06.25

    Фрахтовый рынок всегда характеризуется высокой волатильностью. Если на стабильном рынке торговать достаточно легко, то при его росте появляе...

    подробнее
  • Риски контейнерных перевозок в современной торговле2017.10.18

    На сегодняшний день одним из самых популярных бизнес направлений в Украине является международная торговля. Ежедневно заключаются международ...

    подробнее
  • Правовое регулирование транзитной фумигации как важной составляющей процесса перевозки груза2017.05.10

    По итогам 2016 года основной категорией экспортных товаров Украины стала сельскохозяйственная продукция и продукты ее переработки, обеспечив...

    подробнее
  • Осторожно: санкции!2016.12.21

    На  сегодняшний день специальные санкции стали достаточно серьезным институтом административного регулирования внешнеэкономической деят...

    подробнее
  • Новая роль экспедитора, или кто такие NVOCC2016.05.17

    Развитие разделения труда давно привело к появлению такой фигуры в цепочке транспортной и логистической деятельности как транспортный экспед...

    подробнее
  • Впечатляющий юбилей: Interlegal исполнилось 202015.11.27

    Международной юридической службе “Interlegal” в этом году исполняется 20 лет. Мои собеседники - руководители Interlegal Артур Ницевич и Нико...

    подробнее
  • Страхование груза и ответственности при экспорте аграрной продукции2013.10.26

    Если грузовладелец попросит страховщика застраховать разницу в количестве груза (недостачу) или ухудшение его качества (повреждение, порчу)...

    подробнее
  • Ледовая обстановка. Форс мажор2012.02.17

    Очевидно, что сложные погодные условия в Украине за прошедшие несколько недель вызовут определенные негативные последствия для бизнеса. ...

    подробнее
  • FOB и CIF при экспорте агропродукции из Украины2012.06.18

    FOB и CIF при экспорте агропродукции из Украины Достаточно часто сотрудникам Международной юридической службы приходится слышать от клиен...

    подробнее