Агрогруз под замком? Без паники - выход есть!
1) Как часто в Вашей практике случаются дела, связанные с арестом агропродукции?
Каждый экспортный сезон таких дел не менее 10-15.
Не всегда это именно аресты. К сожалению, сейчас получили распространение ситуации, когда, без решения суда об аресте, товар, который находится на терминале или даже на судне, блокируется правоохранительными органами по различным причинам, в результате чего добросовестный приобретатель агропродукции не может оформить экспорт и забрать свой товар на зафрахтованном судне или отгрузить его своему покупателю за рубежом.
Блокирование, обычно, сопровождается значительными убытками практически всех участников поставки и перевозки вследствие незапланированного хранения в порту, простоя судна или контейнеров, нарушения контрактных обязательств, порчи товара и пр.
2) Какие чаще всего нарушения при этом имеют место со стороны контролирующих органов?
Нарушения разные. Иногда это - умышленное бездействие таможни в процессе таможенного оформления, под предлогом формальных требований правоохранительных органов (письменных, а в ряде случаев - устных) провести повторные осмотры и задержать товар. Иногда это - изъятие и передача на ответственное хранение агропродукции по решению следователя без соответствующих оснований.
Иногда - неправомерный арест агропродукции судом, как вещественных доказательств или даже орудия преступления.
В нашей практике были дела об отмене арестов, в которых агропродукция урожая 2017 года была арестована в связи с тем, что она, якобы, хранила на себе следы преступления. При этом обстоятельства, являвшиеся предметом расследования в уголовном деле, в рамках которого был получен арест, имели место… в 2015 году.
Какие следы преступлений 2015 года планировали обнаружить на урожае 2017 осталось загадкой и для нас, и для судьи, вынужденного отменить арест.
3) Контролирующие органы намекают на возможность "договориться" для снятия судна ареста/выхода из карантина? Если да, то о каких суммах идет речь?
Нам не намекают. Все, кто сталкивался в работе с юристами Interlegal, знают, что это бессмысленно.
Мы отменяем неправомерные аресты и помогаем освободить товары, не "решая вопросы", мы опираемся на знания и опыт наших специалистов, помноженные на принципиальную позицию Клиента.
Оперативность в анализе, решениях и действиях, понимание всех процессов международной торговли и логистики позволяет прогнозировать развитие ситуации на несколько ходов вперед и успешно бороться с неправомерными действиями правоохранительных органов.
Чаще всего правоохранители пытаются бороться с недобросовестными трейдерами путем шантажа добросовестных покупателей, а кое-кто из них "по дороге" пытается еще и заработать.
Схема проста: «не важно кто продавец и покупатель, надо арестовать товар в порту, а лучше на судне, и тогда тот, у кого больше убытков, прибежит и будет искать любой способ сократить их».
Минимум - даст информацию о поставщиках и как найти искомых лиц, максимум - предложит что-то за освобождение товара, в результате попадая в списки "сговорчивых", и вероятность того, что ситуация повторится в следующих контрактах, естественно, увеличивается.
Мы абсолютно убеждены, и это доказывает опыт, что, чем более принципиальным будет поставщик, покупатель или другой участник перевозки и поставки товара в отстаивании своей позиции, тем меньше шансов получить проблему в следующем сезоне.
4) Можно ли предвидеть арест/блокировку товара?
Сложно. Количество недобросовестных продавцов, пытающихся уклониться от возврата валютной выручки и иных "схемщиков", велико. Экспорт агропродукции - один из флагманов в числе поступления валюты в страну, соответственно, количество уголовных дел растет пропорционально.
Для постоянных клиентов мы, по их просьбе, проверяем отдельных поставщиков по определенным базам данных и реестрам, чтобы в их цепочки закупки не попадали "грязные" поставщики.
Но бывает так, что уголовные дела «свежие» и тогда единственным способом избежать убытков или максимально их снизить является оперативное противодействие выявленным затруднениям при оформлении экспорта.
При этом медлить крайне нежелательно, так как, если в прошлые годы арестованное имущество могло месяцами лежать на терминалах, то в 2017 году мы уже столкнулись с попытками негласной продажи агропродукции Клиентов в рамках уголовных дел в отношении третьих лиц. Более того, нам известно, что в одном из портов уже есть примеры успешной реализации товаров в похожей ситуации. Так что цена промедления может быть крайне высока. Но за все годы работы нам всегда удавалось защитить собственность клиента и обеспечить экспорт товара при наличии таких важных условий как: доверие клиента, его решимость защищать свою собственность до конца и оперативность в предоставлении клиентом всех необходимых документов и информации.
Что касается маркеров, которые помогают предвидеть возможный арест, то одним из них вполне может являться требование передосмотра товара таможней в связи с "письмами" ДФС, ГПУ или СБУ одновременно с очевидной неспешностью в осуществлении таможенных процедур.
Любые письма, запросы или требованиями в отношении товара, где фигурируют уголовные дела или процессуальные действия с упоминаниями поставщиков, которые имели место в цепочке поставки вашего товара - также маркер.
Есть еще ряд моментов, которые помогают нам понять, что в воздухе пахнет арестом.
5) Имеет ли под собой почву обобщение, что международные компании, такие как Cargill, Lois Dreyfus и т.д. принципиально не платят взятки, чтобы вывести судна из под ареста/из карантина, тогда как украинские чаще всего таким образом решают проблему?
Вопрос не совсем по адресу.
Мы полностью отказались от использования коррупционных механизмов в своей работе и замечательно справляемся без них.
Часто это встречает непонимание со стороны коллег, иногда - новых клиентов, но зато те клиенты, которые работают с нами, могут быть уверены в чистоте своего советника в настоящем и будущем. При этом партнерам и сотрудникам Interlegal очень "легко дышать". Мы не переживаем за своих юристов и офис, мы не даем клиентам "гарантий", мы требуем от сотрудников быть профессионалами и радуемся вместе нашим честным победам.
Да, это стоит нам значительно больших усилий в судах, так как мы должны на каждый довод представителя государства предоставить 2-3 контраргумента, но можем отметить, что стереотип о том, что "все судьи -взяточники" сильно преувеличен. Нас судьи слушают и слышат. Где-то мы спорим, а где-то мы помогаем судьям разобраться в тонкостях международной торговли и на пальцах объясняем значение терминов и документов.
Но мы знаем, чем профессиональнее судьи, тем требовательнее они относятся к следователям, которые подают им ходатайства о новых арестах.
При этом мы не только отбиваем аресты. У нас одна из крупнейших в мире практика арестов судов по морским требованиям. И в рамках этой практики мы аресты не менее успешно накладываем, обосновывая необходимость такой процедуры судьям и помогая клиентам, в т.ч. трейдерам, защитить их интересы в случаях нарушений со стороны судовладельцев.
Совсем недавно мы выследили судно, которое ранее нарушило условия чартера, чем причинило убытки фрахтователю, арестовали его в одном из портов Украины, вследствие чего судовладелец вынужден был компенсировать убытки, включая расходы на арест и наш гонорар.
Конечно, мы видим и понимаем, что неправомерных и даже абсурдных арестов товаров в портах не становится меньше, а значит кто-то платит и возможно даже много. Вполне возможно, что это те самые поставщики, которые действительно осуществляют торговлю при помощи сомнительных схем.
Наши же клиенты - международные компании и трейдеры среднего звена, которые покупают агропродукцию у существующих компаний с существующими учредителями и директорами, внесенными в ЕГРПОУ. Это товары, которые фактически поставлены на терминалы с предоставлением всех товаротранспортных документов.
Наша задача в случае, если арестован товар клиента - оперативно проанализировать ситуацию, предоставить клиенту информацию о статусе товара и судна (есть ли препятствия для экспорта и какие?), дать рекомендации о порядке действий всех участников процесса: экспедитора, терминала, таможенного брокера, агента судна.
Если есть карточка отказа, то обжаловать ее, если есть арест - отменить арест, довести его до соответствующих лиц и проконтролировать физическое завершение всех процедур по экспорту товара и выходу судна из порта.
С этой задачей мы справляемся в любом порту Украины и, если помочь в принципе возможно, то наши адвокаты и юристы помогут максимально оперативно.
Для ускорения такой помощи и снижения вероятности убытков мы даже подготовили в этом году новый юридический продукт, который позволяет подать жалобы и заявления о необоснованном аресте в течение нескольких часов после того, как арест будет наложен, подготовив все необходимые документы заранее, если те самые «маркеры» подскажут клиенту или нам, что "пахнет арестом".
Интервью для Latifundist
Ирина Мальцева, юрист, адвокат, под руководством Эллины Романовой, адвоката, старшего юриста Interlegal рассказывают о различных мошенни...
- ЛОНДОНСКИЙ АРБИТРАЖ - ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ2021.03.11
ЛОНДОНСКИЙ АРБИТРАЖ - ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ 1 октября 2020 года вступил в силу новый Регламент Лондонского Международного Арбитражного Су...
Представьте себе такую ситуацию, когда вы заключаете договор купли-продажи по английскому праву на поставку, предположим, зерна, заранее...
С 1 апреля вступят в силу изменения в проформах FOSFA. Об этом сообщила Федерация в циркуляре от 28 февраля 2020 года. С возрастанием спр...
Особенное развитие феномена рейдерства в сфере сельского хозяйства Украины имеет несколько причин. Одна из них – низкий уровень правовой кул...
Использование email-переписки уже фактически стало своеобразным стандартом в большинстве отраслей. Обычной практикой в наше время является з...
Які тренди впливають на світову торгівлю? Які зміни в законодавстві є актуальними для України? Що визначає якість та масштаб економіки держа...
- 500 тысяч долларов за порчу груза2017.01.11
Задача За помощью юристов Interlegal обратился Клиент – грузовладелец, убытки которого составили около 500 тыс. долларов США в...
Введение Арбитраж представляет собой наиболее предпочтительный инструмент ADR — альтернативного разрешения коммерческих споров. Одни...
- Правила арбитража FOSFA. Что изменилось?2018.04.18
Длительная работа FOSFA над ревизией и усовершенствованием Правил арбитража и апелляции увенчалась публикацией новых Правил, вступивших в си...