24/7

Артур Ницевич: Турция фактически получила суверенные права в Проливах

22 февраля 2017 г.: ru 2 6 октября 2017 г.: ru 2 2 июня : ru 1 всего: 2107.12.15

Артур Ницевич, Партнер, адвокат Interlegal (Международная юридическая служба), член LMAA и SCMA,  председатель Морского института Украины в эксклюзивной колонке для портала ЦТС об юридических аспектах возможного закрытия пролива Босфор для российских судов.

"Немало было сказано и написано о правовом статусе международных проливов, то есть проливов, используемых для международного судоходства. В том числе, имеются довольно противоречивые заявления.

Например, весьма серьезный исследователь морского права Гуцуляк в своем учебнике от 2006 года "Международное морское право (публичное и частное)", пожалуй, одном из лучших и наиболее полных учебников по международному морскому праву, писал: «Нетрудно видеть, что под тем или иным предлогом (не исключено, что и надуманным) проливы могут быть закрыты для прохода судов". А в ноябре текущего года этот же эксперт в комментарии для СМИ заявил, что Турция не сможет произвольно закрыть для российских судов Черноморские проливы.

Противоречие, содержащееся в двух приведенных утверждениях очевидное. С нашей точки зрения профессор Гуцуляк был прав в своем учебнике.

Бесспорно, что воды проливов, используемых для международного судоходства, имеют огромное экономическое и стратегическое значение. Таким образом, вопросы, связанные с их правовым статусом очень часто решаются в острой политической борьбе. Результатом такой борьбы обычно бывает компромисс, который оформляется международным договором.

В Монтре, Швейцария, 22 июля 1936 года была принята новая Конвенция о режиме проливов. Она пришла на смену  Термин «Проливы», употребленный в Конвенции о проливах, означает Дарданеллы, Мраморное море и Босфор. В мирное время все торговые суда пользуются свободой прохода Проливов при условии соблюдения санитарно-карантинных правил. В военное время, если Турция не является воюющей стороной, этот режим практически не изменяется. Если же Турция находится в состоянии войны, такой проход значительно ограничивается. Суда государств, находящихся в состоянии войны с Турцией, лишаются права прохода, как и суда, оказывающие содействие противнику Турции. Кроме того, имеется ст. 6 в упомянутой Конвенции. Она вводит весьма интересный институт государства, находящегося под угрозой непосредственной военной опасности. В ст.ст. 20 и 21 Конвенции этот институт получил свое развитие.

Конечно, Турция может воспользоваться малейшим предлогом и посчитать себя находящейся под угрозой. Закрытие Проливов для военных судов в этом случае вообще никакой правовой проблемы не создает, в том числе российских, ведь именно российский самолет нарушил воздушное пространство Турции, участвующей в НАТО, таким образом, и блока НАТО в целом. Разумеется, формально проблемы для закрытия Проливов для торговых судов под флагом РФ значительно бОльшие, поскольку применяются положения мирного времени только со значительными ограничениями (ст. 5 Конвенции). Однако, зная политическую решительность турецкого руководства, никак нельзя исключить, что Турция решит: российские суда оказывают-таки содействие противнику Турции.  

Не говоря уже о том, что Турция настаивает на своем праве в одностороннем порядке принимать правила судоходства в Проливах. Многие правила касательно безопасности мореплавания, предотвращения загрязнения морской среды и т.п. были признаны международным морским сообществом в лице ИМО. «MARITIME TRAFFIC REGULATIONS FOR THE TURKISH STRAITS» –  Закон, принятый 08.10.1998 и официально опубликованный  06.11.1998, в котором наиболее неприемлемые положения, противоречащие Конвенции, были пересмотрены. Однако, ст. 20 упомянутого Закона «Suspending the traffic temporally for Turkish Straits» говорит о праве Турции временно приостановить проход через Проливы в следующих случаях:

- форс-мажорные обстоятельства;

- столкновение, посадка на мель, пожар, загрязнение морской среды, общественная (государственная) безопасность и т.п. обстоятельства;

- проведение строительных работ, таких как: строительство мостов, туннелей, производство буровых работ и т.п. в целях благосостояния народа;

- навигационные опасности в Проливах.

Заметьте! Перечень таких обстоятельств не исчерпывающий, так что Турция фактически получила суверенные права в Проливах и вообще называет их Турецкими. Это наводит на мысль, что Турция фактически может приостановить проход Проливами торговых судов под благовидным предлогом, даже, надуманным, на значительный срок, то есть фактически закрыть Босфор. Профессор В. Гуцуляк совершенно прав".

Интервью для Центра Транспортных Стратегий (cfts.org.ua)

Автор: Артур Ницевич

  • Арбитражная оговорка LMAA об уведомлениях2019.02.27

    LMAA опубликовала оговорку для использования в арбитражных соглашениях, обеспечивающую эффективное уведомление по электронной почте (в том ч...

    подробнее
  • Мы пойдём другим путём. Tailor-made рейсовый чартер для крупного экспортера металлопродукции2017.01.11

    Задача В начале данного дела спор возник между судовладельцем и фрахтователем – крупным грузовладельцем. Причины разногласий - размыт...

    подробнее
  • Призраки общей аварии. Как вернуть средства через 13 лет после аварии2018.01.11

    Задача В 2005 году судовладельцы т/х “Norasia Taurus” объявили общую аварию в связи с воспламенением контейнеров на выходе судна из п...

    подробнее
  • Costa Concordia – последний круиз2013.01.11

    Задача В январе 2012 года круизный лайнер Costa Concordia потерпел крушение в водах Средиземного моря у берегов острова Джильо. На мо...

    подробнее
  • Правовой статус арбитра международного коммерческого арбитража2018.12.24

    В настоящее время мало кто подвергает сомнению преимущества международного коммерческого арбитража как по сравнению с государственными судам...

    подробнее
  • Право на иск: исковая давность и прекращение обязательства2018.12.19

    В наших планах уже давно было исследование вопросов, связанных с исковой давностью. И как это часто бывает, был необходим некий повод для ре...

    подробнее
  • Загальна аварія за новими правилами2018.06.12

    Певно, немає більш цікавого, зокрема своєю складністю, інституту приватного міжнародного морського права, ніж інститут загальної аварії...

    подробнее
  • Роботизированные суда без экипажа: проблемы и перспективы2017.10.30

    Мы неоднократно обращались к понятию "судно". И вот встают новые проблемы, требующие нашего внимания. А именно: появление роботизированных с...

    подробнее
  • Регулирование процедуры трансшипмента в Украине2017.10.10

    Одним из важнейших направлений международных грузовых перевозок являются контейнерные перевозки морским и речным транспортом. Относительн...

    подробнее
  • Проблемный мост российско-украинской дружбы…2017.08.30

    Не впервой мы задаемся вопросом: можно ли было вообразить более дружественные народы, чем российский и украинский. Ответ напрашивается: скор...

    подробнее