24/7

Check-points при открытии счета в иностранном банке

27 апреля 2018 г.: ru 10 28 апреля 2018 г.: ru 2 4 мая 2018 г.: ru 2 всего: 24427.04.18

В последнее время вопрос открытия банковского счета стал действительно наболевшим для участников международного бизнеса. Мировое сообщество ужесточает требования ведения хозяйственной деятельности не по дням, а по часам. Ввиду внедрения международных стандартов на уровне закона в большинстве государств банки уже всё больше становятся контролирующим и проверяющим инструментом, нежели коммерческой организацией, на первом месте которой стоит клиент.
При открытии счета клиенты сталкиваются с тщательной проверкой деятельности компании и персональной информации собственников. Банки рассматривают каждую деталь – начиная от юрисдикции регистрации компании и заканчивая подробной  информацией о  контрагентах, от профессии и опыта работы управляющего по счету компании вплоть до семейного положения и количества детей. Для успешного открытия счета и дальнейшего комфортного сотрудничества с банком компании необходимо представить подробную историю ее деятельности, подкрепленную внушительным пакетом документов.
Несмотря на специфические требования каждого банка, всё же есть общие правила оформления пакета документов, который является фундаментом для построения отношений с любым иностранным банком. Далее приведём общий порядок действий или так называемый чек-поинтс, который поможет подготовиться и проверить соответствие информации о компании с общими требованиями банков для открытия счёта. 
 
Выбор банка
При выборе банка необходимо учесть и соотнести следующие факторы:
- Юрисдикция компании – убедитесь, что банк, в котором вы намерены открыть счет готов работать с юрисдикцией вашей компании.
- Деятельность компании – обратите внимание, что некоторые банки не обслуживают клиентов из определенных сфер бизнеса. Например, есть банки, которые не работают с  IT-бизнесом, либо с отдельными платёжными системами.
- Цели использования счета – определите, для чего вам нужен будет счет – для сбережения средств или проведения систематических транзакций.
- Возможность посещения банка для собеседования – если поездка в банк для подачи документов и прохождения собеседования для вас неприемлема, есть банки с возможностью дистанционного открытия счета.
- Рейтинг банка – изучите его позиции, ознакомьтесь с отзывами клиентов.
- Сервисы – просмотрите, какие услуги предоставляет банк, убедитесь в наличии интернет-банкинга.
- Язык персонала – определите, сможете ли вы беспрепятственно коммуницировать с вашим менеджером по счёту.
- Тарифы – цены взымаемые за обслуживания счета и комиссии за проведение платежей часто зависят от суммы транзакции. Поэтому зная примерный оборот и тарифы банка, можно заранее посчитать примерные расходы на обслуживание счёта.
 
Банковские формы
Подготовка банковских форм является одним из первых этапов открытия счёта. Это достаточно кропотливая работа, которую выполняет банк. Во избежание необходимости подписывать формы ещё раз, что влечёт за собой как минимум потерю времени, перед подписанием форм убедитесь в следующем:
- Актуальность. Вся информация в формах должна быть актуальной и правдивой. Банки проверяют данные в открытых источниках и специальных базах данных.
- Подтвержденность. Информация, изложенная в формах должна подтверждаться документально. 
- Полнота. Бланки должны быть заполнены на 100%.
- Подписание. Формы должны быть подписаны строго по инструкциям банка. Отсутствие одного инициала влечет за собой необходимость подписания документа заново.
Корпоративные документы компании
- Подтверждение регистрации компании – сертификат регистрации;
- Учредительные документы – устав, договор об учреждении компании/партнёрства;
- Подтверждение акционеров и бенефициаров компании – сертификаты акций, трастовые декларации;
- Подтверждение активного статуса компании – актуальная выписка из реестра (обычно выданная не больше года назад);
- Подтверждение актуальности информации относительно директоров и акционеров компании – сертификат о полномочиях (Certificate of Incumbency);
- Раскрытие структуры директоров и акционеров (в случае, если ими выступают юридические лица) – полный пакет документов по этим компаниям вплоть до копий паспортов учредителей;
- Финансовая отчетность (в зависимости от юрисдикции).
 
Документы по деятельности компании
В банковских формах всегда указывается деятельность компании, включая сведения о контрагентах по входящим и исходящим платежам. При этом по каждому партнеру банку необходимо предоставить данные о:
- Стране регистрации;
- Обслуживающем банке;
- Деятельности, либо информацию за какие товары/услуги будут осуществляться платежи;
- Веб-сайт;
- Контракты для подтверждения реальности сделок.
Документы бенефициара и управляющего по счету
Бенефициар и управляющий по счету (могут совпадать в одном лице) должны иметь опыт работы в заявленной деятельности, иметь полномочия по управлению счетом компании и по распоряжению ее материальными ресурсами. Поэтому в отношении данных персон необходимо предоставить максимально исчерпывающий перечень информации, в том числе документы, подтверждающие источник происхождения средств и благосостояния.
 
Коммуникация с банком
Немаловажным этапом открытия счёта является общение с менеджером. В процессе рассмотрения пакета документов нередко возникают дополнительные вопросы и запросы дополнительных файлов. Корпоративные документы  отличаются по оформлению в зависимости от юрисдикции и это, порой, порождает длительные дискуссии с банком относительно их корректности. Поэтому необходимо вовремя и чётко отвечать на вопросы банка. К тому же, можно обращаться к своим агентам или юристам за разъяснениями в отношении оформления документов и организационной структуры компании. Это значительно ускорит процесс и поспособствует переговорам с банком.
 
Заключение
Из вышеприведённого перечня требований наглядно видно, что банки действительно хотят знать своего клиента. Рассмотрение вопроса открытия счёта проходит несколько этапов: менеджеры, юристы и compliance отдел банка задействованы во всём процессе. С этим связано значительное увеличение сроков открытия счета. Всего пару лет назад такая процедура составляла около 2-х недель, сейчас же рассмотрение документов может длиться 2 – 3 месяца. При этом гарантировать успешное открытие счета невозможно. Банки могут даже не объяснить причину своего отказа.
Тем не менее, банки хотят работать с операционным бизнесом – с компаниями, которые ведут активную хозяйственную деятельность, и, несмотря на достаточно строгий формальный подход, открыты к диалогу. Поэтому для открытия счёта нужно быть готовым рассказать подробную историю компании и запастись терпением. 

Авторы: