24/7

Endgame или дорога возможностей?

13 сентября : ru 1 en 215 июля : ru 1 en 13 июня : ru 3 всего: 5724.05.19

2019 год стал финальным в 10-летней эпопее шедевра «Марвел». Украина вместе со всем миром следила за кассовыми сборами «Мстителей 4» (в оригинале «Avengers: Endgame»). А в это же время мы попробуем разобраться, соответствует ли термин Endgame реальной ситуации в украинском портовом секторе. И осталось ли в нём место для оптимизма.

Итак, украинцы пережили неминуемый стресс и выбрали президента. Затем сходили в кино и проголосовали ещё раз. Так пришли майские праздники и конец парламентского года. Что он принёс портовой отрасли?

На первый взгляд

На первый взгляд, деловая активность прогнозировано утихла. Многие инвесторы прямо говорили, что ждут окончания избирательной компании, и ставят текущие проекты в режим ожидания. Однако, это только на первый взгляд.

И на второй

Однако, если посмотреть на реальную ситуацию более широко, то можно обратить внимание на целый ряд объявленных инвестиций в существующие мощности. О планируемом развитии сообщали  Brooklyn Kiev Port и CMA Terminals, Risoil, Delta Wilmar. Крупный иностранный инвестор – корейская компания Posco Daewoo, с недавнего времени Posco International, выкупила 75% строящегося зернового терминала в Николаевском порту. Сумма сделки не раскрывается, что не даёт повод сомневаться в миллиардных суммах. 

Что сумели сохранить

Как известно, старый Закон Украины о концессиях принимался в 1999 г., когда в Верховной Раде было несколько крупных левых фракций. Лидер одной возглавлял парламент, а другой вышел во второй тур президентских выборов, в связи с чем права государства были очень усилены, а механизм концессии усложнен и бюрократизирован. Двигаясь в русле реформ, нынешний состав народных депутатов разработал и принял в первом чтении «рыночный» проект закона весной прошлого года, с надеждой на принятие уже осенью. 

За это время проект оброс поправками и замечаниями и затих, оставив после себя две громких истории:
А) Разработка ТЭО пилотного проекта концессии госстивидоров Херсон и Ольвия силами международного консорциума консультантов (IFC, Castalia, MTBS Ukraine, EY и др.)
Б) Громкое прощупывание украинского рынка международным гигантом Hutchison Port Holdings с целью возможной концессии контейнерного терминала в Черноморске .

Далее законопроект стал временной (надеемся) жертвой предвыборной компании и политических интриг.

А между тем, у бизнеса есть много пожеланий к будущему важнейшему законодательному акту. Так, частные стивидоры Одесского порта, вложившие за 20 лет не один миллион в развитие как собственного бизнеса, так и арендованной государственной инфраструктуры, обеспокоены отсутствием гарантий для своих терминалов. 
Предвидя неизбежную для поствыборого периода «перезагрузку» отношений новой власти и бизнеса, стоит внимательно следить за будущей расстановкой сил и за изменением состава участников переговоров.

А где же оптимизм?

Однако с приходом новой команды Президента Зеленского, всё же есть надежда на серьезные коренные перемены в отношениях с иностранными инвесторами, как минимум в украинских гаванях. Основания для такого оптимизма более чем серьёзные.

- заключение об эффективности ГЧП проектов концессии Ольвии и Херсона одобрено Министерством экономического развития и торговли;
- АМПУ презентовало инвестиционные проекты украинских портов на выставке в Шанхае;
- катарский оператор QTerminals выразил интерес к украинским портам и желание работать в этом направлении вместе с China Harbor Engineering Company (CHEC);
- CHEC, в свою очередь, выиграв тендер, осуществила крупнейшую за последние 20 лет реконструкцию подходного канала и операционной акватории первого ковша в порту Черноморск;
- украинский агрогигант «Кернел» договорился о кредитной линии с Европейским инвестбанком (EIB) для расширения своих производственных мощностей.
И это только новости за декабрь прошлого года.

Наконец, АМПУ подписала меморандум о сотрудничестве с портом Антверпен и его учебным центром APEC, в частности, о проведении SWOT-анализа ситуации в украинских портах о помощи в разработке национальной стратегии развития портов.

Не утихает и активность Посольства Королевства Нидерланды в Украине, которое оплатило проведение Maritime & Transport Business Solutions (партнёр Interlegal под брендом MTBS Ukraine) семинара-тренинга для работников АМПУ по вопросам портовых финансов и концессии.

С марта уже текущего года работает Тендерная комиссия по пилотному проекту концессии Херсона и Ольвии, намереваясь завершить процедуры по конкурсной документации к концу мая и уже в июне официально объявить тендер по выбору концессионера.

Все эти разрозненные действия можно рассматривать как одно цельное движение портовой отрасли в направлении безусловного цивилизованного развития, которое только подтвердится следующим голосованием по концессионному законопроекту.

Ведь, как замечал сэр Уинстон Черчилль: «Пессимист видит трудности при каждом удобном случае. Оптимист видит в каждой трудности счастливый шанс». 

 

Автор: Артур Ницевич

  • Законопроект "О концессиях"2018.05.10

    Как для государственного и коммунального, так и для частного секторов реализация концессионных проектов все больше и больше актуализируется....

    подробнее
  • Закон о приватизации: При чём тут порты?2018.02.02

    18 января Верховная Рада приняла Закон "О приватизации государственного и коммунального имущества". Какие изменения он несёт морским портам...

    подробнее
  • Портовые сборы в фокусе судебных дел2017.12.28

    Портовые сборы в различных странах и даже разных портах одной и той же страны имеют значительные отличия. Во многом это объясняется историче...

    подробнее
  • Юридические вопросы развития портовых терминалов при перевалке экспортных зерновых грузов2017.03.08

    Как юридическая фирма с 20-летним опытом работы в отрасли, с фокусом практики в Черноморско-Азовском регионе, мы уже много лет участвуем как...

    подробнее
  • Аренда, концессия и приватизация – пути инвестирования портового хозяйства: достоинства и недостатки2016.11.25

    Близится к завершению 2016 год. А споры вокруг выхода инвестиционной деятельности в портах Украины из тупика все продолжаются. Одни говорят:...

    подробнее
  • Приватизация портов должна быть стратегической целью2016.08.16

    Цель привлечения частных инвестиций в морские порты Украины можно сформулировать достаточно просто. Это увеличение объема перевалки грузов....

    подробнее
  • Доступ и совместное использование причалов в порту2016.07.15

    Украина прочно утвердилась в числе мировых лидеров по экспорту зерновых культур и растительного масла. Так, по итогам сезона 2015-2016, Укра...

    подробнее
  • Какую надежду дает дерегуляция в портах2015.09.28

    Постановление Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины» № 491 от 07.07.2015. вс...

    подробнее
  • Влияние военных конфликтов на портовую инфраструктуру, фрахт, в частности изменение маршрутов, ставок2015.08.04

    Наталья Мирошниченко, ассоциированный партнер Международной юридической службы Interlegal по просьбе журнала Итоги, взяла интервью у руковод...

    подробнее
  • Interlegal разъяснил что произошло с судном «ULUS SKY», ИМО 9327176, под флагом Российской Федерации2015.06.19

    Ассоциированный партнер Interlegal – Артем Скоробогатов ответил на вопросы сайта Lanifundist.com и разъяснил ситуацию, которая сложилась...

    подробнее