24/7

Стоп машина!

14 декабря 2017 г.: ru 2 24 января : ru 2 3 июля 2017 г.: ru 1 всего: 701.12.05

Вы, в отличном настроении наслаждаетесь шуршанием шин и ровным урчанием двигателя, освежающий ветерок стремительно врывается в приоткрытое окно, задорная мелодия льется из динамиков, заполняя салон вашего автомобиля и подстегивая чувства. Машина чутко отзывается на ваше настроение. Вам хорошо вдвоем, но…

В идиллию двоих, как это часто бывает, бесцеремонно вклинивается третий. Бесчувственным движением полосатого как наша жизнь жезла инспектор «предлагает» водителю вступить в диалог, финал которого зачастую не известен никому. Продолжите ли вы путь через минуту, вступите ли в горячий спор или втянетесь в многомесячную войну с государственной машиной, зависит в немалой степени от вас, причем более всего от пер-вых секунд общения со стражем порядка.



В данной статье мы не будем рассматривать конкретные правонарушения, за которые мо-гут остановить ваше транспортное средство, так как каждая ситуация индивидуальна и требует отдельного рассмотрения. Наша задача выяснить границы полномочий органов, осуществляющих надзор за соблюдением правил дорожного движения и общие аспекты для всех случаев остановки транспортного средства.

Где и как могут остановить?

В первую очередь необходимо знать, что не каждое требование остановить Ваш автомо-биль обязательно подлежит выполнению.

В соответствии с Правилами дорожного движения(1), (далее по тексту – ПДД): «…остановка осуществляется жестом руки, жезлом или диском с красным сигналом или свето-отражателем. При этом работник милиции сначала указывает на транспортное средство, ко-торое должно остановиться, а затем на место, где его следует остановить. Жесты работника милиции должны быть понятны, подаваться своевременно и так, чтобы их выполнение не созда-вало аварийной обстановки».

Требование остановить транспортное средство не соответствующее указанным условиям, а именно человеком без милицейской формы, без указания на конкретное транспортное средство либо направление которого невозможно определить, выполненное слишком поздно, чтобы води-тель мог отреагировать, не влечет обязанности водителя остановиться и его неисполнение не вле-чет за собой ответственности.

В темное же время суток к сотрудникам МВД осуществляющим надзор за дорожной об-становкой предъявляются дополнительные требования.

Приказом МВД Украины «О мероприятиях по улучшению надзора за дорожным движением и взаимоотношений милиции с владельцами транспортных средств»(2) (далее «Приказ МВД») запрещается в темное время суток «…останавливать транспортные средства для проверки на неосвещенных участках дорог и улиц, на автомобилях без специального окраши-вания, за исключением случаев проведения специальных операций. В темное время суток, незави-симо от климатических условий, работник милиции должен быть одет в светоотражающую одежду, а место несения службы должно быть в зоне постоянного источника света, например, под фонарем уличного освещения»

В случае несоответствии ситуации вышеуказанным условиям водитель имеет право пола-гать, что требование об остановке противоправно, и отказаться его выполнить. О таком требова-нии желательно сообщить на ближайшем стационарном посту ГАИ (отделении милиции) с остав-лением письменного объяснения, в котором указать причины вызвавшие сомнения (отсутствие светоотражающей одежды, темный и безлюдный участок дороги, появление посторонних лично-стей после остановки и т.д.). Данные меры рекомендуется предпринять чтобы максимально огра-дить себя от ответственности за игнорирование законного требования сотрудника милиции (круп-ный штраф, а возможно лишение права управления транспортными средствами).

Часто возникает ситуация, когда инспектор ГАИ указывает жезлом на неудобное для оста-новки место (треугольник безопасности на перекрестке, и пр.) Правила дорожного движения предписывают водителю остановить транспортное средство в месте, на которое ему будет указано инспектором, с соблюдением правил остановки. Поэтому если вас остановили на оживленном перекрестке, будет правильнее, проехать за него и остановиться в оговоренных правилами 10-ти метрах от его окончания (от пешеходного перехода). Вполне возможно, что, учитывая расстояние между вами, «желтый» свет покажется инспектору зеленее, чем изначально, и, выждав минуту другую отсутствия внимания к своей особе, вы сможете продолжить движение. Тем более что со-гласно Приказу МВД после остановки транспортного средства работник милиции должен без за-держки подойти к водителю и отрекомендоваться, а остановка транспортных средств должна осу-ществляться на «минимально короткий срок».

Кто и почему может остановить?

Право инспектора ГАИ остановить движущийся автомобиль регламентировано Законом Украины «О милиции»(3) и Положением о Государственной автомобильной инспекции Мини-стерства внутренних дел(4), в соответствии с которыми работники Госавтоинспекции во время выполнения служебных обязанностей имеют право останавливать транспортные средства в слу-чае:

«
  • 1. Нарушения правил дорожного движения,
  • 2. Имеющихся признаков, свидетельствующих о технической неисправности транспорта или за-грязнения им окружающей среды,
  • 3. При наличии данных о том, что он используется с противоправной целью».
  • Также, основанием для остановки транспортного средства является право работника милиции использовать беспрепятственно транспортные средства для исполнения возложенных на него служебных обязанностей в случаях, предусмотренных п. 26 ст. 11 Закона Украины "О милиции".

    Исходя из вышесказанного, в случае остановки вашего автомобиля инспектором ГАИ (со-трудником милиции), вы имеете вполне резонное право узнать на каком основании его останови-ли, тем более, что такое ваше право закреплено в ст. 16. Закона Украины "О дорожном движе-нии"5:

    «водитель при остановке его транспортного средства имеет право знать причину оста-новки транспортного средства должностным лицом государственного органа, которое осуще-ствляет надзор за дорожным движением, а также фамилию и должность этого лица».

    Еще более подробные инструкции содержатся в Приказе МВД, согласно которому: «Во время обращения к участникам дорожного движения работник милиции обязан при-ложить правую руку к головному убору, поздороваться, четко и понятно отрекомендоваться, назвать свою должность, звание и фамилию, разъяснить причину остановки транспортного средства и проверить необходимые документы. По требованию гражданина работник милиции должен предъявить свое служебное удостоверение».

    В случае отказа предъявить удостоверения (нагрудный знак не в счет, хотя его присутствие на груди инспектора обязательно) либо отказа сообщить причину остановки транспортного средства, можно высказать сомнение в личности инспектора либо выполнения им в данный момент служебных обязанностей и отказаться выполнять какие-либо требования (предъявлять документы) до совершения инспектором указанных действий. Удостоверение можно переписать, а в случае явно незаконных требований – необходимо переписать, эти данные понадобятся для возможного обжалований действий работника милиции.

    В вышеуказанном приказе также содержится предписание не требовать от водителя выходить из автомобиля, кроме случаев когда:

    • пребывание работника милиции рядом с остановленным транспортным средством, создает угрозу его личной безопасности;
    • устранения нарушений (технических неисправностей, правил перевозки грузов и тому подобное);
    • возникает необходимость сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
    • есть основания считать, что водитель находится в нетрезвом состоянии;
    • есть основания для личного осмотра нарушителя и осмотра его вещей;
    • водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления.

    После остановки.

    В соответствии с ПДД водитель после остановки транспортного средства обязан:

    • а) передать для проверки документы, отмеченные в пункте 2.1 ПДД (см.ниже);
    • б) дать возможность проверить техническое состояние, номера агрегатов и комплектность транс-портного средства;
    • в) дать возможность осмотреть транспортное средство в соответствии с законодательством при наличии на то законных оснований.

    П.2.1. ПДД и ст. 6 Закона Украины "О дорожном движении" обязывают водителя транс-портного средства иметь при себе и по требованию работников милиции передать для проверки следующие документы:

    • удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории и та-лон, прилагающийся к удостоверению;
    • регистрационный документ на транспортное средство, а в случае отсутствия в транспортном средстве его владельца, кроме того, - свидетельство о праве общей собственности на это транс-портное средство или временный регистрационный талон;
    • в случае установления на транспортных средствах проблесковых маячков и (или) специальных звуковых сигнальных устройств - разрешение, выданное Госавтоинспекцией МВД, в случае раз-мещения рекламы, - согласование, выданное подразделениями Госавтоинспекции МВД;
    • дорожные (маршрутные) листы и документы на перевозимый груз (кроме владельцев транс-портных средств, которые используют их в индивидуальных некоммерческих целях);
    • действующий договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случае заключения такого договора.

    Однако это не исчерпывающий перечень, закон «О милиции» предоставляет сотрудникам милиции право проверять разрешения на средства связи и оружие, находящееся в транспортном средстве либо у водителя (пассажиров).

    Закон «О милиции» (п.2.ст. 11), который имеет высшую юридическую силу по сравне-нию с ПДД, предоставляя сотрудникам милиции право проверять у граждан документы, удостове-ряющие их личность, а также другие документы содержит условие – такая проверка возможна ис-ключительно при подозрении в совершении правонарушений. Поэтому вопрос, в каком право-нарушении вы подозреваетесь будет весьма уместен при требовании у вас любых документов любым сотрудником милиции.

    Личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов.

    Согласно ч.6. ст. 11 Закон Украины «О милиции» сотрудник милиции имеет право про-водить осмотр лиц, совершивших административные правонарушения, вещей, находящихся при них, транспортных средств и изымать документы и предметы, которые могут быть вещественны-ми доказательствами или использованы во вред здоровью.

    Порядок проведения данного осмотра и изъятия регламентирован ст.ст. 260, 264, 265 Ко-декса Украины об административных правонарушениях(6) (далее КоАП).

    Личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов могут проводиться в слу-чаях прямо предусмотренных законами Украины, с целью прекращения административных право-нарушений, когда исчерпаны иные меры влияния, установления лица, обеспечения своевременно-го и правильного рассмотрения дел и выполнения постановлений по делам об административных правонарушениях

    Личный досмотр осуществляется должностными лицами органов внутренних дел одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола в помещении или иных мес-тах, исключающих доступ посторонних лиц.

    Досмотр вещей производится как правило, в присутствии лица, в собственности (владе-нии) которого они находятся, но в случаях, не терпящих отлагательства может быть произведен в отсутствии собственника с участием двух понятых.

    О личном досмотре, досмотре вещей составляется протокол либо об этом делается соот-ветствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об ад-министративном задержании.

    Изъятие вещей и документов производится исключительно в случае, если такие вещи и документы являются орудием или непосредственным объектом правонарушения, выявлены во время задержания, личного досмотра или досмотра вещей.

    Об изъятии вещей и документов составляется протокол или делается соответствующая за-пись в протоколе об административном правонарушении, о досмотре вещей или административ-ном задержании.

    Изъятие номерных знаков (Ст. 37 Закона «О дорожном Движении») на сегодняшний день служит средством запрета эксплуатации транспортных средств, и исключительно в слу-чае:

    • переоборудования транспортных средств с нарушением требований этого Закона;
    • технических неполадок, при которых эксплуатация транспортных средств не допускается;
    • несоответствия регистрационных данных записям в свидетельстве о регистрации (техническом паспорте, техническом или регистрационном талоне);
    • несоответствия государственных номерных знаков требованиям стандартов или регистрацион-ным документам;
    • отсутствия талона о прохождении государственного технического осмотра.

    Изъятие номерных знаков в иных случаях не допускается.

    Изъятие водительского удостоверения органами Госавтоинспекции до рассмотрения административного дела судом и вынесения постановления о лишении гражданина права управ-ления транспортными средствами не допускается.

    Изъятие автомобиля (с последующим возвратом стоимости) возможно (не обязатель-но) как исключительно в случаях, установленных КоАП, а именно в случае повторного на протя-жении года совершение одного из следующих нарушений: Управление водителями транспортными средствами:

    • не зарегистрированными (перерегистрированными) в установленном порядке,
    • с поддельным номерным знаком,
    • без номерного знака или с номерным знаком, не принадлежащим этому средству,
    • с преднамеренно скрытым номерным знаком,
    • r
    • в состоянии опьянения, а также:
    • уклонения лиц, которые руководят транспортными средствами, от прохождения в соответствии с установленным порядком обзора на состояние опьянения.

    В случае оборудование владельцами или водителями транспортных средств специально скрытыми или замаскированными местами, которые используются для перевозки нелегальных мигрантов, возможна конфискация транспортного средства, а до решения вопроса судом изъятие работника-ми милиции.

    В случае составления протокола.

    При нарушении ПДД в соответствии с КоАП составляется протокол об административном право-нарушении, который должен содержать следующие обязательные реквизиты:

    • место,
    • дату и время составления;
    • должность и фамилию, имя и отчество лица, его составившего;
    • место, время совершения и суть административного правонарушения,
    • нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение,
    • фамилии и адреса свидетелей и лиц, присутствовавших в качестве понятых (если есть);
    • пояснения нарушителя, если он желает их дать,
    • содержание проведенного досмотра (если проводился),
    • подписи должностного лица, понятых, нарушителя.

    Протокол должен быть прочитан всем лицам, при этом им разъясняется право делать заме-чания, которые заносятся в протокол. Любые исправления по тексту должны оговариваться и за-веряться подписями, протокол должен подписываться всеми участниками.

    Лицу, в отношении которого составляется протокол, необходимо внимательно прочитать протокол лично, зачеркнуть все пустые графы или строчки, и подписать его последним. У него есть право отказаться подписать его, если что-то не объективно отражено, или в него не занесены сделанные замечания. О таком отказе в протоколе производится запись.

    Во избежание опрометчивых действий не рекомендуется давать какие-либо пояснения, особенно письменные, по поводу совершенного вами правонарушения, протокол можно подпи-сать с фразой «Возражаю, замечания будут представлены дополнительно в судебное заседание», это позволит вам посоветоваться с адвокатом и убедительно мотивировать свое несогласие с об-винениями.

    Внимательным образом стоит относиться к проставлению подписи в протоколе. Широко распространена практика, когда водителя при составлении протокола «уговаривают» подписать графу, в которой он дает свое согласие на рассмотрение дела в суде в его отсутствии. Большинст-во подобных дел будут рассмотрены не в пользу нарушителя, и именно эти водители потом чаще всего упрекают суд в предвзятости. И напротив, множество протоколов с грамотными замечания-ми «теряются» по дороге в суд, а если и доходят, то мотивированные возражения, в судебном за-седании в большинстве своем позволяют водителю выйти из здания суда с гордо поднятой голо-вой невиновного человека и твердой верой в справедливое правосудие. После чего он садится в свой автомобиль и с удовольствием вслушивается в шуршание шин и ровное урчание двигателя своего надежного товарища, имя которому – автомобиль.



    Список используемых нормативных актов:

    1 Правила дорожного движения, утверждены Постановлением Кабинета Министров Украины №1306 от 10 октября 2001 р.

    2 Приказ Министерства внутренних дел Украины «О мероприятиях по улучшению надзора за до-рожным движением и взаимоотношений милиции с владельцами транспортных средств» утвер-жденных 30 июня 1998 года N 482

    3 Закон Украины «О милиции» N 565-XII от 20 декабря 1990 года

    4 Постановление Кабинета Украины «О Положении о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел» N 341 от 14 апреля 1997 г.,

    5 Закон Украины "О дорожном движении" N 3353-XII от 30.06.93 г.

    6 Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.1984г с изменениями и допол-нениями.

    Автор: