24/7

Хочешь плыть - умей спасаться

20 июня 2017 г.: ru 2 24 июля 2017 г.: ru 2 26 октября 2017 г.: ru 2 всего: 10102.11.15

 

Морскому институту Украины (МИУ) в этом году исполняется 15 лет. Мои собеседники - Артур Ницевич, MNI Председатель МИУ, партнер Международной юридической службы Interlegal, адвокат, член АПУ (Ассоциации юристов Украины), Ассоциации морских арбитров Лондона (LMAA) и Сингапурской палаты морского арбитража (SCMA), и Владимир Торский, FNI бессменный Почетный секретарь МИУ, профессор Одесской национальной морской академии, академик ТАУ и МАНЭБ, Генеральный секретарь украинской Ассоциации по защите моря от загрязнений (УКРМЕПА), член национального союза журналистов Украины (НСЖУ).

 Владимир Торский и Артур Ницевич – члены Ассоциации морских журналистов Украины (АМЖУ).

 Наша встреча, приуроченная к 15-ти летию МИУ, прошла в Одессе по адресу: Дидрихсона, 8, где на базе национального университета – “Одесская морская академия” располагается штаб-квартира МИУ.

Не скрою, с большим интересом слежу за деятельностью Морского института Украины и Морского института Великобритании (Nautical InstituteNI). Очень впечатляет. Пятнадцать лет – это три пятилетки! Пройден большой путь. Какие вехи вы могли бы отметить?

-  В.Т. Отлично помню далекий 2000 год, когда нам удалось создать 39-е отделение Морского института Великобритании – Морской институт Украины. Это было первое отделение Морского института Великобритании в странах СНГ, Восточной Европы и Прибалтики. Одним из первых и важнейших проектов, который успешно развивается до сих пор и, надеюсь, продолжится и в будущем – это издание Международного морского журнала «Морское обозрение» («Sea Review»). Просветительская и информационная деятельность в области мореплавания и морской индустрии вообще – это, пожалуй, одно из основных направлений в деятельности Морского института.

 На церемонии открытия Морского института Украины присутствовал Президент Морского института Великобритании, капитан Мартин Скотт., FNI. Это стало признанием Украины как морской державы. В число специалистов - профессионалов морской отрасли, которые вступили в члены Морского института Украины, а их было более 50 человек, вошли капитаны судов, сюрвейеры,преподаватели, представители морской администрации крюинговых агентств и судоходных компаний. Уже за первый год своего существования Морской институт Украины организовал несколько научно-практических мероприятий – семинаров и круглых столов, где обсуждались актуальные проблемы, стоящие перед морской отраслью Украины, и не только обсуждались, а иногда и находились пути их решения.

В 2001 году по приглашению украинской стороны впервые за всю историю существования МИВ эксперты Института провели за пределами Великобритании  аккредитацию системы подготовки судоводителей в ОНМА и убедились в соответствии их членства в Организации, о чем выдали Академии соответствующий Сертификат. Кроме того, МИВ одобрил подготовку курсантов в ОНМА по спецкурсу "Администрирование безопасности в судоходстве", который проводила кафедра "Безопасность и охрана на море" Академии. В 2002 г. Отделение открыло свой сайт, по адресу: www.nautinst.com.ua, который за прошедший период посетило более 60 000 человек. В этом же году был принят Кодекс этики членов МИУ.

Объединяя около 7000 человек, как членов экипажей судов, так и работников береговых служб, а также студентов и курсантов морских специальностей, Морской институт  Великобритании способствует развитию общения между ними, что позитивно сказывается на их профессионализме и участии в жизни морской общественности  мирового сообщества. Успешная деятельность в первые пять лет привлекла внимание не только специалистов морской отрасли, но была заметна также на уровне  международного общения, о чем свидетельствовало поздравление со столь скромным юбилеем, полученное от имени Ее Величества Королевы Великобритании, Генерального секретаря ИМО, ведущих членов МАКО (Бюро Веритас, Германишер Ллойд, РС и т.д.) и др. лиц, отметивших достижения Морского института Украины. 28.10.2005 чтобы лично поздравить с пятилетним юбилеем филиал Морского института Великобритании специально приехал в Одессу капитан Джулиан Паркер, FNI Почетный секретарь Морского института Великобритании, член Гринвичского клуба, кавалер ордена Британской империи.

МИУ принимал участие в создании Гражданской морской комиссии (2005 г.), Украинской ассоциации по защите моря от загрязнения (УКРМЕПА) в 2006 году, Ассоциации морского права Украины (2008 г.) и др. В 2009 году Морской институт Украины был принят в элитный форум морских институтов и университетов мира - ІМІ (The International Maritime Institutes) - Международные морские институты.

 К своему десятилетнему юбилею Морской институт Украины подошел еще более окрепшим. Журнал «Морское обозрение» приобрел международное признание, так как читается не только в ближнем, но и дальнем зарубежье. Он увеличился в объеме с 16 до 40 страниц, были введены новые рубрики. Журнал  «МО» по итогам 2013 года стал победителем 7-го национального морского рейтинга Украины в номинации "Морская тема", а в 2015 году – лауреатом XVI Украинского общенационального конкурса в номинации "Поиск, истина, наука" за профессиональное и научно-обоснованное освещение широкого спектра проблем морского транспорта в Украине и мире.

МИУ и его печатный орган журнал "МО" стали информационными спонсорами многих крупных международных морских выставок, проводимых на территории Украины,и за рубежом, таких как: " Бот Шоу", Выставка по судостроению и развитию портов "Судоходство" (Одесса), Международного Черноморского транспортного форума, "Интертранспорт", "Практика морского бизнеса" и "Морские дни в Одессе", «Субстандартное судоходство - проблемы и пути их решения через сотрудничество» (СпБ), "Transnav" (Гдыня), Конференция по морскому праву в ОНМА и других.

МИУ и МО удостоены дипломов и медалей в престижных  проектах  "Морехозяйственный комплекс", "Украина транспортная", "Транспортный комплекс Украины", "Украина - европейская морская держава", "Национальные лидеры Украины" и др.

С 10-летним юбилеем МИУ поздравила Принцесса Анна, многие международные и национальные  организации. В созвездии Южный Крест одна из звезд получила имя "Морской институт Украины", о чем был выдан Международный сертификат, копии которого были переданы Президенту МИВ и ректору ОНМА. Члены Института являются авторами популярных среди плавсостава книг серий "Безопасность и качество", «Охрана на море», «Библиотека моряка», в которых вышло около 60 книг и которые используются, как в учебном процессе в морских учебных заведениях стран СНГ и ближнего зарубежья, так и в практической деятельности экипажей судов и береговых служб судоходных компаний.

 -  А. Н. Я стал членом МИУ в 2008 году. Вскоре был избран в состав комитета МИУ, а в 2011 году удостоился высокой чести быть избранным Председателем МИУ. За это время мной лично и Международной юридической службой Interlegal был внесен существенный вклад в деятельность МИУ. Мы участвуем практически во всех мероприятиях МИУ, а МИУ участвует в наших мероприятиях. Авторы Interlegal систематически публикуются в Морском обозрении.    

В работе и подготовке каких мероприятий участвовали члены Морского института Украины?

- В. Т.  Среди таких мероприятий следует отметить конференции и круглые столы на тему :

- "МКУБ: мнение "ЗА" и "ПРОТИВ";

- "Кодекс ОСПС. Требования, обучение и сертификация";

- "Проблемы подготовки и квалификации морских лоцманов и лоцманов-операторов СУДС";

- "Морское образование: Вчера, сегодня, завтра";

- "Особенности подготовки судовых офицеров для работы на судах под иностранным флагом и в многонациональных экипажах";

- "Морской журнал  в ХХІ веке";

- Ежегодная конференция Maritime Days in Odessa;

- "Конвенция МОТ о труде, 2006 г. - мнение заинтересованых сторон" и др.

Уже несколько лет МИУ учавствует в проведении ежегодных международных конференций проводимых Interlegal "Практика морского бизнеса: делимся опытом", переросших в морские дни в Одессе, а на базе РУ РС в Украине проводит "круглые столы" по актуальным вопросам безопасности и охраны на море, защиты окружающей среды.

- А. Н. Мы уделяем много внимания подготовке и проведению весьма серьезных и важных мероприятий научно-практического характера. Со своей стороны не могу не отметить конференцию, посвященную Конвенции МОТ о труде в морском судоходстве 2006 года (MLC), в работе которой, кстати, приняли участие также сотрудники Interlegal. Старший юрист Александр Чеботаренко выступил с развернутым докладом, а мы с партнером Interlegal Николаем Мельниковым и консультантом Вячеславом Лебедевым участвовали в живых дискуссиях по докладам, которые представили делегаты этой конференции. Не могу обойти вниманием, например, чрезвычайно актуальную проблему, в решение которой МИУ и Interlegal внесли свой вклад. Так, в 2011 году при нашей поддержке был организован и проведен углубленный курс обучения по эксплуатационным аспектам управления балластными водами программы «ГлоБалласт». Эта программа была разработана совместно Всемирной организацией по охране окружающей среды (GEF), Программой развития ООН (UNDP), а также ИМО. Программа интегрированного технического сотрудничества ИМО (ITCP) и Глобальный промышленный альянс (GIA) тоже оказали серьезную финансовую поддержку «ГлоБалласт» в создании этого учебного курса. В 2015 году при участии Владимира Георгиевича была подготовлена публикация, посвященная 15-летию МИУ и приуроченная к очередной конференции «Grain Forum & Maritime Days in Odessa 2015», - «Столкновение судов», вышедшая в серии наших публикаций под общей рубрикой «Практика морского бизнеса».  

 Владимир Георгиевич, как Вы оцениваете вклад г-на Ницевича в работу МИУ?

- В. Т. Значительным успехом в развитии деятельности Морского института Украины было избрание Председателем Артура Ницевича. Его участие существенно усилило работу Института в сфере, которую можно определить как морская юриспруденция и морской бизнес в самом широком смысле. Действительно, трудно переоценить роль и значение права в современном мире, в том числе в сфере морской деятельности. Наше сотрудничество взаимовыгодно. В частности, при участии и под руководством Артура Александровича проходят мероприятия МИУ в новом главном офисе Interlegal в удобном конференц-зале по адресу: ул. Генуэзская, 24 «В» в г. Одессе. Собственно говоря, многие сотрудники Interlegal одновременно являются членами Морского института Украины и Великобритании, так что многие наши мероприятия можно считать совместными. Среди них можно отметить встречу 21 апреля 2015 г. в офисе Interlegal в рамках 3rd International Forum on Seafarers’ Education, Training and Crewing Odessa, 22-23 April 2015, Президента Морского института Великобритании Роберта Мак Каби и управляющего проектами МИВ Дэвида Патрайко с членами комитета Морского института Украины. Кроме того, в Одессе 23 октября 2014 года состоялся интересный круглый стол на тему: «Кампания ITF Black Sea of Shame: что ждет судовладельцев». Организаторами круглого стола выступили Морской институт Украины и Международная юридическая служба (Interlegal). На круглом столе обсуждалось содержание понятия «субстандартное судно», рассматривался порядок контроля состояния судов в портах Черного моря, в частности и особенности, украинских портах, причем особенное внимание было уделено качеству подготовки судовых экипажей.

 Что означает лично для вас членство в МИУ? Да и, вообще, кто и как может вступить в эту организацию морской общественности?

- В. Т. Во-первых, это престижно и позволяет обмениваться идеями с элитой морской отрасли на международном уровне. А членом МИУ и МИВ может стать любой желающий кадет или студент морского вуза, а также представители смежных профессий, работающие в cфере морского судоходства.

- А. Н. Действительно, членство в МИУ серьезно расширяет круг общения и поднимает его горизонт. Подписка на журналы “Seaways” и «Морское обозрение», между прочим, бесплатная, позволяет постоянно держаться в курсе последних новостей и тенденций не только в сфере морской индустрии, но и многих глобальных проблем человечества вообще.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о «материнской» организации – Морском институте Великобритании.

В. Т. Последний был основан в 1972 году в качестве организации, призванной сохранить и поддерживать высокие профессиональные морские стандарты в быстро изменяющемся мире. Сейчас МИВ объединяет более 7000 человек из 110 стран мира. В том числе и украинское отделение, членами которого являются более 150 человек. Деятельностью Института управляют руководящие органы в лице Президента, который избирается на общем собрании на 2 года (сейчас это капитан Robert McCabe, FNI), вице-президентов и членов Совета - представителей из разных стран.

Все отделения МИВ (их около 50) осуществляют свою деятельность в соответствии со стратегическим планом МИВ, который принимается на 5 лет. В его подготовке принимают участие все члены Института, которые выражают свое мнение и высказывают предложения через специальный "вопросник" - "Presidents questionnaire", распространяемый во все национальные отделения Института.

 

Как участвует Морской институт в работе международных и национальных организаций и учреждений, в особенности, в разработке, обсуждении и проведении в жизнь правовых норм?

- В. Т. МИВ имеет тесные контакты практически со всеми международными организациями, работающими в области морского судоходства, в особенности, -  в сфере обеспечения безопасности мореплавання. При этом, особое место занимают отношения, совместное обсуждение и решение задач, которые формулирует Международная морская организация (ИМО). Морской институт (NI) имеет статус наблюдателя при ИМО. Члены МИУ в разные периоды принимали активное участие в работе главного офиса МИВ:

- капитан Латыпов В.А., FNI, избирался в состав Совета МИВ,

- профессор Торский В.Г., FNI, избирался в состав Комитета по членству МИВ и дважды в состав Совета МИВ, в том числе, по настоящее время,

- капитан Сагайдак А.И., FNI, входит в состав экспертов МИВ по работе с ИМО.

- А. Н. Не менее активно члены Института участвуют в решении актуальных проблем морской индустрии в национальном масштабе. В частности в особенности, это касается Украины. МИУ активно продвигает идеи защиты окружающей среды, повышения уровня безопасности мореплавания, в том числе, посредством улучшения состояния дел в сфере морского образования и подготовки плавсостава, а также защиты прав моряков. Мы рекомендуем Правительству активизировать работу по вступлению в члены таких международных конвенций, как: Конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими 2004 года и Конвенция о труде в морском судоходстве 2006 года.

А как сказывается на безопасности мореплавания политический кризис в Украине?

- А. Н. Обеспечение безопасности мореплавания в крымских портах сейчас фактически ложится на Российскую Федерацию. А украинские власти, являясь формально соответствующим национальным Правительством, фактически не могут обеспечить надлежащий правопорядок в крымских портах. Обладание этими портами Российской Федерацией обязывает ее обеспечить  правопорядок, в том числе в отношении безопасности мореплавания. Тем не менее, правами, предусмотренными в таких документах ИМО, как: Руководство по имплементации Главы XI-2 Конвенции СОЛАС и Кодекса ОСПС (MSC/Circ.1111) и Резолюцией MSC.159 (78) «Временное руководство по мерам контроля и соответствия для усиления безопасности на море», Россия не пользуется. Это несоответствие между правами и обязанностями образовалось в результате международного правонарушения Российской Федерации. Таким образом, по предложению Государственной инспекции Украины по безопасности на морском и речном транспорте (Укрморречинспекция) крымские порты из-за невозможности обеспечения безопасности мореплавания в их акватории были закрыты приказом Мининфраструктуры № 255 от 16.06.2014.

По просьбе Министерства инфраструктуры и по поручению Министерства иностранных дел Украины посольство Украины в Великобритании предоставило информацию об этом секретариату ИМО, ее государствам-членам и представителям иностранных компаний, аккредитованных при ИМО. Суть этой информации сводится к тому, что Украина не может обеспечить надлежащий уровень безопасности мореплавания и соблюдения своих международных обязательств по сохранению человеческой жизни на море, поиску, спасанию и т.п. в портах Евпатория, Керчь, Севастополь, Феодосия, Ялта. Действительно, фактический выход из-под управления Министерства инфраструктуры Украины крымских портов в связи с оккупацией и последующей аннексией территории Крымского полуострова Российской Федерацией создает ситуацию высокого уровня рисков, как в отношении сохранности жизни и здоровья людей, так и имущества, на подходах и в акваториях морских портов Крыма.

Однако у мореплавателей имелся такой аргумент для защиты своего желания зайти в крымский порт: порт считается закрытым для захода иностранных судов, если он не объявлен как открытый. Давайте вернемся в 2013 год, и мы легко обнаружим, что Украина широким жестом открыла все свои морские порты для захода судов под иностранным флагом. Думается, что последующее за этим решением решение о закрытии портов и пунктов пропуска имело приоритет, но так ли уж он был очевиден и надежен? И только распоряжение Кабмина «О внесении изменений в приложение к распоряжению Кабинета Министров Украины от 26 июня 2013 г. № 466» от 29 апреля 2015 года № 415-р. поставило точку в позиции Украины по вопросу о неправомерности захода судов под иностранным флагом в порты Крымского полуострова.  

Какими вам видятся перспективы Морского института? Каковы планы на будующее? 

В. Т. По традиции мы празднуем наш юбилей в форме проведения Международный научно-практической конференции тема которой -"Безопасность мореплавания и вопросы морского права, в свете новых требований конвенций ИМО и МОТ".

Так совпало, что наш юбилей пришелся на 2015 год, - год в котором ИМО обозначило тему Всемирного дня моря -"Морское образование и подготовка".

Ген. секретарь ИМО г-н Коджи Секимидзу сказал: "Эффективные стандарты обучения остаются фундаментом надежного и безопасного судоходства. Сегодня отрасль нуждается в сохранении качества, практических навыков и компетентности квалифицированных кадров".

Именно вопросам подготовки кадров, расширению их профессионального кругозора МИУ уделял первостепенное внимание в своей деятельности все эти годы.

Поздравляя членов МИУ с юбилеем Организации, желаем всем доброго здоровья, благополучия и больших успехов на службе морской отрасли нашей страны, надеемся на их активное участие во всех начинаниях и мероприятиях, проводимых Морским институтом Украины на пути к продвижению провозглашенной ИМО цели: "Safer shipping, cleaner oceans".

Позади 15 лет, впереди - новая интересная и важная работа.   Full speed ahead!

Интервью вел Вячеслав Лебедев 

Опубликовано в LiveJournal 

Авторы: Артур Ницевич, Вячеслав Лебедев

  • Арбитражная оговорка LMAA об уведомлениях2019.02.27

    LMAA опубликовала оговорку для использования в арбитражных соглашениях, обеспечивающую эффективное уведомление по электронной почте (в том ч...

    подробнее
  • Мы пойдём другим путём. Tailor-made рейсовый чартер для крупного экспортера металлопродукции2017.01.11

    Задача В начале данного дела спор возник между судовладельцем и фрахтователем – крупным грузовладельцем. Причины разногласий - размыт...

    подробнее
  • Призраки общей аварии. Как вернуть средства через 13 лет после аварии2018.01.11

    Задача В 2005 году судовладельцы т/х “Norasia Taurus” объявили общую аварию в связи с воспламенением контейнеров на выходе судна из п...

    подробнее
  • Costa Concordia – последний круиз2013.01.11

    Задача В январе 2012 года круизный лайнер Costa Concordia потерпел крушение в водах Средиземного моря у берегов острова Джильо. На мо...

    подробнее
  • Правовой статус арбитра международного коммерческого арбитража2018.12.24

    В настоящее время мало кто подвергает сомнению преимущества международного коммерческого арбитража как по сравнению с государственными судам...

    подробнее
  • Право на иск: исковая давность и прекращение обязательства2018.12.19

    В наших планах уже давно было исследование вопросов, связанных с исковой давностью. И как это часто бывает, был необходим некий повод для ре...

    подробнее
  • Загальна аварія за новими правилами2018.06.12

    Певно, немає більш цікавого, зокрема своєю складністю, інституту приватного міжнародного морського права, ніж інститут загальної аварії...

    подробнее
  • Роботизированные суда без экипажа: проблемы и перспективы2017.10.30

    Мы неоднократно обращались к понятию "судно". И вот встают новые проблемы, требующие нашего внимания. А именно: появление роботизированных с...

    подробнее
  • Регулирование процедуры трансшипмента в Украине2017.10.10

    Одним из важнейших направлений международных грузовых перевозок являются контейнерные перевозки морским и речным транспортом. Относительн...

    подробнее
  • Проблемный мост российско-украинской дружбы…2017.08.30

    Не впервой мы задаемся вопросом: можно ли было вообразить более дружественные народы, чем российский и украинский. Ответ напрашивается: скор...

    подробнее