24/7

Изменения проформ GAFTA 48 и 49

31 октября 2018 г.: ru 5 en 3429 октября 2018 г.: ru 3 en 930 октября 2018 г.: ru 3 en 1 всего: 91104.10.18

В сентябре 2018 года Международная Ассоциация Торговли Зерном и Кормами (GAFTA) опубликовала на официальном сайте пересмотренные и измененные проформы контрактов GAFTA 48 и GAFTA 49. Кроме того, изменились и правила арбитража GAFTA 125.

GAFTA 49 – исключена обязанность продавца иметь товар готовым к погрузке на протяжении всего периода поставки

Ассоциация не перестает уделять внимание оговорке 6 проформы (период поставки).

Прошлогодние изменения по мотивам нашумевшего дела Ramburs v Agrifert  коснулись права покупателя на замену судна и толкованию его обязательств по подаче pre-advice. Изменения этого года, видимо, были направлены на балансировку интересов продавца и покупателя -  из текста оговорки исключена обязанность продавца иметь товар готовым к погрузке на протяжении всего периода поставки, вне зависимости от pre-advice.

Отсутствие такой обязанности подразумевает, что товар будет готов к погрузке на момент предоставления судна и задержки в погрузке по причине трудностей в аккумуляции судовой партии в порту возникнуть не должно. В то же время, в данной редакции проформы, отсутствие полной судовой партии готовой к погрузке по прибытию судна не является существенным условием контракта и у покупателя не возникнет права на расторжение контракта, если судно придет в порт погрузки, а груз будет не готов.

Учитывая логистическую обстановку в портах Украины, в частности, недостаток ж/д вагонов для доставки товара в порты, можно ожидать всплеска споров по контрактному демереджу в связи с задержками в погрузке.

Мы рекомендуем экспортерам, во избежание претензий по демереджу, аккумулировать груз в порту заблаговременно, не дожидаясь подхода судна.

GAFTA 48 – исключена обязанность продавца номинировать судно

Оговорка 9 стандартной проформы GAFTA 48 предусматривала обязанность продавца в согласованный срок номинировать судно, предназначенное для перевозки.

Согласно новой редакции проформы такой обязанности у продавца нет, что сулит спорами в связи с несоответствием технических характеристик судна требованиям порта выгрузки.  

В этой связи, рекомендуем сторонам все же включать оговорку о номинации судна в контракт для того, чтобы заблаговременно урегулировать вопросы, связанные с возможностью обработать номинированное продавцом судно в порту выгрузки.

GAFTA 48 и 49 – исключено положение о незамедлительной оплате причитающихся сумм

В прежних редакциях проформ, было предусмотрено, что суммы, подлежащие оплате по контракту, должны быть выплачены сторонами незамедлительно. В противном случае, любая из сторон может уведомить контрагента о возникновении спора и обратиться в арбитраж для его разрешения.

Исключение этого положения из проформ перекликается с изменениями арбитражных правил GAFTA 125 – отмена категории споров о денежных суммах.

Очевидно, GAFTA решила следовать тенденции, заданной FOSFA весной 2018 года, и отменить категорию споров о денежных суммах со специальным сокращенным сроком (60 дней) на обращение в арбитраж.

Согласно прежней версии правил, в случае спора по денежным суммам, сторона, которая не получила оплату, должна была инициировать арбитраж в течение 60 дней с момента уведомления контрагента о возникновении спора. Исключенное из оговорок об оплате проформ GAFTA 48 и GAFTA 49 положение служило для соблюдения правил арбитража в части уведомления о возникновении спора.

Наличие множественных категорий споров (по качеству/количеству, по денежным суммам и пр.) вызывало разногласия между сторонами относительно применимой категории спора и расчета срока на обращение в арбитраж. Очевидно, что арбитражи решили упростить процедуру, предлагая сторонам руководствоваться базисом поставки, как однозначной и неоспоримой характеристикой контракта, для определения сроков на обращение в арбитраж.

Изменения вступили в силу для контрактов датированных 1 сентября 2018 года.

АПК-Информ

Автор: Екатерина Гадецкая

  • С чего начинается демередж?2016.01.11

    Задача   Иностранный судовладелец обратился в Interlegal в связи с неоплатой фрахтователем демереджа, начисленного согласно у...

    подробнее
  • «Я же заплатил...», или Как не «налететь на рифы» в контрактах2018.10.29

    Ежедневно в сфере международной торговли и морских перевозок заключаются тысячи контрактов между лицами, разговаривающими на разных языках,...

    подробнее
  • Изменения проформ GAFTA 48 и 492018.10.04

    В сентябре 2018 года Международная Ассоциация Торговли Зерном и Кормами (GAFTA) опубликовала на официальном сайте пересмотренные и измененны...

    подробнее
  • Экспорт агропродукции на CIF. Как не сыграть в «русскую рулетку»?2018.04.19

    01 Стоит ли экспортировать продукцию на CIF? Некрупные агроэкспортёры в странах Северного Причерноморья традиционно считают, что поставки...

    подробнее
  • Международные санкции и Украина2018.03.26

    Среди негативных факторов, которые ограничивают ведение бизнеса в целом и международной торговли в частности, особо выделяются международные...

    подробнее
  • Запреты в отношении Крыма: взгляд из Турции2018.03.16

    6 октября 2017 года, в рамках рассмотрения вопроса «Правила судоходства в Чёрном Море и в Крыму», правительство Турции приняло решение о зап...

    подробнее
  • Проект ХПК: обоснованность, перспективы2017.05.22

    Украина, являясь прибрежным государством, обладающим морскими портами, а также государством экспортером / импортером продукции, большая част...

    подробнее
  • Анатомия проформ зерновых чартеров2016.08.26

    Договор фрахтования судна – один из самых ярких примеров сделки, полностью подчиненной условиям рынка. Она заключается на открытом рынке и о...

    подробнее
  • Отказ продавца от приема судна, номинированного по договору купли-продажи на условиях FOB2016.03.16

    Экспорт товаров из Украины на условии FOB (Free on Board) Инкотермс 2010, что подразумевает погрузку продавцом товара на зафрахтованное поку...

    подробнее
  • «Страховое возмещение: получить нельзя взыскать»2015.11.17

    Обязательства по осуществлению страхования груза/ответственности - непременное условие внешнеэкономических контрактов по поставке товара, пе...

    подробнее