24/7

Законопроект 1182-1-д «О внутреннем водном транспорте»: важные аспекты для яхтинга

28 мая : ru 5 6 июня : ru 2 7 июня : ru 2 всего: 10528.05.20

24 апреля 2020 года Верховная Рада Украины приняла в первом чтении Законопроект 1182-1-д «О внутреннем водном транспорте» (далее – Законопроект), который вносит существенные изменения в процесс осуществления перевозок по внутренним водным путям Украины. Так как в Украине отсутствует единый нормативно-правовой акт, всецело регулирующий функционирование внутреннего водного транспорта, разработка Законопроекта является необходимым шагом для унификации и внесения ясности в урегулирование вопросов, связанных с осуществлением судоходства на внутренних водных путях Украины.

Исходя из сопроводительной объяснительной записки, Законопроект направлен на:

1) регулирование деятельности в сферах внутреннего водного транспорта, использования речных водных путей и их береговых полос для судоходства, отношений, связанных с использованием речных судов, судов смешанного плавания, малых, спортивных судов и водных мотоциклов во время их плавания внутренними водными путями;

2) определение правового режима объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, субъектов хозяйствования, которые на законных основаниях используют объекты инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе портов (терминалов), судовладельцев, других субъектов и потребителей их услуг (работ).

Законопроект затрагивает аспекты, связанные с эксплуатацией прогулочных судов, в том числе и яхт, на некоторых из них мы остановимся детальнее ниже.

Во-первых, Законопроектом был усовершенствован понятийный аппарат посредством введения понятий до сих пор отсутствующих или разрозненно расположенных в различных правовых актах. Так, были раскрыты понятия прогулочного судна, спортивного судна, весельного и моторного судна, базы для стоянки малых судов и базы для стоянки спортивных судов и многих других.

Во-вторых, положениями данного Законопроекта было детализировано регулирование вопросов обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях, возлагая обязанности по контролю и надзору на соответствующие государственные органы и судовладельца. Введена процедура пользования внутренними водными путями, что непосредственно касается не только торговых судов, но и рекреационных, в том числе, прогулочных яхт. Законопроект также регламентирует порядок допуска на внутренние водные пути как иностранных (зарегистрированных под флагом иностранного государства), так и судов под украинским флагом.

В-третьих, в Законопроекте собраны положения в отношении регулирования использования малых, спортивных судов, водных мотоциклов и средств развлечений на воде в пределах внутренних водных путей. 

Так, зафиксирована процедура регистрации малых, спортивных судов и водных мотоциклов и установлены требования к лицам, которые имеют право на регистрацию, из которых исключены «граждане государства-агрессора или юридические лица, зарегистрированные на территории государства-агрессора, физические и юридические лица, в отношении которых применены специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции) в соответствии с Законом Украины «О санкциях».

Установлены требования к безопасной эксплуатации малых судов, условия проведения и организации спортивных соревнований, развлечений на воде, а также особенности плавания и стоянки малых, спортивных судов. Также, Законопроект перечисляет требования к должной идентификации, техническому надзору и регламентирует права и обязанности их судоводителей малых, спортивных судов и водных мотоциклов.

Принятие Законопроекта предусматривает внесение ряда изменений в другие нормативно-правовые акты с целью приведения в соответствие нормативно-правового регулирования, что будет способствовать должному регулированию судоходной отрасли в целом и избеганию коллизий в дальнейшем.

Так, изменения будут внесены в Водный Кодекс Украины, Кодекс Торгового мореплавания, Закон Украины «О транспорте» и другие нормативно-правовые акты, прямо или опосредовано регулирующие судоходство во внутренних водах Украины. 

Некоторые изменения предусматривают ужесточение ответственности за нарушение норм порядка и безопасности плавания на морском и внутреннем водном транспорте, порядка регистрации, безопасной эксплуатации судов.

В настоящий момент у экспертов судоходной отрасли нет единства мнений в отношении Законопроекта. Однако точная оценка может быть дана только после принятия его финальной редакции, так как Законопроект сейчас находится в ожидании рассмотрения на второй сессии, что не исключает возможные доработки и изменения в его содержании.

 

Авторы:

  • Новости законодательства Мальты. Что нового для владельцев яхт?2020.09.28

    Мальта уже много лет является популярной юрисдикцией для регистрации и эксплуатации прогулочных и коммерческих яхт. Ввиду последних изме...

    подробнее
  • НЕрезидент: разбираемся в тонкостях для временного ввоза яхт2020.09.16

    Один из способов эксплуатации иностранной прогулочной яхты на территории Украины - помещение её в таможенный режим временного ввоза. В У...

    подробнее
  • Панамский паспорт моряка: какие преимущества для яхтсмена?2020.09.07

    Попасть на свою яхту в эпоху глобального карантина - настоящая проблема. И мы хорошо понимаем настроение клиентов, которые говорят: "Яхт...

    подробнее
  • Третий лишний? Брокерская комиссия: почему важно грамотно составить договор2020.09.11

    Как мы писали в нашей статье, посвященной юридическим тонкостям при оценке технического состояния яхты, выбор английского права для урегулир...

    подробнее
  • Преимущества Кипра для яхтинга2020.08.20

    Уже более 15 лет в Interlegal открыт партнерский офис на Кипре, который дает широкие возможности для наших клиентов в этой юрисдикции, в том...

    подробнее
  • Актуальный вопрос. Временный ввоз иностранных прогулочных яхт в Грецию2020.07.31

    В последнее время участились вопросы от наших клиентов в отношении изменений в законодательстве Греции в части регулирования режима временно...

    подробнее
  • Парижский меморандум: история вопроса2020.07.17

    Осуществление контроля над судами по обеспечению безопасности мореплавания, соблюдения норм касающихся технических и социально-правовых аспе...

    подробнее
  • Режим временного ввоза. Пример Турции2020.07.02

    Таможенный режим временного ввоза очень часто используется собственниками прогулочных яхт при пересечении морской границы государства, отлич...

    подробнее
  • Покупка яхты: юридические тонкости при оценке технического состояния2020.06.24

    Самый частый предмет споров в ходе покупки яхты — это ее техническое состояние. Причем касается это не только яхт, купленных на вторичном ры...

    подробнее
  • Режимы ограничений на судозаходы яхт (по состоянию на 16 июня)2020.06.16

    В связи со спадом пандемии COVID-19 многие государства начинают снимать установленные ограничения по взъезду иностранцев, открывают границы...

    подробнее