Как и зачем страховать яхты?
“Море завораживает, море волнует, пугает, а еще смешит, иногда исчезает, при случае рядится озером или громоздит бури, пожирает корабли, дарует богатствами, не дает ответов; оно и мудрое, и нежное, и сильное, и непредсказуемое. Но главное – море зовет.” (Алессандро Барикко “Море-океан”).
Независимо от того, насколько тщательно было спланировано и подготовлено путешествие на яхте, море всегда может внести свои коррективы. Страхование является одним из способов значительно уменьшить или полностью исключить убытки, связанные с морскими рисками.
Зачастую, при страховании прогулочных яхт покрываются два основных вида рисков:
- • Hull & Machinery – H&M, т.е. страхование корпуса, механизмов и оборудования яхты;
- • Third Party Liability – TPL, т.е. страхование ответственности владельца яхты перед третьими лицами.
Покрытие H&M предусматривает возмещение ущерба страхователю яхты в случаях:
- • опасностей судоходства в морях, озерах, реках и других судоходных водах;
- • пожара на борту судна;
- • аварийного сброса имущества за борт;
- • пиратства;
- • при столкновении с доком или портовым оборудованием, наземным транспортом и летательными объектами;
- • землетрясения, извержения вулкана и удара молнии.
Покрытие TPL предусматривает возмещение ущерба в случаях:
- • гибели или повреждения другого судна или имущества;
- • причинения вреда жизни или здоровью третьих лиц;
- • любой попытки или непосредственного подъема, удалении или уничтожении обломков судна;
- • законных судебных издержках, понесенных страхователем.
ДОГОВОР СТРАХОВАНИЯ (страховой полис – Insurance policy) обычно включает набор общих условий страхования. Объем предоставленного покрытия и условия договора страхования зависят от информации, предоставленной страховщику страхователем. Эта информация обычно содержится в форме заявки (часто представленная в форме онлайн), но может быть дополнена любыми переговорами (например, по e-mail).
Важно понимать, что договор морского страхования яхты является добросовестным договором (Contract of Good Faith). Т.е. существует общая презумпция того, что стороны договора будут честны и добросовестны при общении друг с другом, чтобы не нарушать права друг друга по договору. Так, страховщик имеет право знать о риске, который подлежит страхованию. Любое обстоятельство, которое уменьшает риск, является для него существенным и может привести к расторжению договора страхования, в случае не раскрытия страхователем. К примеру, важными сведениями для страховщика являются история предъявленных страхователю претензий и понесенных им убытков за прошлые периоды страхования.
Договор страхования может прямо включать ответы, данные страхователем в заявке, в качестве условий полиса, нарушение которых дает право страховщику расторгнуть договор страхования. Однако даже если ответы в заявке прямо не включены в условия полиса, страхователь все еще обязан до заключения договора раскрывать все существенные обстоятельства, известные ему, и избегать любого искажения сведений. Эта обязанность возникает не только при составлении первоначального договора страхования, но и при каждом возобновлении покрытия.
Отдельные пункты договора страхования, на которые стоит обратить внимание при заключении договора.
Описание яхты и оборудования. Важно, чтобы в страховом полисе были правильно описаны яхта и оборудование. Ошибки в описании могут привести страховщика к выводу, что предъявленная страхователем претензия не покрывается условиями текущего полиса. В этой связи желательно включать в описание яхты весь перечень оборудования, находящегося на борту, любые тендеры и другое вспомогательное оборудование, которое подлежит страхованию.
Страховая стоимость яхты. Стоимость застрахованной яхты и любого другого оборудования является одним из ключевых вопросов как для страхователя, так и для страховщика. Это важно не только при наступлении конкретного страхового случая и предъявления претензии страховщику, но и в течение всего срока действия страхового полиса. Обе стороны должны быть заинтересованы в том, чтобы избежать спора о стоимости яхты на момент подачи каких-либо претензий. Следовательно, важно, чтобы стоимость яхты, заявленная страховщику, соответствовала рыночной и могла быть документально подтверждена.
Франшиза. Стоит обращать внимание на размер франшизы, указанный в страховом полисе, так как убыток, понесенный страхователем в размере франшизы, страховкой не покрывается. Это часть убытка, которую страхователь возмещает за свой счет самостоятельно.
Район плавания. В страховом полисе зачастую устанавливаются навигационные лимиты, на которые распространяется действие страхового покрытия. Выход яхты за пределы этих лимитов полисом не запрещен, однако в случае повреждения корпуса яхты за их пределами, страховщик вправе отказаться от признания страхового случая и страховой выплаты.
Отчет сюрвейера. В некоторых случаях страховщиком для открытия полиса может быть запрошен сюрвейерский осмотр яхты.
К примеру, такое требование может возникнуть по отношению к яхтам, возраст которых 10 и больше лет. В таком случае в страховом полисе предусматривается оговорка сюрвейерского осмотра (Condition Survey Warranty), согласно которой страховщику необходимо предоставить сюрвейерский осмотр на яхту в течение указанного в полисе срока. В противном случае у страховщика есть право не выплачивать страховое возмещение, если произойдёт страховой случай.
Стоит отметить, что страховщиком могут быть заявлены отдельные требования к сюрвейерскому отчету и к сюрвейеру, который может провести осмотр яхты.
Страховые оговорки. Оговорки Лондонского института страховщиков (Institute Yacht Clauses 1/11/85) были разработаны с развитием страхового рынка и сейчас широко используются в морском страховании. Включение в договор страхования ряда дополнительных оговорок может привести к существенному расширению базисных условий страхования.
Так, за счет введения оговорки о страховании скрытых дефектов в корпусе или оборудовании (Machinery Damage Extension Clause) расширяется объем страхового покрытия в отношении судовых механизмов и оборудования яхты, повреждение которых, обычно, не покрывается стандартным полисом, если такое повреждение было нанесено не напрямую в результате морского риска, а ввиду скрытого заводского дефекта. Однако часто данная оговорка включается в полис только при условии, что яхта не старше 5-ти лет.
Оговорка об экстренной буксировке (Emergency Towing Extension Clause) расширяет страховое покрытие в случае аварийной ситуации, где страхователь и застрахованное судно не находятся в непосредственной опасности. Компенсации будут подлежать расходы за услуги буксировки к ближайшему месту ремонта и доставку топлива, масла, частей.
Благодаря оговорке о незастрахованном владельце яхты (Uninsured Boater Clause) покрываются следующие риски: ответственность за телесные повреждения, полученные на борту застрахованной яхты, в случае, когда страхователь обязан по закону получить возмещение от виновной стороны при отсутствии у нее полиса страхования. Под незастрахованным владельцем яхты подразумевается, что владелец яхты (иной, нежели указано в текущем полисе) не имеет страхового полиса и законодательно признан виновной стороной или стороной, скрывшийся с места происшествия.
Оговорка о личных вещах (Personal Effects Clause) гарантирует страховое возмещение в случае гибели или повреждения личных вещей членов экипажа яхты.
Таким образом, несмотря на то, что во многих странах страхование прогулочной яхты является обязательным, мы не сомневаемся в пользе добровольного страхования и его необходимости!
Готуєтесь вирушити у бурхливе море чартерного бізнесу? З перших хвилин цієї подорожі на вас чекає купа цікавих викликів: ? &nbs...
- Звіт Паризького Меморандуму за 2022 рік2023.07.05
14 червня 2023 року було опубліковано новий звіт Паризького Меморандуму за 2022 рік (також відомого як “Paris MOU”), який набув чиннос...
Наші клієнти все частіше замислюються над тим, як зробити так, аби яхта приносила прибуток? Варіантів багато, але...
Головна передумова виникнення та виконання угод купівлі-продажу яхт – це знаходження покупця чи яхти бажаних характеристик. Це зав...
- СТРАХУВАННЯ ЯХТ ПО-АНГЛІЙСЬКІ2022.10.31
Страхування яхти – практична потреба у житті кожного яхтсмена. Цілком природним є бажання власників захистити таке дороге майно від різн...
Планування місця зимівлі яхти слід розпочинати заздалегідь. Одним з популярних напрямків серед яхтсменів для зазначеної мети є Греція. О...
- Купівля яхти у складчину2022.08.30
Немає нічого прекраснішого, ніж прогулянка на власній яхті в оточенні рідних та близьких людей. Це багато емоцій, яскраві враження, чудо...
Яхтинг. Скільки яскравих емоцій та пригод в одному слові. Будь-яка людина, яка любить море й вітер, сповнена авантюризму швидко зал...
1 июля 2022 года на официальном сайте Парижского Меморандума (англ. – «Paris MOU»), был опубликован отчет за 2021 год. В Отчете Парижско...
Как известно, личность моряка подтверждается специальным удостоверением, которое позволяет проходить формальности при пересечении границ...