24/7

Как и зачем страховать яхты?

3 августа 2017 г.: ru 4 2 августа 2017 г.: ru 2 4 августа 2017 г.: ru 2 всего: 25625.07.17

“Море завораживает, море волнует, пугает, а еще смешит, иногда исчезает, при случае рядится озером или громоздит бури, пожирает корабли, дарует богатствами, не дает ответов; оно и мудрое, и нежное, и сильное, и непредсказуемое. Но главное – море зовет.” (Алессандро Барикко “Море-океан”).

 

Независимо от того, насколько тщательно было спланировано и подготовлено путешествие на яхте, море всегда может внести свои коррективы.  Страхование является одним из способов значительно уменьшить или полностью исключить убытки, связанные с морскими рисками.

 

Зачастую, при страховании прогулочных яхт покрываются два основных вида рисков:

 

  • • Hull & Machinery – H&M, т.е. страхование корпуса, механизмов и оборудования яхты;
  • • Third Party Liability – TPL, т.е. страхование ответственности владельца яхты перед третьими лицами.

 

Покрытие H&M предусматривает возмещение ущерба страхователю яхты в случаях:

  • • опасностей судоходства в морях, озерах, реках и других судоходных водах;
  • • пожара на борту судна;
  • • аварийного сброса имущества за борт;
  • • пиратства;
  • • при столкновении с доком или портовым оборудованием, наземным транспортом и летательными объектами;
  • • землетрясения, извержения вулкана и удара молнии.

 

Покрытие TPL предусматривает возмещение ущерба в случаях:

  • • гибели или повреждения другого судна или имущества;
  • • причинения вреда жизни или здоровью третьих лиц;
  • • любой попытки или непосредственного подъема, удалении или уничтожении обломков судна;
  • • законных судебных издержках, понесенных страхователем.

 

ДОГОВОР СТРАХОВАНИЯ (страховой полис – Insurance policy) обычно включает набор общих условий страхования. Объем предоставленного покрытия и условия договора страхования зависят от информации, предоставленной страховщику страхователем. Эта информация обычно содержится в форме заявки (часто представленная в форме онлайн), но может быть дополнена любыми переговорами (например, по e-mail).

 

Важно понимать, что договор морского страхования яхты является добросовестным договором (Contract of Good Faith). Т.е. существует общая презумпция того, что стороны договора будут честны и добросовестны при общении друг с другом, чтобы не нарушать права друг друга по договору. Так, страховщик имеет право знать о риске, который подлежит страхованию. Любое обстоятельство, которое уменьшает риск, является для него существенным и может привести к расторжению договора страхования, в случае не раскрытия страхователем. К примеру, важными сведениями для страховщика являются история предъявленных страхователю претензий и понесенных им убытков за прошлые периоды страхования.

Договор страхования может прямо включать ответы, данные страхователем в заявке, в качестве условий полиса, нарушение которых дает право страховщику расторгнуть договор страхования. Однако даже если ответы в заявке прямо не включены в условия полиса, страхователь все еще обязан до заключения договора раскрывать все существенные обстоятельства, известные ему, и избегать любого искажения сведений. Эта обязанность возникает не только при составлении первоначального договора страхования, но и при каждом возобновлении покрытия.

 

Отдельные пункты договора страхования, на которые стоит обратить внимание при заключении договора.

 

Описание яхты и оборудования. Важно, чтобы в страховом полисе были правильно описаны яхта и оборудование. Ошибки в описании могут привести страховщика к выводу, что предъявленная страхователем претензия не покрывается условиями текущего полиса. В этой связи желательно включать в описание яхты весь перечень оборудования, находящегося на борту, любые тендеры и другое вспомогательное оборудование, которое подлежит страхованию.

 

Страховая стоимость яхты. Стоимость застрахованной яхты и любого другого оборудования является одним из ключевых вопросов как для страхователя, так и для страховщика. Это важно не только при наступлении конкретного страхового случая и предъявления претензии страховщику, но и в течение всего срока действия страхового полиса. Обе стороны должны быть заинтересованы в том, чтобы избежать спора о стоимости яхты на момент подачи каких-либо претензий. Следовательно, важно, чтобы стоимость яхты, заявленная страховщику, соответствовала рыночной и могла быть документально подтверждена.

 

Франшиза. Стоит обращать внимание на размер франшизы, указанный в страховом полисе, так как убыток, понесенный страхователем в размере франшизы, страховкой не покрывается. Это часть убытка, которую страхователь возмещает за свой счет самостоятельно.

 

Район плавания. В страховом полисе зачастую устанавливаются навигационные лимиты, на которые распространяется действие страхового покрытия.  Выход яхты за пределы этих лимитов полисом не запрещен, однако в случае повреждения корпуса яхты за их пределами, страховщик вправе отказаться от признания страхового случая и страховой выплаты.

 

Отчет сюрвейера. В некоторых случаях страховщиком для открытия полиса может быть запрошен сюрвейерский осмотр яхты.

К примеру, такое требование может возникнуть по отношению к яхтам, возраст которых 10 и больше лет. В таком случае в страховом полисе предусматривается оговорка сюрвейерского осмотра (Condition Survey Warranty), согласно которой страховщику необходимо предоставить сюрвейерский осмотр на яхту в течение указанного в полисе срока. В противном случае у страховщика есть право не выплачивать страховое возмещение, если произойдёт страховой случай.

Стоит отметить, что страховщиком могут быть заявлены отдельные требования к сюрвейерскому отчету и к сюрвейеру, который может провести осмотр яхты.

 

Страховые оговорки. Оговорки Лондонского института страховщиков (Institute Yacht Clauses 1/11/85) были разработаны с развитием страхового рынка и сейчас широко используются в морском страховании. Включение в договор страхования ряда дополнительных оговорок может привести к существенному расширению базисных условий страхования.

 

Так, за счет введения оговорки о страховании скрытых дефектов в корпусе или оборудовании (Machinery Damage Extension Clause) расширяется объем страхового покрытия в отношении судовых механизмов и оборудования яхты, повреждение которых, обычно, не покрывается стандартным полисом, если такое повреждение было нанесено не напрямую в результате морского риска, а ввиду скрытого заводского дефекта. Однако часто данная оговорка включается в полис только при условии, что яхта не старше 5-ти лет.

 

Оговорка об экстренной буксировке (Emergency Towing Extension Clause) расширяет страховое покрытие в случае аварийной ситуации, где страхователь и застрахованное судно не находятся в непосредственной опасности. Компенсации будут подлежать расходы за услуги буксировки к ближайшему месту ремонта и доставку топлива, масла, частей.

 

Благодаря оговорке о незастрахованном владельце яхты (Uninsured Boater Clause) покрываются следующие риски: ответственность за телесные повреждения, полученные на борту застрахованной яхты, в случае, когда страхователь обязан по закону получить возмещение от виновной стороны при отсутствии у нее полиса страхования. Под незастрахованным владельцем яхты подразумевается, что владелец яхты (иной, нежели указано в текущем полисе) не имеет страхового полиса и законодательно признан виновной стороной или стороной, скрывшийся с места происшествия.

 

Оговорка о личных вещах (Personal Effects Clause) гарантирует страховое возмещение в случае гибели или повреждения личных вещей членов экипажа яхты.

 

Таким образом, несмотря на то, что во многих странах страхование прогулочной яхты является обязательным, мы не сомневаемся в пользе добровольного страхования и его необходимости!

 

Авторы: