24/7

Как защититься от действий монополиста в Украине?

24 марта 2020 г.: ru 8 20 марта 2020 г.: ru 4 26 марта 2020 г.: ru 4 всего: 8824.03.20

Рыночная конкуренция с широким перечнем правовых механизмов её регулирования вошла в нашу жизнь сравнительно недавно. А в украинском конкурентном законодательстве государственную защиту конкуренции обеспечивает Антимонопольный комитет. Однако, понимание границ рынка Антимонопольным комитетом напрямую влияет на способы защиты бизнеса от действий монополистов.

Где тут рынок?

Одним из этапов определения монопольного положения является определение границ так называемого «рынка», что происходит путем формирования группы взаимозаменяемых товаров (услуг) и предусматривает возможность для потребителя легко перейти от потребления одного товара (услуги) к другому (другой), что поставляют (оказывают) разные субъекты. 

Для понимания, что такое «рынок» / «территориальный рынок» в понимании АМКУ, важно обратить внимание на то, что законодательством предусмотрен унифицированный подход к определению и определения его границ. 

Так, границами рынка может быть территория страны, области, города, части города, района, любая другая территория со специальным статусом, например, морской порт. В каждом конкретном случае территориальный рынок определяется индивидуально, с учетом определенных особенностей. 

Субъекты хозяйствования могут занимать незначительную долю на национальном рынке, тем не менее быть абсолютными монополистами или монополистами в пределах локального рынка.

Субъект хозяйствования может оказывать свои услуги (производить товары, выполнять работы) только в пределах, например, одной из областей Украины. При этом он является единственным поставщиком таких услуг. Допустим, это услуги по ремонту теплосетей.  При такой локализации бизнеса субъект любой формы собственности может ошибочно считать, что в связи с тем, что он не внесен в перечень монополистов, который ведет Антимонопольный комитет Украины, а также эффект от продуктов его бизнеса никак нельзя считать национальным, якобы нет оснований считать его монополистом.  Практика АМКУ и судебная практика подтверждает, что такой субъект при таких обстоятельствах будет признан монополистом. 

Рассмотрим другую ситуацию на примере города Киева. Допустим, субъект хозяйствования оказывает услуги такси в одном из районов города, например, в Голосеевском районе. В это же время в других районах города оказываются услуги такси множеством других компаний. 

При таких обстоятельствах субъект также будет признан монополистом, ведь согласно методике АМКУ, «рынком» может считаться как город в целом, так и его отдельный район.
Давайте рассмотрим условный рынок, помня что по общему правилу АМКУ монополистом считается субъект хозяйствования, который достиг доминирующего положения на рынке с долей, превышающей 35 %.

К такой монополии можно отнести следующих субъектов, например, Администрация морских портов Украины, Украинская железная дорога.

Когда на рынке есть два субъекта, доля на рынке которых примерно равна 50 %, они считаются монополистами и их ответственность ничем не разнится от ответственности природного монополиста.

Когда на рынке есть два субъекта, доля на рынке которых существенно отличается от 50 %, однако, доля каждого превышает 35 %, они считаются монополистами и их ответственность ничем не разнится от отвесности природного монополиста.

Когда на рынке есть три субъекта, доля на рынке которых существенно ниже 50 %, однако, доля двоих превышает 35 %. Таковые считаются монополистами и их ответственность ничем не разнится от отвесности природного монополиста.

Когда на рынке есть четыре субъекта, доля на рынке каждого не превышает 35 %, они не могут считаться монополистами и ответственности по специальному конкурентному законодательству не несут.
Таким образом, согласно специальному антимонопольному законодательству, единственно возможное состояние рынка, которое свидетельствует об отсутствии монополии или монополиста среди его игроков, требует наличия как минимум 4 субъектов хозяйствования, доля которых не превышает 35 % участия на рынке производства / поставки товаров, услуг или работ. На практике же прогнозировать отсутствие монополистов на рынке можно, когда количество игроков превышает 6 участников.

Как бизнес может защитить свои права, имея дело с монополистом?

Компаниям, чьи интересы нарушаются монополистом (к примеру, государственным стивидором, филиалом АМПУ или Укрзализныци), следует помнить, что вред, причиненный нарушениями законодательства о защите экономической конкуренции, возмещается лицом, совершившим нарушение (монополистом), в двойном размере причиненного ущерба. 

То есть, если ваша компания, например, переплатила монополисту по несправедливым тарифам 10 000 гривен, что подтверждено решением Антимонопольного комитета Украины, вы имеете право обратиться с иском к монополисту о взыскании 20 000 гривен, согласно Закону Украины «О защите экономической конкуренции».

Правоприменительная практика конкурентного законодательства в Украине свидетельствует о том, что АМКУ и его органы справедливо рассматривают большинство споров относительно установления монопольного положения с последующем привлечением к ответственности, таким образом, победа в таком споре весьма вероятна.

Специально для издания Порты Украины

Автор: