24/7

Какую надежду дает дерегуляция в портах

14 февраля 2017 г.: ru 2 18 февраля 2017 г.: ru 2 5 мая 2018 г.: ru 2 всего: 1728.09.15

Постановление Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины» № 491 от 07.07.2015. вступило в силу в полночь 8 сентября, кроме отдельных пунктов, которые вступят в силу в 2016 году. Еще после опубликования этого постановления в газете «Урядовий кур\'єр» 24 июля стало ясно, что документ имеет поистине революционный характер. Это впечатление нашло свое  подтверждение уже с первых часов применения постановления.

В морских портах работа идет круглосуточно, а счет времени, необходимого для совершения операций по обработке судов и выполнения контрольно-административных операций идет на минуты.

Первым судном, которое было обработано по новым схемам, стал контейнеровоз «INDEPENDENT VENTURE». В 1:35 в Одесском порту на борт поднялись лишь пограничники для оформления членом экипажа, и в 2:00 судно ушло. 25 минут!

Судно «GAS MANTA» в порту Южный стало к причалу № 3 в 6:35, и в 8:35 уже начались грузовые работы, не дожидаясь окончания оформления членов экипажа пограничниками. Оформление на приход судна «BEYLERBЕYI» в порту Одессы длилось 16 минут – с 9:14 до 9:30.

В порту Николаева теплоход «Victoriya» был оформлен за 10 минут. Теплоход «Килия» в порту Херсона представители пограничной и таможенной служб оформляли менее часа, а в Южном судно “BOTTIGLIERI FLAVIO BORRIELLO” под флагом Италии ошвартовалось к причалу № 16 в 13:00 и уже в 13:05 на борт поднялись представители сюрвейеров и стивидоров для организации грузовых работ, так что оформление длилось 5 минут. Впечатляет, не правда ли?

За счет чего же стала возможной такая экономия времени при оформлении судов, несущих как отечественный, так и иностранные флаги? Это стало возможным, в первую очередь, потому, что была предпринята работа по упрощению правил оформления транспортных средств и грузов в пунктах пропуска, которые сейчас функционируют в морских портах Украины, в частности, благодаря дистанционному оформлению на основании заблаговременно поданных документов без созыва  комиссии, которая до этого создавалась для оформления прихода и отхода судов.

Разумеется, такие попытки предпринимались и раньше, ведь Украина является членом Конвенции об облегчении международного морского судоходства, принятой 09.04.1965 в Лондоне. Эта Конвенция имеет характер межправительственного международного договора. Уже 21.09.1993 Кабинет Министров Украины принял решение о присоединении ней. Конвенция вступила в силу для Украины 24.12.93.

Попытки внедрения стандартов и рекомендаций Конвенции предпринимались и ранее. Например: постановление Кабинета Министров «Об утверждении Порядка перемещения товаров в пунктах пропуска через государственную границу, расположенных на территории морских портов Украины, во время контейнерных перевозок в прямом смешанном сообщении» № 320 от 02.04.2009, которым был утвержден соответствующий Порядок, в п. 3 которого также предусматривалась возможность контроля без создания комиссии.

Однако широкого внедрения в практику контролирующих органов подобные решения не получили. Думается, что недостаточно лишь формальных решений, но необходима еще так называемая «политическая воля». Хотя это понятие уже изрядно истерто от не всегда удачного употребления, на самом деле без наличия политической воли по внедрению не только буквы, но и духа соответствующих решений в жизнь, они могут остаться только на бумаге.

Другой важнейший фактор, позволяющий облегчить и ускорить, то есть, как говорится «дерегулировать», оформление транспортных средств и товаров при пересечении ними государственной границы – это автоматизация, компьютеризация документооборота. В развитых странах такие технологии апробированы и успешно работают уже давно. Разумеется, их внедрению способствует и адекватное правое регулирование. Вопросам, связанным с развитием автоматизации документооборота, посвящается очень много внимания в последнее время. В том постановлении № 491, которое стало предметом нашего рассмотрения, в особенности.

Так, вносятся соответствующие изменения в постановление Кабинета Министров Украины «Вопросы пропуска через государственную границу лиц, автомобильных, водных, железнодорожных и воздушных транспортных средств перевозчиков и товаров, перемещаемых ими» № 451 от 21.05.2012. П. 10 Типовой технологической схемы пропуска через государственную границу лиц, автомобильных, водных, железнодорожных и воздушных транспортных средств перевозчиков и товаров, перемещаемых ими, подвергся серьезным изменениям, отражающим необходимость использования информационной системы портового сообщества, в которой соответствующие государственные контролирующие органы, администрация порта и субъекты хозяйствования обмениваются информацией в электронной форме.

Значительному изменению подверглись также п.п. 11 и 16 Типовой технологической схемы осуществления таможенного контроля водных транспортных средств перевозчиков и товаров, перемещаемых ими, в пунктах пропуска через государственную границу. Все эти инновации должны  способствовать уменьшению стоимости импортных товаров, оживлению в деятельности портов, в частности, увеличению объемов перевалки , экономии времени и средств, которая оценивается в сумме порядка 5-8 млрд. гривень/год. А главное, что особо актуально, значительно редуцируются факторы, создающие условия для коррупционных проявлений.

К категории последних решений, способствующих дерегуляции в портах, относятся также постановления Кабмина «О внесении изменений в Правила охраны внутренних морских вод и территориального моря Украины от загрязнения и засорения» № 492 и «О внесении изменения в приложение к постановлению Кабинета Министров Украины от 3 июня 2013 г. № 405» № 483, которое призвано обеспечить равный доступ портовых операторов к причалам, находящимся в хозяйственном ведении администраций морских портов, от 07.07.2015.

Такие значительные подвижки в деле дерегуляции деятельности в морских портах Украины вполне соответствуют общему процессу дерегуляции хозяйственной деятельности в Украине, разговоры о котором длятся непрерывно уже многие годы. Проведение в жизнь, в практику этих идей потребовало нового политического мышления, а также довольно значительной работы по формально-правовому регулированию и техническому регламентированию соответствующих процедур. Эти подвижки могут означать решительный поворот в деле реформирования не только портового сектора, но и всей  экономики страны. Во всяком случае, мы надеемся на это. 

Интервью для Центра Транспортных Стратегий

Автор: Артур Ницевич

  • Законопроект "О концессиях"2018.05.10

    Как для государственного и коммунального, так и для частного секторов реализация концессионных проектов все больше и больше актуализируется....

    подробнее
  • Закон о приватизации: При чём тут порты?2018.02.02

    18 января Верховная Рада приняла Закон "О приватизации государственного и коммунального имущества". Какие изменения он несёт морским портам...

    подробнее
  • Портовые сборы в фокусе судебных дел2017.12.28

    Портовые сборы в различных странах и даже разных портах одной и той же страны имеют значительные отличия. Во многом это объясняется историче...

    подробнее
  • Юридические вопросы развития портовых терминалов при перевалке экспортных зерновых грузов2017.03.08

    Как юридическая фирма с 20-летним опытом работы в отрасли, с фокусом практики в Черноморско-Азовском регионе, мы уже много лет участвуем как...

    подробнее
  • Аренда, концессия и приватизация – пути инвестирования портового хозяйства: достоинства и недостатки2016.11.25

    Близится к завершению 2016 год. А споры вокруг выхода инвестиционной деятельности в портах Украины из тупика все продолжаются. Одни говорят:...

    подробнее
  • Приватизация портов должна быть стратегической целью2016.08.16

    Цель привлечения частных инвестиций в морские порты Украины можно сформулировать достаточно просто. Это увеличение объема перевалки грузов....

    подробнее
  • Доступ и совместное использование причалов в порту2016.07.15

    Украина прочно утвердилась в числе мировых лидеров по экспорту зерновых культур и растительного масла. Так, по итогам сезона 2015-2016, Укра...

    подробнее
  • Какую надежду дает дерегуляция в портах2015.09.28

    Постановление Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины» № 491 от 07.07.2015. вс...

    подробнее
  • Влияние военных конфликтов на портовую инфраструктуру, фрахт, в частности изменение маршрутов, ставок2015.08.04

    Наталья Мирошниченко, ассоциированный партнер Международной юридической службы Interlegal по просьбе журнала Итоги, взяла интервью у руковод...

    подробнее
  • Interlegal разъяснил что произошло с судном «ULUS SKY», ИМО 9327176, под флагом Российской Федерации2015.06.19

    Ассоциированный партнер Interlegal – Артем Скоробогатов ответил на вопросы сайта Lanifundist.com и разъяснил ситуацию, которая сложилась...

    подробнее