24/7

Коронавирус и его правовые последствия для трейда и шиппинга

10 марта : ru 5 11 марта : ru 4 6 марта : ru 3 всего: 12105.03.20

На сегодня очевидно, что вспышка коронавируса 2019-nCoV уже нанесла серьёзный ущерб экономике как отдельных стран, так и на международном уровне в целом, а особенно – в Китае и связанными с этой юрисдикцией сделками, контрактами, поставками.

В отношении последствий вируса для шиппинга и международной торговли видятся два аспекта:

  • негативное воздействие на работу и оборот контейнерной отрасли в целом - в связи с отменами судозаходов в Китай, а также простоем контейнеров в карантине;
  • влияние на исполнение отдельных контрактов (как по контейнерам, так и по балку) – договоров купли-продажи и поставки, или чартеров.

Многие контейнерные линии заявляли о «неполных рейсах», об отмене судозаходов в Китай во избежание заражения членов экипажа и распространения коронавируса в другие порты по маршруту следования судна.

Эти отмены судозаходов, наряду с закрытием предприятий в Китае, означают, что во многих случаях контейнеры, которые доставляются на рынки Китая или оттуда вывозятся, либо остаются на борту судов, либо выгружаются в альтернативных местах выгрузки, либо передаются на хранение в различных портах и терминалах, что приводит к начислению демереджа и детеншена, стоимости хранения.

Если речь идет о перевозке навалочных грузов, то могут иметь место задержка в выгрузки, замена порта погрузки или выгрузки в связи с отказом туда идти со стороны судовладельца, введение режима карантина на судне и т.п.

За каждым из этих случаев следуют убытки стороны по договорам купли-продажи, вследствие чего будут предъявлены требования об их возмещении – друг другу, перевозчикам и страховщикам.

Для снятия с себя ответственности виновная сторона очевидно захочет прибегнуть к защите форс-мажорной оговорки.

Как мы неоднократно подчеркивали, вопрос о применении форс-мажорной оговорки крайне неоднозначен и напрямую зависит от условий конкретного контракта и применимого права. Большая доля контрактов в сфере шиппинга и международной торговли регулируется английским правом, которое относится к системе общего права.

В большинстве стран общего права стороны могут ссылаться на форс-мажорные обстоятельства только в случае, если соответствующая оговорка предусмотрена в контракте. Если оговорки о форс-мажоре в контракте нет, то вопрос взыскания убытков потерпевшей стороной регулируется законодательством той страны, в которой предъявлена претензия.

Если в контракте присутствует форс-мажорная оговорка, то сторона, которая хочет ею воспользоваться, должна строго соблюдать предусмотренный в ней механизм, иначе право на отсылку к ней может быть утеряно.

К контрактам, которые регулируются законодательством одной из стран общего права, также применима доктрина фрустрации, которая подразумевает сложную систему доказывания. В частности, необходимо доказать, что контракт неисполним в связи с непредвиденными обстоятельствами, которые делают невозможным исполнение контракта одной из сторон в принципе. Однако на сегодня видится, что применить эту доктрину для снятия с себя ответственности за задержку в связи с вирусом будет очень сложно.

Если рассматривать стандартные формы контрактов ГАФТА GAFTA, то объявление карантина может быть признано форс-мажорным обстоятельством, если будет доказано, что это было непредвиденным и неизбежным препятствием для перевозки или навигации. В частности, успешным такое доказывание может быть, если задержка или иное препятствие в доставке случилось в результате запрета властей на ввоз груза в указанный в контракте порт или вывоз из него.

В случае с чартерами необходимо учитывать обязательство фрахтователя номинировать безопасный порт для погрузки или выгрузки. Даже при наличии вируса в таком порту, он все еще может быть безопасным, если нет доказательств наличия значительного риска для судозахода. Судовладельцы, которые на данном этапе отказываются «идти» в порты Китая, мотивируя это их «небезопасностью», могут затем получить обоснованные претензии от фрахтователей.

В целом, очевидно, что правовые последствия коронавируса пока неоднозначны и могут быть разными для разного рода контрактов и конкретных ситуаций. Каждая из сторон контрактов купли-продажи или перевозок должна быть внимательна к положениям своего контракта и своевременно следовать предусмотренным им механизмам.

 

Автор: Наталия Мирошниченко

  • Рынок земли: всё что вы хотели спросить2020.04.09

    Во вторник, 31 марта, Верховная Рада Украины приняла Закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно услови...

    подробнее
  • Мировой карантин уже влияет на международную торговлю и морское судоходство в Черноморском регионе2020.03.27

    Мировой карантин, связанный со вспышкой вируса COVID-19, начал существенно влиять на международную торговлю и морское судоходство в регионе...

    подробнее
  • Коронавирус и его правовые последствия для трейда и шиппинга2020.03.05

    На сегодня очевидно, что вспышка коронавируса 2019-nCoV уже нанесла серьёзный ущерб экономике как отдельных стран, так и на междуна...

    подробнее
  • Полный гид по новым правилам Incoterms 20202020.02.04

    Международные торговые правила Incoterms не нуждаются в представлении. Однако, раз в несколько лет Международная торговая палата (Internatio...

    подробнее
  • Агротренды 2020: «офшорная кнопка», рынок земли и сера2020.01.31

    В самом центре торговой цепочки между покупателем и продавцом товара – среди посредников, логистов и других неотъемлемых элементов наход...

    подробнее
  • 11 лучших книг по международной торговле на выходные2019.12.03

    Заботливо и кропотливо, специалисты Международной юридической службы Interlegal собрали для вас лучшие книги по трейдингу, которые идеально...

    подробнее
  • Как трейдеру подготовиться к началу арбитража?2019.10.17

    Каждый трейдер желает знать, как подготовиться и успешно пройти лондонский торговый арбитраж GAFTA или FOSFA. На основе многолетнего пре...

    подробнее
  • Внимание: изменения в проформах GAFTA2019.09.03

    Традиционно 1 сентября 2019 года Международная Ассоциация Торговли Зерном и Кормами (GAFTA) опубликовала на официальном сайте пересмотренные...

    подробнее
  • Спор по качеству зерна: как сохранить контракт и коммерческие отношения2019.08.06

    В Interlegal обратился Клиент - покупатель по торговому контракту на поставку семян подсолнечника на условиях CIF, подчиненному проформе FOS...

    подробнее
  • Уроки Агроинвестгрупп: выводы юриста2019.02.24

    Торговля зерновыми грузами таит в себе множество сюрпризов (задержки, не поставки товара, вопросы по качеству и пр), однако с этими трудност...

    подробнее