Мальта – удобная юрисдикция для чартерного бизнеса: Налоговые и юридические нюансы
При построении схемы чартерного бизнеса перед каждым судовладельцем возникает ряд вопросов, требующих, среди прочего, тщательного анализа и калькуляции предстоящих расходов.
В частности, нужно приобрести яхту: новую или б/у; купить самостоятельно или вскладчину с партнерами; в кредит у банка или лизинг у предыдущего владельца и пр. Необходимо определиться с регионом (конкретной страной), где яхта непосредственно будет сдаваться в чартер, т.е., место, в котором будет заключаться договор фрахтования и соответственно происходить поставка услуг клиентам (фрахтователям).
Такая поставка услуг, безусловно, будет налогооблагаться согласно законам соответствующей страны по месту поставки услуг. При этом, если собственник зарегистрирован в одной стране, а сдает яхту в чартер в другой стране, то если собственник – не оффшорная компания, ему необходимо будет платить налог на фрахт в двух местах: с прибыли – по месту регистрации, с фрахта – по месту ведения деятельности (какой-то фиксированный специальный налог и НДС либо только НДС).
Если же собственником яхты будет оффшорная компания и законодательство страны, где будет осуществляться чартер, допускает ведение оффшорной компанией чартерной деятельности на своей территории, то собственник будет платить налоги только по месту ведения чартера. Хороший пример – Турция. В Турции действует довольно лояльный режим для иностранных яхт, используемых в чартере, и зарегистрированных на оффшорные компании. Так, иностранная яхта может сдаваться в чартер при условии получения специальной местной лицензии. При этом, оффшорная компания (например, классическая, зарегистрированная в Панаме), не будет платить какие-либо налоги в Панаме, а будет платить налоги только в Турции.
Важным моментом для успешного ведения чартерной деятельности является правильный выбор юрисдикции чартерной компании и флага, под которым будет коммерчески эксплуатироваться яхта.
При выборе юрисдикции для регистрации компании и яхты важно учитывать законодательные требования страны, где яхта будет сдавать в чартер.
Например, в большинстве стран ЕС, в отличие от Турции, запрещен каботаж для иностранных яхт и ведение хозяйственной деятельности напрямую иностранным судовладельцем без учреждения местной компании/представительства. Рассмотрим подробнее на примере Хорватии эксплуатацию яхты в ЕС.
После того, как Хорватия вступила в ЕС, хорватский чартерный рынок стал открытым для всех компаний, зарегистрированных в странах-членах ЕС. Тем не менее, любая чартерная компания в Хорватии должна зарегистрироваться плательщиком НДС в Хорватии и уплачивать НДС с фрахта ежемесячно.
Иностранные (неевропейские) судовладельцы, намеревающиеся вести чартерную деятельность в Хорватии, должны либо учредить местную компанию либо открыть представительство в Хорватии.
В случае, если период осуществляемой чартерной деятельности меньше 90 дней, то компанию/представительство регистрировать не нужно. Но обязательство по постановке судовладельца на учет плательщиком НДС остается в силе. Также иностранный судовладелец должен будет назначить специального местного представителя для уплаты налогов.
Чартерную деятельность в Хорватии могут вести яхты, зарегистрированные под хорватским флагом или любым другим флагом ЕС. Иностранные яхты могут сдаваться в чартер только в том случае, если их длина превышает 40 м.
Немаловажно учитывать налоговые последствия для собственника при поставке (импорте) яхты в ЕС, а именно: необходимость уплаты НДС на яхту в случаях, когда собственником яхты является резидент ЕС (физическое или юридическое лицо).
Учитывая вышеизложенное, при построении схемы чартерного бизнеса судовладельцу необходимо проработать несколько вопросов:
1. Какие требования к собственнику и флагу яхты установлены в стране, где будет вестись чартерная деятельность?
2. Как оптимизировать, либо вообще избежать, уплату НДС на яхту при ее импорте в страну, где яхта будет сдаваться в чартер?
3. Какую юрисдикцию выбрать для регистрации компании, чтобы соблюсти требования страны ведения чартерной деятельности и, вместе с тем, платить налог с прибыли компании по наименьшей ставке?
4. Какую юрисдикцию выбрать для регистрации яхты, чтобы соблюсти требования страны ведения чартерной деятельности и условия содержания флага были наиболее удобными?
Ответ на вышеперечисленные вопросы - благоприятной юрисдикцией является Мальта.
На Мальте яхты, используемые в коммерческих целях, регистрируются как коммерческие яхты в специализированном Реестре коммерческих яхт в соответствии с Кодексом коммерческих яхт (Commercial Yachts Code). Данный Кодекс применяется к коммерческим яхтам, не перевозящим груз и более 12 пассажиров. Коммерческие яхты разделены на следующие 3 класса, к которым применяются различные стандарты по безопасности:
- коммерческие яхты не менее 15 метров и не более 24 метров;
- коммерческие яхты более 24 метров и менее 500 БРТ;
- коммерческие яхты более 24 метров, 500 БТ и более, но менее 3 000 БРТ.
Таким образом, на Мальте в качестве коммерческой может быть зарегистрирована яхта не менее 15 метров и не более 3 000 БРТ.
Главными преимуществами регистрации коммерческой яхты под мальтийским флагом являются:
- Мальта – член ЕС, поэтому яхта, зарегистрированная под мальтийским флагом, может эксплуатироваться в пределах ЕС без каких-либо ограничений по срокам и регионам;
- на Мальте установлен благоприятный налоговый режим для чартерной деятельности;
- на Мальте отсутствует НДС с доходов, полученных в результате эксплуатации коммерческих яхт.
Мальтийский флаг предусматривает определенные требования в отношении владельцев коммерческих яхт. Так, яхта может быть зарегистрирована в качестве коммерческой только гражданином Мальты или гражданином другого государства-члена ЕС, либо компанией, зарегистрированной на Мальте, или в любом другом государстве - члене ЕС.
В отношении национальности собственника мальтийской компании не существует ограничений.
Однако, для коммерческих яхт, которыми владеют и управляют компании, зарегистрированные на Мальте как налоговые резиденты, мальтийский флаг предоставляет дополнительные преференции, а именно:
- судоходная компания освобождается от уплаты НДС при покупке коммерческой яхты независимо от страны регистрации продавца (член ЕС или нет);
- деятельность мальтийских компаний, владеющих яхтой в коммерческих целях, облагается налогом на прибыль по ставке ~5%;
- отсутствуют ограничения по национальности капитана и других членов экипажа яхты;
- отсутствуют ограничения и налогообложение операций продажи или передачи иным способом акций компании, владеющей яхтой, которая зарегистрирована на Мальте;
- отсутствуют ограничения и налогообложение продажи или залога яхты, зарегистрированной под мальтийским флагом.
Необходимо подчеркнуть, что яхты, зарегистрированные на Мальте в качестве коммерческих, могут эксплуатироваться только в коммерческих целях. В связи с предоставлением больших льгот коммерческое использование таких яхт подлежит контролю со стороны таможенных и иных властей.
Опубликовано в журнале "Фарватер", №1 (73) / 2016
Готуєтесь вирушити у бурхливе море чартерного бізнесу? З перших хвилин цієї подорожі на вас чекає купа цікавих викликів: ? &nbs...
- Звіт Паризького Меморандуму за 2022 рік2023.07.05
14 червня 2023 року було опубліковано новий звіт Паризького Меморандуму за 2022 рік (також відомого як “Paris MOU”), який набув чиннос...
Наші клієнти все частіше замислюються над тим, як зробити так, аби яхта приносила прибуток? Варіантів багато, але...
Головна передумова виникнення та виконання угод купівлі-продажу яхт – це знаходження покупця чи яхти бажаних характеристик. Це зав...
- СТРАХУВАННЯ ЯХТ ПО-АНГЛІЙСЬКІ2022.10.31
Страхування яхти – практична потреба у житті кожного яхтсмена. Цілком природним є бажання власників захистити таке дороге майно від різн...
Планування місця зимівлі яхти слід розпочинати заздалегідь. Одним з популярних напрямків серед яхтсменів для зазначеної мети є Греція. О...
- Купівля яхти у складчину2022.08.30
Немає нічого прекраснішого, ніж прогулянка на власній яхті в оточенні рідних та близьких людей. Це багато емоцій, яскраві враження, чудо...
Яхтинг. Скільки яскравих емоцій та пригод в одному слові. Будь-яка людина, яка любить море й вітер, сповнена авантюризму швидко зал...
1 июля 2022 года на официальном сайте Парижского Меморандума (англ. – «Paris MOU»), был опубликован отчет за 2021 год. В Отчете Парижско...
Как известно, личность моряка подтверждается специальным удостоверением, которое позволяет проходить формальности при пересечении границ...