24/7

Международные поставки: CPT в украинском исполнении — каких рисков остерегаться?

18 октября : ru 4 4 ноября : ru 2 5 ноября : ru 2 всего: 1909.10.20

Торговля сырьевыми товарами в Украине активно развивается. Однако компаниям приходится работать в условиях серьёзной конкуренции, причём это наблюдается на всех этапах производства и реализации товара, включая логистику. Предпринимателям, работающим на международном уровне, необходимо искать новые подходы, это касается и схем поставки. При этом представители бизнеса должны знать о потенциальных рисках различных экспортных схем и грамотно выстраивать взаимоотношения с контрагентами.
  
Напомним о стандартах экспортных поставок на условиях CPT. Этот стандарт подразумевает оплату фрахта и перевозки до обозначенного перевозчика/пункта. Продавец товара буквально доставляет его указанному перевозчику. Все расходы по оформлению и транспортировке до этого момента ложатся на продавца, а момент передачи товара названному перевозчику юридически означает поставку товара. Далее, после передачи перевозчику, все риски и расходы по товару переходят  к покупателю. 
 
Однако в Украине действует более сложная и запутанная торговая цепочка. Как показывает практика, в экспортных схемах часто задействованы посредники — компании-нерезиденты, и товар на терминалах перепродается, нередко по нескольку раз. Основной экспортер сбывает нерезиденту продукцию на условиях CPT, далее осуществляется ещё несколько торговых сделок, и в конце цепочки могут появиться контракты с новыми условиями, например, по стандартам FOB или CIF. Предпринимателям, планирующим действовать по данным схемам, следует учитывать ряд нюансов, из-за которых в дальнейшем могут возникнуть юридические проблемы и нежелательные финансовые последствия. 
  
Риски  на терминалах
 
Работая с торговыми контрактами на условиях CPT, основным участникам сделки приходится взаимодействовать еще с одним игроком — компанией, предоставляющей терминальный сервис. 
Заключить договор с терминалом может как продавец, так и покупатель. Терминальная обработка —  приемка, хранение, обработка и дальнейшая  перевалка  — будут осуществляться по условиям заказчика, при этом вторая сторона сделки временно не имеет физического контроля над товаром. 
 
Например, если договор с терминальной службой заключает покупатель, то он оплачивает все расходы за сервис (вносит оплату за приемку, хранение, локальное экспедирование и т.д.) и диктует свои условия проведения данных работ. Продавец же с момента поступления продукции на терминал не может контролировать груз ни физически, ни юридически. Обратная ситуация происходит, если заказчиком и плательщиком выступает продавец. В данном случае уже покупатель не имеет возможности контролировать товар вплоть до его отгрузки на судно. Очевидно, что каждая из сторон несет определённые риски.   
Есть еще один вариант — когда от имени основного участника сделки выступает посредник, транспортная компания. Покупатель может делегировать функцию взаимодействия с терминалом стороннему экспедитору, который от имени и за счет покупателя решает все вопросы по хранению и погрузке товара через терминал. В данной ситуации важно четко прописывать все пункты  договора с транспортно-экспедиторской компанией, чтобы быть уверенными, что исполнитель будет в точности соблюдать инструкции заказчика.       
    
Таможенные нюансы
 
Например, по правилам Incoterms 2010, поставки CPT предусматривают, что таможенная очистка возлагается на продавца.  Как правило, именно отечественные компании, выступающие в роли экспортёра, отвечают за таможенное оформление на терминале. Однако мы рассматриваем случаи, когда товар по пути к конечному покупателю проходит через посредников-нерезидентов — зарубежные компании, не аккредитованные на таможне. И здесь нужно помнить о том, что товары в момент  нахождения под таможенным контролем не могут переходить в собственность к новому владельцу или использоваться иным способом — это является нарушением Таможенного кодекса Украины (ст. 325 ТК). Поэтому участникам международной сделки важно отслеживать таможенный статус груза и держать на контроле даты заключения всех промежуточных контрактов купли-продажи. В противном случае могут быть применены штрафные санкции (ст. 469 ТК). 
   
Риски логистической цепочки по СРТ-контрактам
 
Высокие риски торговых экспортных схем с участием посредников-нерезидентов объясняются слабой информированностью основных участников контракта. Покупатели, как правило, не обладают полными и достоверными сведениями об условиях поставок товара на всем протяжении торговой цепочки, и соответственно, не могут контролировать данный процесс.   
 
Как подтверждают случаи из юридической практики, финальные покупатели по договорам CPT часто не знают:
• Всех подробностей о переходе прав собственности на товар. В длинной торговой цепочке в ходе доставки груза из пункта А в пункт В несколько раз меняются собственники товара. При этом момент перехода права владения и момент физической передачи не всегда совпадают, и в определённый момент контролировать груз может человек, который не имеет на него юридических прав. В связи с этим возникают такие неприятные ситуации, когда право собственности покупателя ставится под сомнение. Например, один из промежуточных поставщиков может оспорить право собственности на товар.   
• Кто подписывал контракты — имелись ли у подписантов необходимые полномочия. Договорные отношения регламентируются Гражданским кодексом Украины, который, в частности, требует, чтобы сделки между юридическими лицами согласовывались представителями, полномочия которых подтверждены актами гражданского законодательства. По факту, в схемах экспортной поставки нередко выступают организации-посредники, не ведущие постоянной коммерческой деятельности. Другой аспект — полномочия: документы могут подписывать лица, не имеющие для этого юридических прав. В подобных случаях есть все основания признать сделку недействительной, и украинской компании-поставщику (продавцу) грозит  административное наказание или даже уголовное производство. Покупатель тоже может пострадать, поскольку товары в подобных случаях могут арестовать в качестве обеспечения. 
• Всех подробностей об оплате товара. Одно из важнейших условий контракта — оплата товара. Если условие по расчётам не выполнено в полной мере, продавец имеет право отказаться от поставки либо потребовать возвратить уже поставленный товар. На протяжении всей логистической торговой цепочки может возникнуть ситуация, когда один из участников нарушил условия по оплате, что влечёт за собой сбой поставок и иски от других участников сделки и, как следствие, арест груза.   
 
Возможные последствия
 
Как показывает отечественная практика, к наиболее распространённым причинам открытия уголовных дел при осуществлении экспортных операций относятся такие правонарушения, как фиктивное предпринимательство, подделка документов и печатей, сбыт поддельных документов, отмывание нелегальных доходов, уклонение от уплаты налогов и других обязательных платежей.     
Список допустимых ограничительных мер в отношении экспортных грузов при открытии уголовного производства вследствие вышеописанных ситуаций включает осмотр товара представителями таможенной службы, обыск, доступ к документам, арест и др. 
 
Чтобы избежать или как минимум минимизировать риски в подобных логистических схемах, нужно:
• Сотрудничать с добросовестными поставщиками, ориентируясь на репутацию продавца. Вести электронную переписку через официальные контактные адреса. Использовать при оформлении документации печати и штампы — это упростит идентификацию и подтверждение подлинности документов. 
• Четко представлять всю торговую цепочку. Для этого в договорах следует прописывать требование к продавцу по предоставлению полной информации по логистике в определённые моменты поставки. 
• Проверять документацию, подтверждающую законность поставок и переход прав собственности на груз. Следует убедиться, что компанию нерезидента представляет должностное лицо, действующее по оформленной по всем правилам доверенности. 
• Использовать проверенные стандартные договоры, учитывающие специфику отдельных видов продукции и условий поставки (например, проформы контрактов GAFTA/FOSFA). 
 
В случае возникновения спорных ситуаций необходимо как можно быстрее обращаться к специалистам — юридическим организациям, ориентирующимся в специфике ВЭД и готовых представлять ваши интересы в украинских и иностранных ведомствах.
 
Специально для https://trans.info/

Авторы:

  • Запрет «деповского» ремонта вагонов – нарушение конкурентного законодательства2017.04.10

    Если вы связаны с перевозкой грузов по железной дороге — то для вас не секрет, что ваши имущественные инте...

    подробнее
  • Форс-мажор: проверка, уведомление и подтверждение2020.04.10

    К чрезвычайным обстоятельствам невозможно быть готовым, в особенности, когда они воздействуют на весь мир в целом. В...

    подробнее