Можно ли взыскать убытки портовым операторам?
Портовые операторы, осуществляющие хозяйственную деятельность в морских портах, имеют право на взыскание с Администрации морских портов Украины убытков из-за неподдержания глубин в акваториях портов и каналах. К такому выводу пришли специалисты Interlegal, изучив обращение клиента – стивидорной компании.
Согласно ст. 1 Закона Украины «О морских портах Украины» (далее - Закон), администрация морских портов Украины (далее - АМПУ), кроме прочего обеспечивает функционирование морских портов, содержание и использование объектов портовой инфраструктуры государственной формы собственности.
Статьей 4 Закона, в свою очередь, определено, что одним из принципов функционирования морских портов является - равноправие всех субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в морском порту.
В соответствии с п. 16 ст. 15 Закона, АМПУ создается, в том числе с целью поддержания объявленных глубин.
Данная норма носит императивный характер. Другими словами, такое положение Закона в системе других упомянутых положений возлагает на АМПУ обязательство, на выполнение которого имеют полное право рассчитывать портовые операторы.
Указанное положение Закона в полной мере корреспондируется с уставом АМПУ.
Закон Украины «О морских портах Украины» - это акт гражданского законодательства, из которого возникают обязательственные правоотношения.
Согласно ст. 22 Гражданского Кодекса Украины, упущенная выгода как разновидность убытков - это доходы, которые лицо могло бы реально получить при обычных обстоятельствах, если бы его право не было нарушено.
Устоявшееся судебная практика идет по тому пути, что истец должен доказать, что «он мог и должен был получить определенные доходы, и только неправомерные действия ответчика стали единственной и достаточной причиной, которая лишила его возможности получить прибыль».
Следовательно, когда портовый оператор в судебном порядке докажет, что АМПУ нарушен п. 16 ст. 15 Закона Украины «О морских портах Украины» - неподдержание объявленных глубин, что привело к потери доходов, которые портовый оператор мог бы получить при обычных обстоятельствах, а также только неправомерные действия АМПУ стали единственной и достаточной причиной такой потери, то можно говорить о присутствии оснований принятия судебного решения о взыскании с АМПУ убытков, например, в виде упущенной выгоды.
Естественно, доказательственная база в каждом случае должна быть тщательно изучена и подготовлена.
Интересно, что подобное дело уже было решено в нашей грузинской практике несколько лет назад. Над делом работали специалисты украинского и грузинского офисов Interlegal.
- Оптимизм минус чиновники2021.07.08
Оптимизм минус чиновники Итоги дискуссии на инфраструктурной панели Grain & Maritime Days in Odessa 2021 В мае в Одессе состоя...
«Искать точки соприкосновения, договариваться с конкурентами и объединяться для лоббирования интересов отрасли» Об эволюции бизнес-м...
- Выбраться из старой колеи. Мысли по поводу законопроекта «О государственном экологическом контроле»2021.07.05
Морская общественность Украины прекрасно помнит юридические «битвы» морского бизнеса с инспектирующими в сфере экологии органами. Нет нужды...
Альтернатива для судовладельца. Чем заменить углеводородное судовое топливо? Как известно, Международная морская органи...
Тендер по выбору подрядчика (далее — Консультант) для подготовки ТЭО и конкурсной документации проекта концессии железнодорожно-паромног...
- О чем писали морские СМИ в декабре 20202021.01.28
Мировые судоходные новости в декабре были объединены общими трендами и тенденциями, которые USM совместно с Андреем Нетребенко, менеджер...
- О чём писали морские СМИ в ноябре2020.12.30
USM вместе с Международной юридической службой Interlegal подготовили обзор главных событий в мировом шиппинге за прошедший год. Ноябрь –...
Вопрос создания и эффективной работы национальной комиссии по регулированию тарифов и цен на транспорте давно и очевидно перезрел. ...
- Виртуализация рынка морских перевозок2020.08.04
Электронное будущее судоходства Будущее становится настоящим быстрее, чем нам кажется. Автономное судно без единого человека на борту – у...
- Новая жизнь портов2020.07.23
У жёсткого карантина и удалённой работы есть свои преимущества. Так, специалисты портовой практики компании приняли участие в серии вебинаро...