24/7

Обмен налоговой информацией

14 сентября 2018 г.: ru 3 22 октября 2018 г.: ru 3 10 октября 2018 г.: ru 2 всего: 34110.06.10

С момента формирования современных оффшорных зон правительства развитых стран,  которые не довольны оттоком денежных средств из государства, ведут борьбу против оффшорных компаний и их собственников. Типичными приемами такой борьбы являются составление "черных списков" оффшорных юрисдикций, нахождение в которых препятствует дальнейшему бурному развитию бизнеса компаний, зарегистрированных в таких зонах, а также обмен налоговой информацией.
В последние годы в связи с глобализацией международного бизнеса значительно возросло как участие оффшорных компаний в мировой экономике, так и озабоченность мирового сообщества проистекающими отсюда потенциальными угрозами для мировой финансовой системы. Если раньше антиоффшорная борьба была внутренним делом каждого отдельного государства, то теперь она приняла поистине всемирный размах, поэтому и меры по сдерживанию нечестной налоговой конкуренции также приобрели международный характер. Конечно, такие меры не должны ставить преграду для дальнейшей либерализации экономики, однако они призваны сдерживать неудержимое стремление правительств некоторых государств безоглядно вводить налоговые льготы неумеренных масштабов для привлечения инвестиций. Всерьез обсуждаются вопросы, связанные с созданием Международной налоговой организации и Совета экономической безопасности.

Основные направления борьбы с нечестной налоговой конкуренцией
 
На сегодняшний день лидирующую роль в борьбе с нечестной налоговой конкуренцией играет Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В настоящее время в эту организацию входит 31 государство, в том числе большинство крупнейших индустриальных государств мира. Украина и Россия в нее не входят, не входит в нее и ни одно так называемое "налоговое убежище", то есть оффшорная юрисдикция. 
Впервые ОЭСР всерьез заинтересовалась данной проблемой в 1996 г., а в 1998 г. вышел объемный доклад, где были сформулированы как критерии для определения того, какая налоговая практика является вредоносной для мировой финансовой системы, так и методы борьбы с ней. Поскольку сама организация не уполномочена на применение санкций к государствам, ведущим нечестную налоговую конкуренцию, ОЭСР, главным образом, разрабатывает рекомендации для государств – участниц, касающиеся внутреннего законодательства, налоговых договоров, а также международного сотрудничества, в том числе в сфере обмена информацией, касающейся налогообложения.
 С начала 2008 г. внедрение международных стандартов налоговой прозрачности и обмена налоговой информацией стало главной задачей ОЭСР, что было вызвано началом глобального финансового кризиса. Налоговая прозрачность стала ключевым вопросом «Большой двадцатки» на саммитах в Вашингтоне, Лондоне и Питтсбурге. Разрабатывалась программа борьбы с государствами, в том числе с оффшорными юрисдикциями,  которые отказывались принимать международные налоговые стандарты.
В 2009 г. в рамках ОЭСР была проделана наиболее эффективная работа по продвижению программы обмена налоговой информацией на фоне всего последнего десятилетия. В апреле 2009 г. в Лондоне состоялся очередной саммит «Большой двадцатки», на котором были согласованы основные стандарты обмена налоговой информацией. Данные стандарты предусматривают обмен информацией по любым налоговым вопросам для администрирования и принуждения к соблюдению национального налогового законодательства вне зависимости от положений национального законодательства относительно защиты частной информации или банковской тайны. 
Кроме того, по результатам встречи был подготовлен Текущий доклад о юрисдикциях, наблюдаемых глобальным форумом ОЭСР по имплементации международных налоговых стандартов. ОЭСР опубликовала два списка стран в зависимости от их готовности к присоединению к международным налоговым стандартам. 
В «черный список» попали четыре юрисдикции, которые никогда не брали на себя обязательства по принятию налоговых стандартов и обмену налоговой информацией. В «серый список» внесены 38 государств, в числе которых Швейцария, Бельгия и др. Эти страны взяли определенные обязательства, но, по мнению организации, не предпринимают достаточных усилий в данном направлении.
Главным требованием исключения из списков было заключение как минимум 12 двусторонних соглашений об обмене налоговой информацией. Хотя некоторые оффшорные зоны заключают соглашения с такими же оффшорами, большинство двусторонних соглашений заключаются с государствами, которые заинтересованы в получении налоговой информации. Некоторые оффшорные центры после заключения 12 соглашений продолжают вести переговоры и подписывать подобные соглашения.

Правовое регулирование процесса обмена налоговой информацией 

В 2009 г. было подписано около 200 соглашений об обмене налоговой информацией, и уже в 2010 г. - около 25 двусторонних соглашений. Интересно, что с 2000 г. по 2008 г. подобных соглашений было подписано всего 46.
Государства, вступившие в двусторонние соглашения об обмене налоговой информацией:
Австралия
Австрия
Ангилья
Андорра
Антигуа и Барбуда
Аргентина
Аруба
Багамы
Белиз
Бельгия
Бермудские Острова
Британские Виргинские Острова
Вануату
Великобритания 
Германия
Гернси
Гибралтар
Гренландия
Дания 
Джерси
Ирландия 
Исландия
Испания
Каймановы Острова 
Канада
Коста-Рика    Китай
Лихтенштейн
Мексика
Монако
Монтсеррат
Нидерланды
Нидерландские Антильские Острова
Новая Зеландия
Норвегия
Остров Мэн 
Острова Кука
Острова Теркс и Кайкос 
Португалия
Самоа
Сан - Марино
Сент - Винсент и Гренадины
Сент - Китс и Невис
Сент - Люсия
США
Уругвай
Фарерские Острова
Финляндия
Франция
Швеция
Япония

ОЭСР разработала Модельное соглашение об обмене информацией по налоговым вопросам (Model Agreement on Exchange of Information on Tax Matters), опубликованное 18.04.2002. Эта проформа была создана как правовой инструмент для организации эффективного обмена информацией и стала основой для двусторонних соглашений об обмене налоговой информацией.
Государства, которые подписали подобные соглашения, смогут по запросу компетентных органов получить разнообразную информацию, относящуюся к вопросам по налогообложению, например, о бенефициарных собственниках компаний. 
В соответствии с таким соглашением компетентные органы участников соглашения должны оказывать содействие посредством обмена информацией, которая заведомо значима для управления и применения национальных законов участников соглашения в отношении налогов, предусмотренных данным соглашением. Подобная информация должна иметь значение для определения, начисления и сбора налогов, предъявления и принудительного обеспечения требований об уплате налогов, расследования или обвинения в уклонении от уплаты налогов. Права и защита, гарантированные лицам законодательством или административной практикой запрашиваемой стороны, являются применимыми настолько, чтобы чрезмерно не препятствовать или отсрочивать эффективный обмен информацией по налогам.
        


Заключение

Таким образом, международное сообщество склонилось в сторону политики, в соответствии с которой соблюдение налогового законодательства имеет более высокий приоритет, чем банковская тайна. Конечно, это не должно сдерживать наметившуюся в конце ХХ в. тенденцию к либерализации мировой экономики, так что обмен налоговой информацией должен быть подчинен достаточно строгим правилам.
Во-первых, налоговая информация, полученная из другой страны, может быть использована лишь для целей, указанных в соглашениях.
Во-вторых, любая страна имеет право отказать в предоставлении информации в ряде случаев.
Одной из причин в отношении отказа в предоставлении информации является концепция общественных интересов/порядка. Общественные интересы - это жизненные интересы страны, например, запрашиваемая информация касается государственной тайны. Вопрос о жизненных интересах также может возникнуть, например, в случае, когда налоговое расследование в другой стране было мотивировано гонениями по расистским или политическим мотивам. Все страны имеют определенную форму банковской тайны. Однако, ее соблюдение не должно привести к неблагоприятным обстоятельствам для других государств, то есть условиям, в которых невозможно будет дать возможность странам применять их налоговые законы.
Направляя ответы на запросы касательно информации в соответствии с соглашениями об обмене налоговой информацией или иными налоговыми соглашениями, государства, то есть договорные партнеры, помогают применять друг другу свои налоговые законы.
Конечно, практика вносит свои коррективы. Наша фирма «Международная юридическая служба» имеет богатый опыт в области налоговой оптимизации, в частности, при работе с латвийскими банками. Мы часто обсуждаем с представителями латвийских банков практические аспекты открытия банковской тайны по запросу компетентных органов в рамках двусторонних соглашений об обмене налоговой информацией.
В последнее время подобных запросов бывает около 10 в год. В соответствии со стандартным договором об обмене налоговой информации у банка есть 60 дней на рассмотрение официального запроса. Как правило, банки, которые обслуживают в основном оффшорные компании, при получении подобного запроса пытаются найти малейший повод для отказа в предоставлении запрашиваемой информации – вплоть до мельчайших неточностей в оформлении запроса. Такая защита банковской тайны, в первую очередь, объясняется тем, что банки, деятельность которых ориентирована на обслуживание оффшорного бизнеса, и которые понимают все нюансы работы с оффшорными компаниями, не считают минимизацию налогообложения путем использования оффшоров чем-то зазорным, тем более, – преступным. В отдельных случаях менеджеры банков негласно сообщают клиенту о подобном запросе. Бывает даже и так, что клиенты банка, заблаговременно зная о подготовке запроса, сообщают об этом банку для принятия своевременного и наиболее эффективного решения. Наш опыт подсказывает, что стабильная работа с банком при посредничестве известной ему солидной юридической компании поможет избежать многих неприятных сюрпризов для клиента. 

Авторы: