24/7

По результатам отчета президента Лондонской Ассоциации Морских Арбитров за 2016-2017 гг.

10 августа 2017 г.: ru 2 3 ноября 2017 г.: ru 2 27 декабря 2017 г.: ru 2 всего: 4512.06.17

В своем отчете за 2015-2016 годы Президент Лондонской ассоциации морских арбитров (LMAA) предупредил о выходе новых арбитражных правил в 2017 году: Правил LMAA 2017, а также правил, регулирующих процедуры по урегулированию небольших требований и требований среднего размера (промежуточных), которые вступили в силу 1 мая 2017 года. В отчете были рассмотрены многие идеи, возникшие в результате длительных консультаций с участием клубов взаимного страхования, юридических фирм, как лондонских, так и других городов и стран. Новые арбитражные правила относятся к требованиям на любые суммы. Причем, отмечается увеличением лимита для процедуры по рассмотрению и разрешению мелких требований до 100 000 долларов США, что отражает естественный прогресс по сравнению с Правилами 2012 года и что подтверждается опытом как спорящих сторон, так и самих арбитров. Реакция на новые правила наблюдается чрезвычайно положительная, поскольку они смогут повысить эффективность и экономическую целесообразность арбитражного процесса в LMAA, тем самым укрепив позиции Ассоциации в роли явно выраженного лидера на рынке урегулирования морских споров.

По данным за 2016 год, в том числе и предоставленным членами адвокатской коллегии и кандидатами в члены Ассоциации, всего за отчетный год было проведено 2944 назначений арбитров, из которых 1720 составляли назначения по рассмотрению новых арбитражных дел в соответствии с Правилами LMAA. Из всех назначений, 163 были проведены в соответствии с LMAA по урегулированию небольших исков. Как и ожидалось, эти показатели немного снизились по сравнению с сезоном 2015-2016 г.г. по причине спада на рынке. Тем не менее, количество назначений в соответствии с процедурой по урегулированию мелких требований достигло наивысшего показателя за 10 лет. Например, Сингапурская палата морского арбитража сообщила о 46 новых арбитражных производствах за 2016 год (26 из них связаны с претензиями касательно бункерного топлива), в это время в Гонконгском международном арбитражном центре (The Hong Kong International Arbitration Centre - HKIAC) было рассмотрено 49 морских требований.

По статистике за 2016 год было опубликовано 535 решений арбитража LMAA, только 83 из которых были приняты по результатам устных разбирательств, что соответствует уроню предыдущих лет. Некоторое уменьшение количества устных разбирательств свидетельствует о преимуществах проведения арбитражного процесса в Лондоне в соответствии с Правилами LMAA.

Надо сказать, что для Ассоциации выдался еще один напряженный год. Хотя Лондон, без сомнения, по-прежнему остается наиболее предпочтительным местом проведения международного арбитража, за последние два года, согласно последним данным LMAA, несколько снизилась потребность в арбитражном производстве: за 2015 год количество назначений арбитров уменьшилось на 7%, а за 2014 год – на 18%. Такое сокращение определили следующие факторы:

1. За последние три года наблюдается спад шиппингового рынка, хотя и видны некоторые признаки оживления, подъема рынка. В условиях слабого спроса на рынке все больше судов встают на прикол, снижается фрахтовый рынок, а также снижаются цены на товары и на другие активы. Иными словами, даже несмотря на наличие споров (а споры будут возникать постоянно), в них вовлечено все меньше судов, и цена исков, в целом, снижается.

2. Многие арбитражные процессы прекращаются, если оппонент становится неплатежеспособным. Какой смысл инициировать арбитражный процесс при отсутствии перспективы взыскания средств? После недавнего банкротства компании «Hanjin» возникло мнение, что юристам придется очень трудно, ведь сложно вести арбитражный процесс против неплатежеспособной стороны. Наилучшее средство – заявить требование о банкротстве, и в большинстве случаев ликвидатор или распорядитель имущества (арбитражный управляющий) примет меры к урегулированию.

3. Неплатежеспособность оппонента не всегда приводит к банкротству. Иными словами, стороны заключают сделку, чтобы поддержать оппонента «на плаву», ввиду перспективы получить что-либо в дальнейшем. Иногда бывает так, что арбитражные процессы хоть и инициируются, но медленно продвигаются вперед, поскольку в результате оппонент может признать себя банкротом, а это значительно подрывает перспективы получить хотя бы что-нибудь с неплатежеспособной стороны.

Некоторое уменьшение количества назначений арбитров примечательно тем, что несмотря на это все больше и больше возрастает популярность процесса в LMAA по сравнению с другими морскими арбитражами, в особенности, процедур рассмотрения и разрешения небольших требований и требований среднего размера. Это свидетельствует о том, что судовладельцы и другие операторы и участники рынка отдают предпочтение упрощенным процедурам.

Нет сомнений, что слабый спрос на рынке и снижение потребности в арбитраже привели к изменениям на рынке юридических услуг. Все больше споров рассматриваются в порядке медиации, примирения, а также эффективной экспертизы. Напоследок стоит отметить, что за последние месяцы морские рынки показывают признаки некоторого оживления активности, что позволяет выразить осторожный оптимизм и для рынка урегулирования морских споров.

По материалам отчета за 2016-2017 год.

Опубликовано на портале Центра Транспортных Стратегий cfts.org.ua

Автор: Артур Ницевич

  • Як не потрапити у прірву з арбітражним застереженням: топ-5 порад2018.09.18

    Арбітражне застереження у контракті свідчить про відмову сторін від юрисдикції державних судів і про досягнення ними згоди щодо передачі спо...

    подробнее
  • Признать годным2018.09.13

    Международный коммерческий арбитраж довольно давно доказал свою эффективность в качестве средства разрешения споров и защиты прав и интересо...

    подробнее
  • "Ми працюємо з чесним бізнесом", - Артур Ніцевич2018.07.11

    Інтерв'ю для видання "Юридична газета"  Артуре, якби можна було виділити три ключові досягнення Interlegal з початку року, що В...

    подробнее
  • Особливості національного арешту морських суден2017.11.19

    Усі прибережні держави мають свої національні правила, які регулюють відносини стосовно арешту суден. У різних державах ці правила можуть зн...

    подробнее
  • Морское судно как актив для взыскания задолженности2017.09.29

    Географическое положение Украины, характеризующееся наличием морского побережья протяженностью несколько сотен километров, омываемого Черным...

    подробнее
  • Штрафные санкции в английском праве – дело тонкое2017.07.05

    Судовладельцы и фрахтователи черноморского региона, привыкшие к континентальной системе права, часто пытаются применить знакомые им правовые...

    подробнее
  • По результатам отчета президента Лондонской Ассоциации Морских Арбитров за 2016-2017 гг.2017.06.12

    В своем отчете за 2015-2016 годы Президент Лондонской ассоциации морских арбитров (LMAA) предупредил о выходе новых арбитражных правил в 201...

    подробнее
  • Изменения процедур LMAA2017.05.16

    В начале 2017 года Лондонская Ассоциация Морских Арбитров (LMAA) опубликовала обновленные правила рассмотрения исков по общей процедуре (LMA...

    подробнее
  • Штраф за недостачу груза - Турция2016.08.01

    Интенсивность морской торговли  в Средиземноморском и Черноморском бассейнах, не может не сказываться на погрешностях при определении к...

    подробнее
  • Исполнение решений иностранного коммерческого, в особенности морского, арбитража в Украине2016.08.06

    Разрешение морских споров международным коммерческим арбитражем – стандартная процедура в современном глобализованном мире. В соответствии с...

    подробнее