24/7

Порт и Инвестор: как договориться?

21 февраля 2017 г.: ru 2 30 ноября 2023 г.: ru 2 26 февраля 2017 г.: ru 1 всего: 1826.04.07

Цели привлечения частных инвестиций в морские порты Украины можно сформулировать достаточно просто. Это увеличение объема перевалки грузов, повышение экономической эффективности этой деятельности за счет привлечения частного капитала в развитие портовой инфраструктуры.


Столкнувшись на практике с проблемами инвестирования частного капитала в Одесском, Ильичевском, Николаевском, Бердянском, Усть-Дунайском и других портах, мы пришли к выводу, что поиска ответов на многие вопросы можно вообще избежать. Стоит только задуматься: а кто он, инвестор? Зачем сетовать на несовершенное законодательство Украины об инвестировании в развитие портов, если в большинстве случаев никто не задумывается о принципах, давным-давно проверенных на практике не только за рубежом, но и в Украине.
Во-первых, следует определиться, кто он, ваш инвестор. Запросите описание компании (группы, холдинга), то есть деятельности, корпоративной структуры, бенефициаров и т. д.; финансовые данные (отчетность за последние три года для изучения показателей ликвидности, платежеспособности, отсутствия претензий); документы о способности привлечь грузы; описание опыта в бизнесе (опыта взаимоотношений с портами и в строительстве/оперировании терминалами, в том числе в регионе Черного моря, стран СНГ); объяснение мотивов инвестирования.
Во-вторых, ищите инвесторов среди операторов терминалов и стивидорных компаний, морских линий и грузовладельцев. Иногда эти группы пересекаются и даже объединяются в совместные предприятия или консорциумы с целью консолидации сил. Их могут поддерживать финансово-промышленные группы, строительные компании и т. д. Но, безусловно, главное — наличие у них опыта оперирования. Примеры такого развития можно найти и в Украине. Скажем, терминалом ТМ владеют Мариупольский металлургический завод и «Запорожсталь». Зерновой терминал в Ильичевске относится к группе международного трейдера «Бунге».
В-третьих, определитесь, какой объект вы собираетесь строить вместе с инвестором. Это будет «преданный» (dedicated) или общедоступный (multiuser) комплекс? К первому относятся терминалы, которые обслуживают одного или нескольких клиентов и не оказывают услуг конкурентам. Как правило, владеют такими объектами линии или крупные грузовладельцы (скажем, терминал по переработке сжиженного газа). Общедоступные оказывают услуги по принципу «кто пришел первый — того и обслужили». Такие терминалы обычно управляются профессиональными операторами, не связанными с грузовладельцами.
Поняв, какого рода объект вы строите, вы сумеете понять какие принципы, скорее всего, будет исповедовать его оператор. Возможно, ему будет выгодно в своей единой логистической цепи искусственно задержать или даже уменьшить грузопереработку.
Или, например, другая ситуация: «Трансбалктерминал» работает на международного трейдера «Бунге». Другие же международные трейдеры («Каргилл», «Гленкор» и т. д.) вынуждены искать иные мощности для переработки. Некоторые из них ищут возможности построить свой собственный терминал. Таким образом, можно прийти к ситуации, когда в каждом порту будет несколько специализированных (зерновых) терминалов.
Если рассматривать международный опыт развития портов, то увидим, что общая рекомендация состоит в том, что инвестор должен стремиться к большей автономии, а портовые структуры — как можно меньшему вмешательству в процесс оперирования.
Основные требования к договору с инвестором формулируются также просто — прозрачность и четкость, чтобы свести к минимуму возможности проведения дискуссий и споров в связи с исполнением договора.
Давайте проанализируем основные проблемы инвесторов, работающих в украинских портах, скажем, по договорам о совместной деятельности. Это и увеличение расходов на поддержание системы совместной деятельности (дополнительный персонал для мониторинга и контроля, юридическая поддержка и аудит), и споры об оценке вкладов сторон (мало того, что спорят стороны, Закон «О государственном бюджете на 2007 год» прямо предписывает произвести переоценку вкладов). Стороны могут чувствовать, что их средства, находящиеся на совместном счете, обесцениваются в связи с инфляцией (используются нерационально). В случае необходимости внесения дополнительного вклада процедура согласования задерживается, поскольку это влияет на размер доли порта. То есть порт не только осуществляет функции морской администрации, но и непосредственно вовлечен в оперативное управление терминалом.
Кроме того, краеугольным вопросом для любого инвестора является вопрос земли, а, учитывая неясность разделения земель транспорта и земель водного фонда, — еще и вопрос воды. Но это тема для отдельного разговора.
Мы же остановимся на тех пунктах, которые на практике вызывают множество споров, но в тексты существующих договоров почти не включаются.
Цели договора. Необходимо четко сформулировать, что же стороны хотят совершить. Нечеткие формулировки целей, например, в договорах о совместной деятельности в Одесском порту были одной из причин признания их недействительными в 2003 году.
Гарантии объема груза. Недостаточно указать, что объем груза — не менее 3 млн т в год. Что будет, если инвестор даст вам предписание завезти такой объем в первый же квартал сотрудничества? На наш взгляд, объем груза — одна из составляющих бизнес-плана, который может являться неотъемлемой частью договора.
Эксклюзивность. Поскольку эксклюзивность имеет признак монополии, что влечет дополнительные вопросы конкурентного права, как правило, стороны договариваются о некоей приоритетности. Такой порядок неплохо закрепить более детально.
Доступ к инфраструктуре и коммуникациям. Поскольку альтернативных источников энергетического снабжения, водоснабжения и т. д. не существует, необходимо предусмотреть, на каких условиях инвестору будет обеспечен доступ к соответствующим ресурсам. Иногда в договорах закладывается принцип, что такие услуги будут оказываться на условиях, подобных тем, на которых они оказываются подразделениям порта. Но кто видел калькуляции и подсчитывал, какая рентабельность в них закладывается?
Стандарты исполнения. Таких положений мы в Украине совсем не встречали. А именно здесь должны быть заложены порядок мониторинга, основные индикаторы (Key Performance indicators), форма отчетности (финансовая и техническая) и порядок ее предоставления.
В целом хочется заключить, что договор, прежде всего, должен отображать реальные договоренности сторон. Инвестору предлагается не просто совместная деятельность, аренда или концессия — инвестору предлагается бизнес. В случае получения его принципиального согласия подыскивается форма, обеспечивающая интересы обеих сторон договора. Да, законодательство Украины в этой области далеко от совершенства, но даже оно предоставляет возможности для ведения цивилизованного бизнеса.

Автор: