24/7

Последствия закрытия морских портов Украины

12 марта 2020 г.: ru 21 13 марта 2020 г.: ru 15 11 марта 2020 г.: ru 2 всего: 33115.07.14

На сегодняшний день Украина будет официально закрывать морские порты, которые находятся на территории Крыма, для международного судоходства.

Согласно данному Приказу, любое судно, зашедшее в порты полуострова, делает это на свой страх и риск.  Судовладельцы и судоводители, которые проигнорируют такой запрет, могут попасть под санкции, которые ведут за собой штрафы и даже лишение свободы.

Собеседник напомнил, что 27 марта 2014 года Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию по Украине, в которой призвала государства, международные организации и другие институты, - не признавать изменение статуса Крыма и Севастополя, воздержаться от любых действий, которые могут интерпретироваться как признание изменений этого статуса.

В интервью Seafarers Journal специалист ответил на важные вопросы, которые связаны с закрытием крымских портов, что непосредственно может отразиться на работе компаний-владельцев судов и плавсостава.

Артур Ницевич: Каждое государство принимает национальное законодательство для защиты своих интересов, будь-то правомерных, либо неправомерных. По общему мнению подавляющего большинства государств – членов ООН, интересы России в Крыму противоречат международному праву, а интересы Украины правомерны. Однако не стоит недооценивать интересы, фактические возможности, права и обязанности Российской Федерации, причем ситуация осложняется еще и тем, что Крым, пользуясь статусом субъекта РФ, который предоставлен так называемой Республике Крым и Севастополю, принимает собственное законодательство. Разве может это способствовать развитию судоходства? Однозначно, нет. Подобная ситуация чревата значительными неприятностями как для судовладельцев, так и для моряков, в особенности, капитанов судов. Неблагоприятные правовые последствия выражаются в виде санкций, как уголовного, так и административного характера. Законом "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины" от 15.04.2014 Уголовный кодекс Украины дополнен ст. 332-1, а Кодекс об административной ответственности – ст. 204-2, так что возможны и аресты, и штрафы.

Артур Ницевич: В принципе, думается, так и произойдет. Международное судоходство в портах Крыма оказывается чрезвычайно затрудненным и практически неправомерным, во всяком случае, с точки зрения Украины и международных морских организаций. Например: в соответствии с документом Международной морской организации (IMO/ИМО) «Руководство по имплементации Главы XI-2 Конвенции СОЛАС и Кодекса ОСПС" (MSC/Circ.1111) и Резолюцией MSC.159 (78) "Временное руководство по мерам контроля и соответствия для усиления безопасности на море", Договаривающееся правительство может, в обеспечение соблюдения Главы XI-2 СОЛАС, требовать чтобы суда, которые намереваются войти в порт, предоставляли определенную информацию, связанную с безопасностью. А порт рассматривается, как соответствующий требованиям Кодекса ОСПС только когда он признан ИМО как таковой. ИМО же принимает подтверждение о соответствии порта требованиям ОСПС только от соответствующего национального правительства. Как агентство ООН ИМО не примет декларацию о соответствии ОСПС в отношении любого крымского порта от российских властей, несмотря на то, что Российская Федерация уже включила крымские порты в свой список портов. Фактически же обеспечение безопасности мореплавания ложится на Российскую Федерацию как оккупирующее государство. Следовательно, являясь формально соответствующим национальным Правительством, фактически власть Украины не может обеспечить надлежащий правопорядок в крымских портах. Фактическое обладание этими портами Российской Федерацией обязывает ее обеспечить такой правопорядок, в том числе в отношении безопасности мореплавания.

Артур Ницевич: Вы совершенно правы в том, что крымские морские порты: Евпатория, Керчь, Севастополь, Феодосия, Ялта закрыты. Распоряжением Кабинета Министров Украины были закрыты и другие пункты пропуска через Государственную границу Украины (распоряжение от 30 апреля 2014 года № 424-р "О временном закрытии пунктов пропуска через государственную границу и пунктов контроля"). По предложению Государственной инспекции Украины по безопасности на морском и речном транспорте (Укрморречинспекция) крымские порты из-за невозможности обеспечения безопасности мореплавания в их акватории были закрыты приказом Мининфраструктуры № 255 от 16.06.2014. По просьбе Мининфраструктуры и по поручению Министерства иностранных дел Украины посольство Украины в Великобритании уже предоставило информацию секретариату ИМО, ее государствам-членам и представителям иностранных компаний, аккредитованных при ИМО, о невозможности обеспечения безопасности мореплавания Украиной в портах Крыма. Таким образом, заход судна в крымский порт – это противоправное деяние. Разумеется, эффективно «противостоять» решению судовладельца о таком заходе экипажу судна очень трудно, но правовой статус капитана судна предоставляет ему право принятия окончательного решения, так что именно на него ложится наибольшая ответственность. Аналогичная ситуация складывается в портах Северного Кипра Фамагуста и Кириния на территории, оккупированной Турцией. Капитан или владелец судна, которое прибывает и отходит из закрытого порта, либо заходит в закрытый порт, либо в нарушение правил останавливается там, считается виновным в правонарушении и подлежит заключению на срок не свыше двух лет, либо штрафу (ныне - не выше EUR 17 086). Конечно, моряк может пострадать в результате этого. Защиту его интересов следует поручать опытным и профессиональным юристам, ориентирующимся, как в вопросах морского права, так и в процессуальном праве - уголовном и административном.

По словам специалиста, нестабильное положение в стране, а также в сфере торгового мореплавания, наложила свои «отпечатки» на правовую ситуацию в Крыму, которая нуждается в прозрачном юридическом урегулировании. Именно это поспособствует легитимному ведению морского бизнеса.

Автор: