24/7

Приватизация портов должна быть стратегической целью

4 сентября 2017 г.: ru 1 en 17 декабря 2017 г.: ru 1 en 128 февраля 2018 г.: ru 1 en 1 всего: 36316.08.16

Цель привлечения частных инвестиций в морские порты Украины можно сформулировать достаточно просто. Это увеличение объема перевалки грузов.

Чтобы грамотно выбрать инвестора, сначала нужно разобраться с объектом инвестирования. Для этого стоит запросить описание компании ее деятельности, корпоративной структуры, бенефициаров. Также следует ознакомиться с финансовой отчетностью за последние три года для изучения показателей ликвидности, платежеспособности. Кроме того нужно изучить документы о способности предприятия привлечь грузы; об опыте взаимоотношений с портами в строительстве и оперировании терминалами, в том числе в регионе Черного моря, в странах СНГ. Наконец получить объяснение мотивов инвестирования. После этого можно приступать к поиску инвесторов.

Во-первых, инвесторов часто ищут среди операторов терминалов и стивидорных компаний, морских линий и грузовладельцев. Иногда эти группы пересекаются и даже объединяются в совместные предприятия или консорциумы с целью консолидации сил. Например: в консорциум, созданный для строительства LNG-терминала в Польше, вошли Saipem (Италия), Saipem SA (Франция), Techint Compagnia Tecnica Internazionale (Италия), Snamprogetti of Canada, PBG SA і PBG Export Sp. z o.o. (Польша). Их могут поддерживать финансово-промышленные группы, строительные компании и т.  д. Но, безусловно, главное ? наличие у них опыта оперирования.

Другой пример: американо-грузинский консорциум Anaklia Development Consortium в этом году приступает к строительству глубоководного порта в Грузии. Общий объем инвестиций планируется в объеме $2,5 млрд, из них $100 млн внесет грузинская сторона.

Примеры такого развития можно найти и в Украине. Скажем, американская компания «Каргилл» выкупит 51% в зерновом терминале, который построит стивидорная компания «МВ Карго» в порту Южный. Размер инвестиции «Каргилл» составит около $100 млн. В порту Николаева китайская корпорация открыла новый перегрузочный комплекс зерновых и масличных культур, а также продуктов их переработки. В 2016 году компания COFCO ltd. завершила приобретение компании Noble Agri, дочерней компании Noble Group ltd. Первоначальная стоимость 51% в Noble Agri в 2014 году составляла $1,5 млрд, а в 2016 году китайская компания COFCO ltd. купила оставшиеся 49%.

Во-вторых, следует решить, какой объект планируется строить вместе с инвестором. Это будет «преданный» (dedicated) или общедоступный (multiuser) комплекс? К первому типу относятся терминалы, которые обслуживают одного или нескольких клиентов и не оказывают услуг конкурентам. Как правило, владеют такими объектами линии или крупные грузовладельцы (скажем, терминал по переработке сжиженного газа).

Общедоступные оказывают услуги по принципу «кто пришел первый ? того и обслужили» (first come – first served). Такие терминалы обычно управляются профессиональными операторами, не связанными с грузовладельцами.

Поняв, какого рода объект будет строиться, можно спрогнозировать, какие принципы, скорее всего, будет исповедовать его оператор. Возможно, ему вообще будет выгодно в своей единой логистической цепи искусственно задержать или даже уменьшить грузопереработку. Таких примеров достаточно. В результате строительства собственных терминалов в одном порту может образоваться несколько специализированных (зерновых) терминалов. Например: Ильичевск, Одесса, Южный. Сюда инвесторов привлекают большие глубины у причальной стенки.

Методы или способы инвестирования

Отношения в сфере инвестирования в морские порты Украины регулируются статьями 25-27 Закона «О морских портах Украины», так что частные инвестиции в порты направляются следующими основными способами:

-в результате исполнения инвестиционных договоров, то есть договоров концессии, совместной деятельности, аренды и других;

-в результате приватизации объектов портовой инфраструктуры, кроме стратегических.

Первый проблемный вопрос, который возникает в связи с частными инвестициями в морской порт, это вопрос о природе инвестиционного договора. С одной стороны, инвестиционный договор – это любой договор, на основании которого ведется инвестиционная деятельность. С другой ? поскольку такая деятельность может иметь самые разные формы, то и договоры, которые ее опосредствуют, могут быть различной природы. Причем исчерпывающего перечня видов договоров, характерных для организации инвестиционных отношений, законодательство не предусматривает.

 

Если частный капитал решения принимает оперативно в течение времени, которое измеряется неделями, а то и днями, то государственной бюрократической машине на принятие аналогичных инвестиционных решений требуются месяцы или даже годы.

 

Общим недостатком всех подобных договоров является то, что на основании инвестиционных договоров не происходит, как правило, переход права собственности. Такое положение определяет тот факт, что инвестор не получает предмета, к которому он относился бы как к своему собственному. Думается, что именно это обстоятельство не способствует популярности инвестиционных договоров такого типа.

В результате приватизации право собственности на вещи всегда переходит. Так что государственная или иная форма собственности публичного характера переходит в частную собственность, как правило, на основании договора купли-продажи. Таким образом, даже с позиции самых общих рассуждений выявляется преимущество приватизации по сравнению с иными способами инвестирования.

Приватизация как эффективный механизм

Самое важное и удивительное наблюдение, которое можно сделать, это непрофессионализм разговоров на тему приватизации портов. Одни ? за приватизацию, а другие ? против. Каждая из сторон отстаивает свою точку зрения, приводя в ее защиту самые решительные аргументы.

Кроме того, как всегда, решения принимаются категорические, причем исходя из ограниченной практики. Различные ветви власти сваливают вину друг на друга. В то же время никакого глубокого анализа не проводится. В результате приходится признать, что прошел еще один год – 2015 год упущенных возможностей.

Бесспорно, в современной политической и экономической неразберихе трудно говорить о приватизации в том смысле, в каком она трактуется Законом «О приватизации государственного имущества» от 04.03.1992. В статье 1 этого Закона Украины ясно определяется цель приватизации – повышение социально-экономической эффективности производства и привлечение средств для структурного преобразования национальной экономики.

С нашей точки зрения, приватизация действительно и бесспорно является стратегической целью и наиболее эффективным и реальным механизмом не только экономических преобразований, но и глубокого политического оздоровления ситуации в стране. Частный инвестор, особенно иностранный, это противник всякой коррупции, хороший хозяйственник, который в случае чрезвычайной ситуации всегда готов прийти на помощь государству.

Разумеется, мы нарисовали несколько идеализированный портрет современного инвестора. Однако, каким он будет в реальной жизни, зависит от правовых механизмов, принятых государством, утвержденных правил игры. Конечно, непрозрачная приватизация олигархическо-монополистическими кланами столь важных для экономики объектов, как госпредприятия в морских портах, может только ухудшить и без того непростую ситуацию. Немаловажно и то, что объект к приватизации необходимо готовить не только в техническом, но и в юридическом отношении. Следовало бы, наверное, включать положения, защищающие права трудового коллектива, обязанности инвестора по приведению неприбыльных или недостаточно прибыльных объектов в состояние, способствующее эффективной и безопасной работе и т. п.

Конечно, в договорах купли-продажи объектов приватизации должна быть заложена справедливая цена, которая позволит соблюсти общественный интерес. Без эффективной и конкурентоспособной экономики «война» будет продолжаться бесконечно, если не закончится поражением. И только приватизация объектов, готовых к этому, ответственными инвесторами в среде честной конкуренции, которую государство не только декларирует, но и готово поддерживать своей политической волей, способно, по нашему глубокому убеждению, оздоровить экономику портового хозяйства и сделать ее конкурентоспособной. Разумеется, на фоне общей демократизации и либерализации социально-экономического и политического климата.

Время для стратегии

Реформирование портового хозяйства в направлении разгосударствления идет, в принципе, однако оно имеет спорадический и фрагментарный характер. И больше не благодаря, а вопреки. Если наладить хоть какой-то системный подход в этом отношении, то станет совершенно очевидно, что предпосылки для преобразований вполне созрели. Остается лишь систематизировать накопленный опыт и признать необходимость его распространения.

Да, впереди решение непростых задач, однако направление на разгосударствление и приватизацию объектов портового хозяйства в Украине уже свернуть нельзя. Результаты Одесского и Николаевского порта говорят сами за себя. Нельзя отмахиваться от зарубежного опыта. Даже во многом стихийная и грубовато организованная приватизация в российских портах показала свою эффективность.

Большинство противников приватизации и разгосударствления портового сектора экономики Украины возлагают надежду на государственные инвестиции. Однако возможности внутреннего инвестирования портового хозяйства крайне ограничены. Государство изымает львиную долю прибыли государственных предприятий как дивиденды. Кроме того, значительные проблемы создает неуклюжее управление государственными инвестициями.

Если частный капитал решения принимает оперативно в течение времени, которое измеряется неделями, а то и днями, то государственной бюрократической машине на принятие аналогичных инвестиционных решений требуются месяцы или даже годы. А на дворе XXI век.

Другие противники приватизации портового сектора в Украине вовсе не против разгосударствления в принципе. Они возражают именно против приватизации, ссылаясь главным образом на преимущества концессии. Разумеется, все зависит от условий на конкретном хозяйственном объекте, подлежащем разгосударствлению. Более того, во многих украинских портах доля госсобственности столь мала, что не имеет смысла серьезно ставить вопрос о приватизации. Тем не менее, при прочих равных условиях в современной Украине приватизация – наиболее эффективный метод вовлечь частный капитал в инвестирование экономики морских портов. Ведь самое главное – это цель увеличения эффективности работы портов и задача привлечения инвестиций для ее достижения. Вот и получается, что мы забываем о цели, а спорим об инструментах: что лучше ? гаечный ключ или молоток?

Опубликовано в журнале Порты Украины.

Авторы: