24/7

Проект Закона «О внесении изменений в ст. 4 Закона Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности»

4 мая 2017 г.: ru 1 29 мая 2018 г.: ru 1 всего: 206.05.10

Поводом к рассмотрению проблем, накопившихся в правовом регулировании транспортно-экспедиторской деятельности, послужил упомянутый в названии законопроект.

Совершенно правы те, кто поднимает вопросы, которые гораздо более широко охватывают отношения по поводу транспортного экспедирования, чем те узкие моменты, которые предполагается урегулировать в законопроекте, зарегистрированном в Верховной Раде 15.09.2009. Сказать, что правовое регулирование транспортного экспедирования в Украине отстает от потребностей современности, значит не сказать ничего.

Сам законопроект и пояснительная записка к нему являются прекрасным образцом того, как интересы одних участников рынка государство может попытаться решить за счет других участников, как может быть представлен законопроект, который рассчитан на решение проблем общества за счет ограничения прав человека, что явно противоречит ст. 3 Конституции Украины.

Отрадно только то, что Главное научно-экспертное управление Верховной Рады Украины 26.11.2009 пришло к обоснованному выводу, что законопроект необходимо направить на доработку. Так что, актуальность проблемы с этим конкретным законопроектом снимается.

Какие же недостатки имеются по нашему мнению в правовом обеспечении деятельности транспортных экспедиторов?

Например, недостаточно точно определен круг услуг транспортных экспедиторов по их предмету. Часть 1 ст. 2 ныне действующего Закона Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности» от 01.07.2004 мало что проясняет в этом отношении. Перечень видов транспортно-экспедиторских услуг, приведенный в ст.8 того же нормативного акта, в этой редакции также остается лишь простым перечислением возможных вариантов, но не определяет при этом характер деятельности экспедитора (в качестве агента, организатора перевозки, перевозчика-принципала). Упоминание в ст. 8 Закона правил Инкотермс совершенно не обосновано, поскольку эти Правила имеют явно выраженный рекомендательный и диспозитивный характер, то есть их использование должно зависеть только от свободной воли сторон.

В ст. 9 имеется относительно ограниченный перечень транспортных документов с указанием на то, что виды товарно-транспортных документов определяются законами Украины, что приводит к явному обеднению документарного инструментария транспортно-экспедиторской деятельности. Например, в связи с использованием такого распространенного документа, как FCR FIATA часто возникают трудноразрешимые юридические проблемы в Украине. Таким образом, получается, что даже принятие правил транспортно-экспедиторской деятельности Кабинетом Министров Украины не может снять указанную проблему. А ведь именно введение новых форм транспортных документов является одной из важнейших целей принятия таких правил. Конечно, эта цель не единственная. Принятие Положения о транспортном экспедировании Кабинетом Министров должно более тонкими правовыми средствами урегулировать правила транспортно-экспедиторской деятельности.

Для достижения лучшего порядка в правовом регулировании транспортного экспедирования необходимо привлекать к этой работе ученых, бизнесменов и других практиков, связанных с оказанием транспортных услуг, в особенности, экспедиторских. В частности, было бы очень полезно и даже необходимо привлечь к разработке правил транспортного экспедирования юридическую общественность. Наша фирма «Международная юридическая служба» уже сейчас готова подключиться к такой работе, поскольку располагает квалифицированными специалистами, имеющими достаточный опыт и знания в области транспортно-экспедиторской деятельности.

Автор: Вячеслав Лебедев

  • Изменились размеры сборов и расходов LMAA2019.01.31

    Уважаемые клиенты Interlegal!   С 1 января 2019 г. изменились размеры сборов и расходов Лондонской ассоциации морских арбитров (L...

    подробнее
  • IT-технологии в морской индустрии2018.10.25

    В современной морской индустрии IT-технологии играют очень важную роль, причем их роль и значение постоянно повышаются. В настоящей публикац...

    подробнее
  • Долг за судоремонт: Как избежать проблем?2018.04.04

    Практически все прибрежные страны  Азово-Черноморского бассейна развивают такие морские отрасли как судостроение и судоремонт. Но основ...

    подробнее
  • Pre-advice и сталийное время: устраняем неоднозначности2017.04.12

     Все трейдеры, осуществляющие поставки на условиях FOB, рано или поздно сталкиваются с проблематикой взаимосвязи пунктов торговых контр...

    подробнее
  • Линейный коносамент – ключ к деньгам или…?2017.04.05

    При заключении и исполнении любого торгового контракта ключевая роль отводится вопросу транспортировки и доставки товара покупателю. Именно...

    подробнее
  • Фрахтование судов: законы рынка2016.11.24

    На любом рынке встречаются два интереса: интерес покупателя и интерес продавца. И фрахтовый рынок не является исключением. Продавцом на этом...

    подробнее
  • Анализ современных проблем международного морского контейнерного судоходства и пути их решения2016.10.22

    В последнее время в международном морском контейнерном судоходстве наблюдается значительный спад активности, вызванный главным образом сниже...

    подробнее
  • Уніфікація норм морського права: чи можливий єдиний правовий режим світового судноплавства?2015.08.05

    Міжнародна морська організація (International Maritime Organization, надалі «IMO») – це міжнародний орган, створений задля розробки єдиних п...

    подробнее
  • Фрахт и налог на фрахт в Украине2015.03.13

    Понятия фрахта,  фрахтования судов и некоторые их виды Все товары, работы и услуги в современном меркантильном мире предполагают вст...

    подробнее
  • Коносамент: особенности, функции и виды2014.05.15

    Отличительной особенностью морских перевозок является использование специального документа, наделенного уникальными свойствами. Речь идет о...

    подробнее