24/7

Прямые иностранные инвестиции в порты Украины: медленно, но верно…

26 сентября 2018 г.: ru 9 28 сентября 2018 г.: ru 5 29 сентября 2018 г.: ru 3 всего: 9026.09.18

Прямые иностранные инвестиции: не всё так гладко!

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в Украину снизились до 2,2 млрд. дол. США в 2017 году, по сравнению с максимальным показателем в 10,7 млрд. дол. США в 2008 году. Причина тому –ухудшение инвестиционного климата, политическая нестабильность в стране и значительная девальвация местной валюты. Ориентация на сырьевую экономику не является особенно привлекательной для иностранных инвесторов; коррупция в судах и правоохранительных органах не добавляет стимула бизнесу для таких рискованных шагов.

Несмотря на призывы руководства Украины инвестировать в страну, Украина по-прежнему остается проблематичным местом для ведения бизнеса. Инвесторы по-прежнему сталкиваются с такими вопросами, как регуляторный риск, связанный с земельной собственностью и потоками капитала, проблемы с регистрацией и владением имуществом, сложный налоговый контроль, отсутствие доверия к судебной системе, репрессивные правоохранительные органы и незаконные действия Генеральной прокуратуры, СБУ и полиции. Коррупция по-прежнему препятствует стремительному восстановлению экономики Украины, равно как и её здоровому развитию.

ПИИ, несомненно, являются ключом к устойчивому и здоровому экономическому развитию Украины и должны стать основой для быстрого экономического подъема. Привлечение ПИИ должно стать одной из первоочерёдных задач Правительства Украины и правительственных органов. 

Величайшая слава не в том, чтобы никогда не ошибаться, а в том, чтобы уметь подняться каждый раз, когда падаешь. – Конфуций

За последние несколько лет руководство Украины создало несколько немаловажных институтов, таких, как полиция, Верховный Суд и новые антикоррупционные ведомства, однако сам процесс проведения реформ оказался неоднозначным. Анна Деревянко, Исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации, подтверждает это смешанное состояние так: «Положительные сдвиги есть. Например, недовольных инвестклиматом в 2017 году было 58%, сейчас их количество на 20% уменьшилось - это существенно. Но есть еще много над чем работать. 38% инвесторов до сих пор недовольны бизнес-климатом. Видим сигнал того, что в стране постепенно начинают происходить изменения, но темпы сбавлять нельзя. Основная причина недовольства - высокий уровень коррупции. Об этом говорит 46,1% предпринимателей. На втором месте - отсутствие доверия к судебной системе (40,6%), на третьем - отсутствие земельной реформы (35,9%)».

По данным Фонда государственного имущества Украины, 70% объектов портовой инфраструктуры Украины являются устаревшими. Благодаря крайней необходимости в модернизации портов, в сочетании с растущим спросом на погрузочно-разгрузочные портовые сооружения, способные справиться с ростом экспорта, Правительство уделяет значительное внимание инфраструктурным проектам. Министерство инфраструктуры при поддержке международных финансовых организаций (Мировой банк, IFC, ЕБРР, ЕИБ), инициировало ряд инфраструктурных проектов, таких как дноуглубительные работы в морских портах Черноморск и Южный, создание транспортных коридоров Via Carpatia, Gо Highway. Особое внимание ведомства занимает разработка концессионных проектов в морских портах Херсон и Ольвия, которым занят консорциум международных консультантов: Castalia, MTBS-Ukraine, Tebodin Consultants and Engineers, Gide Loyrette Nouel и EY Ukraine.

Если вы не исключение, старайтесь быть примером

Даже в условиях сложного делового климата, портовая отрасль Украины привлекает большинство инвестиций и будет привлекать их в дальнейшем по той причине, что ответственные органы внесли существенные изменения, такие как введение групп поддержки в состав министерств. К таким группам относятся: Проектный офис «Spilno», Команда поддержки реформ Министерства инфраструктуры, Национальный инвестиционный совет. Все они не только играют ключевую роль в реализации необходимых первоочередных реформ, но также обладают талантом, позволяющим формировать инициативу для изменений делового климата.

Украинское правительство также приняло ряд практических мер на законодательном уровне. В Верховной Раде находятся на стадии разработки новый проект Закона «О концессиях» и нормативно-правовая база по вопросам внутренних водных путей. Ожидается, что данные законодательные акты будут приняты в этом году. 

В январе прошлого года в Украине начал функционировать P&O Maritime. Другие ведущие глобальные портовые операторы, такие как DP World, Hutchison Ports также ищут возможности для вложения средств в порты Южный и Черноморск. 

Оптимизм – вера, ведущая к достижению цели

Украина понемногу становится «скрытой жемчужиной» для международных инвесторов, ориентированных на получение высоких доходов в стратегически важном месте, расположенном в непосредственной близости от основных европейских рынков. Для того чтобы бизнес-климат стал привлекательным для иностранных инвесторов, главная задача властей – показать, эффективную борьбу с коррупцией.

Хотя и не следует недооценивать риск, создаваемый коррупцией и несовершенным законодательством, эти преграды можно преодолеть в сложившейся ситуации. Безусловно, поддержка со стороны Министерства и организаций-доноров, является весьма ценной, но в то же время всеобъемлющие и целенаправленные указания от международных и местных бизнес-консультантов, обладающих знаниями и опытом в конкретной отрасли, являются обязательными условиями для того, чтобы раскрыть эту ценность и извлечь жемчужину из раковины на Черноморском побережье.

Журнал Транспорт #09 (2018)

Автор: Рашид Буда

  • Зачем ТЭО или как международные эксперты помогают украинской инфраструктуре?2018.10.24

    В среду, 19 сентября 2018 г. в Киеве International Finance Corporation (IFC) провела конференцию для потенциальных участников предстоящих ко...

    подробнее
  • Прямые иностранные инвестиции в порты Украины: медленно, но верно…2018.09.26

    Прямые иностранные инвестиции: не всё так гладко! Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в Украину снизились до 2,2 млрд. дол. США в 2017 го...

    подробнее
  • Ввоз/вывоз ЗАПРЕЩЕНО2018.09.06

    Всем известно про две многовековые проблемы на постсоветском пространстве с «дорогами и дураками». В современных украинских реалиях в трансп...

    подробнее
  • Удержание груза судовладельцем в порту выгрузки2014.12.01

    Договор морской перевозки груза в правовой доктрине рассматривается как трехсторонний договор, участниками которого являются грузоотправител...

    подробнее
  • Перспективы перевалки зерновых грузов из Азовского моря и портов Крыма: риски и возможности2014.05.06

    С учетом географического расположения полуострова, соединенного с материком узким перешейком, и прекращения де-факто активного движения груз...

    подробнее
  • К вопросам безосновательного взвешивания контейнерных грузов в портах Украины2011.02.09

    Напомним, что повальный досмотр грузов в портах Украины не является изобретением действующего правительства и преследует транспортный бизнес...

    подробнее