24/7

Путеводитель по временному ввозу прогулочных яхт в Европе

15 февраля 2017 г.: ru 5 20 февраля 2017 г.: ru 2 21 февраля 2017 г.: ru 2 всего: 44025.12.16

Международная юридическая служба Interlegal, практикуя в сфере яхтинга вот уже более 10 лет, неоднократно консультировала клиентов в отношении особенностей эксплуатации иностранных прогулочных яхт в странах Европейского союза (ЕС).

Для свободного передвижения в территориальных водах ЕС яхта должна быть помещена в соответствующий таможенный режим, правила которого подлежат неукоснительному соблюдению со стороны владельца яхты и экипажа. 

В тех случаях, когда яхта и собственник зарегистрированы за пределами ЕС, и при заходе яхты в территориальное море стран ЕС, собственник имеет право воспользоваться льготами таможенного режима временного ввоза (temporary importation). Условия данного режима позволяют:
1.    Не платить европейский ввозной НДС на яхту (ставка варьируется от 15% до 25% в зависимости от страны ввоза и декларирования);
2.    Эксплуатировать яхту в личных некоммерческих целях в ЕС в течение 18 месяцев.

Нормы в отношении временного ввоза товаров и транспортных средств, в том числе и яхт, унифицированы и закреплены в Конвенции о временном ввозе (г. Стамбул, 1990 г.), к которой присоединились страны-члены ЕС. 

Так, согласно указанной Конвенции, собственником яхты может быть как физическое, так и юридическое лицо. 

Как упоминалось выше, в ЕС использование яхт, оформленных в режиме временного ввоза, ограничено по времени, общий срок временного ввоза – 18 месяцев. 
По истечении указанного срока яхта должна обязательно покинуть территориальные воды ЕС, в противном случае оплата НДС станет обязательной наряду с другими налоговыми и правовыми последствиями. 

В случае, если яхта «физически» не может покинуть ЕС (например, произошли какие-либо серьезные подтверждения и требуется ремонт), собственник может продлить срок временного ввоза на срок действия ремонтных работ, но только при условии получения разрешения таможенных органов. Такое разрешение должно быть получено до момента истечения срока временного ввоза

Если яхта нарушит срок временного ввоза, то местные контролирующие органы имеют право обязать судовладельца заплатить НДС в полном объеме в первый же день просрочки таможенного режима. В зависимости от страны, где произойдет нарушение, могут применяться и иные санкции: арест яхты, административный штраф лицу, которое оформляло транзит и взяло на себя обязательство вывезти яхту в срок, в том числе к капитану. Может возникнуть даже подозрение в контрабанде. 

На примере дела, которое мы ведем для нашего клиента в Италии, мы столкнулись с тем, что при 4-месячной просрочке временного ввоза, яхта была конфискована и итальянское государство предложило собственнику ее выкупить, включая обязательную уплату НДС, административного штрафа и пр. В подобном случае необходимо тщательно прорабатывать доказательственную базу и отстаивать свою позицию в суде, в частности обосновать, что нарушение условий временного ввоза квалифицируется как «налоговая контрабанда», при которой конфискация является факультативной мерой. 

Не секрет, что на сегодняшний день, многие иностранные судовладельцы изрядно утомлены необходимостью выхода за пределы ЕС каждые 18 месяцев, при этом все хотят продолжать пользоваться льготами в отношении неоплаты НДС. В этой связи, динамично развивающееся законодательство некоторых европейских юрисдикций предлагает иностранным владельцам ряд полностью законных схем, реализация которых позволяет либо не платить НДС на яхту вовсе, но эксплуатировать яхту без ограничений по времени, либо заплатить НДС по льготной ставке и также эксплуатировать яхту в ЕС без ограничений по времени. 

Первая схема - НДС 0%, эксплуатация яхты не ограничена по времени - актуальна для яхт, которые будут эксплуатироваться только в коммерческих целях (например, такая схема применима на Мальте). 

Вторая схема - пониженная ставка НДС, эксплуатация яхты не ограничена по времени - актуальная для прогулочных яхт (реализуемо на Мальте и Кипре).

Указанные схемы на Мальте и Кипре полностью прозрачны с точки зрения европейского и международного права. При соблюдении всех требований, ни к собственнику, ни к яхте не должны быть предъявлены какие-либо требования, в частности, оплатить НДС в полном объеме.

Иная ситуация сложилась в отношении схемы, которую предлагают владельцам яхт в Латвии. Так, пользуясь «лазейкой» в местном законодательстве, местные консалтинговые компании уверяют, что при регистрации яхты под флагом Латвии, когда собственником остается нерезидент, но яхта передается в управление гражданину Латвии (физическому или юридическому лицу), НДС платить не нужно, причем, будучи зарегистрированной под европейским флагом, яхта может находиться в ЕС без ограничений по времени. 

Действительно, сам факт регистрации яхты под флагом Латвии не является основанием для обязательной уплаты НДС на яхту согласно законодательству Латвии. Тем не менее, факт наличия у яхты европейского флага не является автоматическим основанием для ее нахождения в территориальных водах стран-членов ЕС без ограничений по времени. Без ограничений по времени в водах ЕС могут находиться товары и транспортные средства, которые прошли необходимое таможенное оформление и были импортированы в ЕС. 

Таким образом, при регистрации яхты в Латвии без осуществления импортной операции, когда единственным применимым таможенным режимом остается таможенный режим временного ввоза (напомним, что максимальный срок нахождения транспортного средства в режиме временного ввоза – 18 месяцев): 
1) капитан яхты и судовладелец не освобождаются от их обязательства вывезти яхту за пределы ЕС через 18 месяцев и 
2) яхте не предоставляется право находиться в ЕС без ограничений по времени. 

Помогая клиентам в оформлении яхт под иностранными «удобными» флагами ежедневно, мы убеждены, что данный способ регистрации яхт по-прежнему остается наиболее удобным и выгодным.

Учитывая вышеизложенное, очевидно, что не граждане ЕС могут свободно и комфортно использовать свои иностранные яхты в ЕС без уплаты импортного НДС. При этом им необходимо всего лишь соблюдать правила таможенного режима временного ввоза.

 

Мы призываем всех участников мирового яхтенного сообщества, не поддаваться призрачным выгодам различных схем, а консультироваться у профессионалов!

Авторы: Ирина Воеводина, Кирина Ряшенцева

  • Доставка яхты: от верфи до марины2019.07.01

    Доступность и популярность яхтинга растет, как в мире, вообще, так и в Украине, в частности. Наших соотечественников можно все чаще встретит...

    подробнее
  • Чек-лист при покупке б/у яхты2018.12.14

    Выбор правильной лодки во многом зависит от Вашего бюджета, образа жизни и цели эксплуатации. Если Вы приняли решение приобрести подержанну...

    подробнее
  • Регистрация яхт на физическое лицо2018.07.24

    К специалистам яхтенной практики Interlegal часто обращаются с вопросом, как лучше регистрировать яхту: на юридическое или физическое лицо....

    подробнее
  • «Dufour 310 GL» против «Hanse 342». Советы бывалого2018.06.07

    Эксперты компании Interlegal известны своей практикой юридической поддержки яхтинга. Однако, помимо оформления, регистрации и страхования ях...

    подробнее
  • Особенности регистрации яхт на Маршалловых островах2018.04.03

    Регистрация яхты - один из наиболее важных вопросов, с которым сталкивается её владелец. Специалисты яхтенной практики юридической фирмы Int...

    подробнее
  • Советы «бывалого» при покупке яхты2018.02.05

    Набирающим популярность видом активного отдыха и спорта является хождение под парусом, которое сегодня стало доступно людям любого возраста...

    подробнее
  • Регистрация яхт2017.11.27

    Основополагающим в морском праве является понятие судна. Принято считать, что юридическими признаками судна, в том числе и яхты, являются фл...

    подробнее
  • Приобретение прогулочной яхты за рубежом: договорные аспекты и преимущества оформления яхты на нерезидентную компанию2017.10.07

    С 2004 года Interlegal предоставляет клиентам полный спектр юридических и консалтинговых услуг в сфере яхтинга. Мы рады сделать для читат...

    подробнее
  • Коммерческие яхты и требования безопасности2017.10.20

    Коммерческие яхты и требования безопасности Яхты, которые используются в коммерческих целях (коммерческие яхты - commercial yachts), долж...

    подробнее
  • Яхтовый метод2017.10.03

    Приобретение яхты может регулироваться законами страны, в которой заключается соответствующая сделка и зарегистрированы стороны договора, а...

    подробнее