Путеводитель по временному ввозу прогулочных яхт в Европе
Международная юридическая служба Interlegal, практикуя в сфере яхтинга вот уже более 10 лет, неоднократно консультировала клиентов в отношении особенностей эксплуатации иностранных прогулочных яхт в странах Европейского союза (ЕС).
Для свободного передвижения в территориальных водах ЕС яхта должна быть помещена в соответствующий таможенный режим, правила которого подлежат неукоснительному соблюдению со стороны владельца яхты и экипажа.
В тех случаях, когда яхта и собственник зарегистрированы за пределами ЕС, и при заходе яхты в территориальное море стран ЕС, собственник имеет право воспользоваться льготами таможенного режима временного ввоза (temporary importation). Условия данного режима позволяют:
1. Не платить европейский ввозной НДС на яхту (ставка варьируется от 15% до 25% в зависимости от страны ввоза и декларирования);
2. Эксплуатировать яхту в личных некоммерческих целях в ЕС в течение 18 месяцев.
Нормы в отношении временного ввоза товаров и транспортных средств, в том числе и яхт, унифицированы и закреплены в Конвенции о временном ввозе (г. Стамбул, 1990 г.), к которой присоединились страны-члены ЕС.
Так, согласно указанной Конвенции, собственником яхты может быть как физическое, так и юридическое лицо.
Как упоминалось выше, в ЕС использование яхт, оформленных в режиме временного ввоза, ограничено по времени, общий срок временного ввоза – 18 месяцев.
По истечении указанного срока яхта должна обязательно покинуть территориальные воды ЕС, в противном случае оплата НДС станет обязательной наряду с другими налоговыми и правовыми последствиями.
В случае, если яхта «физически» не может покинуть ЕС (например, произошли какие-либо серьезные подтверждения и требуется ремонт), собственник может продлить срок временного ввоза на срок действия ремонтных работ, но только при условии получения разрешения таможенных органов. Такое разрешение должно быть получено до момента истечения срока временного ввоза.
Если яхта нарушит срок временного ввоза, то местные контролирующие органы имеют право обязать судовладельца заплатить НДС в полном объеме в первый же день просрочки таможенного режима. В зависимости от страны, где произойдет нарушение, могут применяться и иные санкции: арест яхты, административный штраф лицу, которое оформляло транзит и взяло на себя обязательство вывезти яхту в срок, в том числе к капитану. Может возникнуть даже подозрение в контрабанде.
На примере дела, которое мы ведем для нашего клиента в Италии, мы столкнулись с тем, что при 4-месячной просрочке временного ввоза, яхта была конфискована и итальянское государство предложило собственнику ее выкупить, включая обязательную уплату НДС, административного штрафа и пр. В подобном случае необходимо тщательно прорабатывать доказательственную базу и отстаивать свою позицию в суде, в частности обосновать, что нарушение условий временного ввоза квалифицируется как «налоговая контрабанда», при которой конфискация является факультативной мерой.
Не секрет, что на сегодняшний день, многие иностранные судовладельцы изрядно утомлены необходимостью выхода за пределы ЕС каждые 18 месяцев, при этом все хотят продолжать пользоваться льготами в отношении неоплаты НДС. В этой связи, динамично развивающееся законодательство некоторых европейских юрисдикций предлагает иностранным владельцам ряд полностью законных схем, реализация которых позволяет либо не платить НДС на яхту вовсе, но эксплуатировать яхту без ограничений по времени, либо заплатить НДС по льготной ставке и также эксплуатировать яхту в ЕС без ограничений по времени.
Первая схема - НДС 0%, эксплуатация яхты не ограничена по времени - актуальна для яхт, которые будут эксплуатироваться только в коммерческих целях (например, такая схема применима на Мальте).
Вторая схема - пониженная ставка НДС, эксплуатация яхты не ограничена по времени - актуальная для прогулочных яхт (реализуемо на Мальте и Кипре).
Указанные схемы на Мальте и Кипре полностью прозрачны с точки зрения европейского и международного права. При соблюдении всех требований, ни к собственнику, ни к яхте не должны быть предъявлены какие-либо требования, в частности, оплатить НДС в полном объеме.
Иная ситуация сложилась в отношении схемы, которую предлагают владельцам яхт в Латвии. Так, пользуясь «лазейкой» в местном законодательстве, местные консалтинговые компании уверяют, что при регистрации яхты под флагом Латвии, когда собственником остается нерезидент, но яхта передается в управление гражданину Латвии (физическому или юридическому лицу), НДС платить не нужно, причем, будучи зарегистрированной под европейским флагом, яхта может находиться в ЕС без ограничений по времени.
Действительно, сам факт регистрации яхты под флагом Латвии не является основанием для обязательной уплаты НДС на яхту согласно законодательству Латвии. Тем не менее, факт наличия у яхты европейского флага не является автоматическим основанием для ее нахождения в территориальных водах стран-членов ЕС без ограничений по времени. Без ограничений по времени в водах ЕС могут находиться товары и транспортные средства, которые прошли необходимое таможенное оформление и были импортированы в ЕС.
Таким образом, при регистрации яхты в Латвии без осуществления импортной операции, когда единственным применимым таможенным режимом остается таможенный режим временного ввоза (напомним, что максимальный срок нахождения транспортного средства в режиме временного ввоза – 18 месяцев):
1) капитан яхты и судовладелец не освобождаются от их обязательства вывезти яхту за пределы ЕС через 18 месяцев и
2) яхте не предоставляется право находиться в ЕС без ограничений по времени.
Помогая клиентам в оформлении яхт под иностранными «удобными» флагами ежедневно, мы убеждены, что данный способ регистрации яхт по-прежнему остается наиболее удобным и выгодным.
Учитывая вышеизложенное, очевидно, что не граждане ЕС могут свободно и комфортно использовать свои иностранные яхты в ЕС без уплаты импортного НДС. При этом им необходимо всего лишь соблюдать правила таможенного режима временного ввоза.
Мы призываем всех участников мирового яхтенного сообщества, не поддаваться призрачным выгодам различных схем, а консультироваться у профессионалов!
- Звіт Паризького Меморандуму за 2022 рік2023.07.05
14 червня 2023 року було опубліковано новий звіт Паризького Меморандуму за 2022 рік (також відомого як “Paris MOU”), який набув чиннос...
Наші клієнти все частіше замислюються над тим, як зробити так, аби яхта приносила прибуток? Варіантів багато, але...
Головна передумова виникнення та виконання угод купівлі-продажу яхт – це знаходження покупця чи яхти бажаних характеристик. Це зав...
- СТРАХУВАННЯ ЯХТ ПО-АНГЛІЙСЬКІ2022.10.31
Страхування яхти – практична потреба у житті кожного яхтсмена. Цілком природним є бажання власників захистити таке дороге майно від різн...
Планування місця зимівлі яхти слід розпочинати заздалегідь. Одним з популярних напрямків серед яхтсменів для зазначеної мети є Греція. О...
- Купівля яхти у складчину2022.08.30
Немає нічого прекраснішого, ніж прогулянка на власній яхті в оточенні рідних та близьких людей. Це багато емоцій, яскраві враження, чудо...
Яхтинг. Скільки яскравих емоцій та пригод в одному слові. Будь-яка людина, яка любить море й вітер, сповнена авантюризму швидко зал...
1 июля 2022 года на официальном сайте Парижского Меморандума (англ. – «Paris MOU»), был опубликован отчет за 2021 год. В Отчете Парижско...
Как известно, личность моряка подтверждается специальным удостоверением, которое позволяет проходить формальности при пересечении границ...
В настоящее время собственники прогулочных яхт все чаще задумываются о возможности сдавать свою яхту в чартер, обеспечив покрытие текущих ра...