24/7

Какой порядок разрешения споров между морским портом и компанией-перевозчиком за задержку в принятии груза, разгрузки?

29 мая 2018 г.: ru 1 17 октября 2018 г.: ru 1 24 ноября 2018 г.: ru 1 всего: 917.10.12

Отвечает: Артур Ницевич

 

Управляющий партнер "Международной юридической службы"

 

Порт (например, Одесский порт) является хозяйственной организацией, юридическим лицом, созданным и зарегистрированным в установленном порядке по действующему законодательству, поэтому вправе самостоятельно участвовать в юридических спорах, то есть быть истцом и ответчиком. Однако по Закону «О морских портах Украины» от 17.05.2012, вступающему в силу 14.06.2013, порт становится центром обслуживания судов, грузов и пассажиров, то есть соответствующим образом оборудованным пространством, в которое входит территория и акватория. Права юридического лица перейдут к Администрации морских портов Украины, а администрация конкретного порта станет филиалом этого предприятия. Сейчас довольно трудно предположить объем компетенции администрации конкретного морского порта, но, думается, что ей будут предоставлены довольно широкие полномочия для участия в рассмотрении и урегулировании различных правовых споров.

 

Основная масса спорных ситуаций возникает и сейчас отнюдь не с участием портов. Споры, связанные с мореплаванием и хозяйственной деятельностью в порту, очень часто не затрагивают порт как предприятие (хозяйствующий субъект), но возникают между судовладельцами, грузовладельцами, экспедиторами, агентами и др. участниками транспортного процесса.

 

В делах, связанных с мореплаванием, важнейшее значение имеют гражданско-правовые (частноправовые) споры, предмет которых оценивается в денежном выражении.

 

Судоходство, как известно, имеет международный характер, поэтому и споры, возникающие из торгового мореплавания, также часто имеют международный характер. В торговом мореплавании очень распространено разрешение споров в арбитражном порядке, а не в государственных судах. Для обращения в арбитраж необходимо наличие арбитражного соглашения между сторонами спора. Стандартные проформы контрактов (например, BIMCO) предусматривают арбитражные оговорки. Но если стороны не достигли такого соглашения, то спор будет рассматриваться государственным судом, поэтому можно сказать, что, прежде всего, споры рассматриваются в государственных судах. Правда, большинством чартерных проформ предусмотрено заявление претензий перед тем, как предъявить судебный иск. После этого сторона спора должна решить проблему выбора надлежащего суда, если она обращается к судебному способу защиты прав.

 

Таким образом, в силу специфики работы порта как транспортного предприятия он в настоящее время принимает самостоятельное участие в разрешении претензий и судебных (арбитражных) споров, но с 14.06.2013, когда Закон «О морских портах Украины» вступит в силу в полном объеме, администрация морского порта в качестве обособленного подразделения государственного предприятия будет иметь полномочия по защите прав хозяйственного ведения, которые принадлежат обособленным подразделениям и зависят в значительной мере от предприятия как юридического лица.

 

В деятельности порта сейчас возникают всевозможные спорные ситуации и разногласия, которые невозможно урегулировать в порядке досудебного урегулирования споров, то есть в претензионном порядке или путем проведения переговоров.

 

Когда дело передано на рассмотрение и разрешение органа правосудия, первостепенную важность получает вопрос о том, какими правовыми нормами будет руководствоваться суд при принятии решения, как процессуальными так и материальными.

 

Очень популярным местом рассмотрения споров стал Лондон, в частности, Лондонская ассоциация морских арбитров (LMAA), а применимым правом –английское право. Так, задержки в грузовой обработке судов в портах влекут за собой имущественные споры по поводу наличия и размера демереджа (англ. demurrage), а также детеншена (detention). Такие споры обычно разрешаются именно по английскому праву за пределами Украины. Это же в большинстве случаев касается и различных происшествий и споров, затрагивающих права и имущественные интересы участников, в первую очередь, судовладельцев.

Автор: Артур Ницевич