24/7

Регулирование процедуры трансшипмента в Украине

5 ноября 2017 г.: ru 4 3 ноября 2017 г.: ru 3 31 октября 2017 г.: ru 2 всего: 76210.10.17

Одним из важнейших направлений международных грузовых перевозок являются контейнерные перевозки морским и речным транспортом.

Относительно небольшая стоимость перевозки, возможность транспортировки груза небольшими партиями сделали контейнерные перевозки популярным и востребованным видом перевозок на рынке транспортных услуг. В свою очередь, становление и развитие контейнерных перевозок и сопутствующих услуг стало стимулом для расширения торговых процессов по всему миру.      

При этом, говоря об упрощении логистических процессов и минимизации транспортных расходов, нельзя не упомянуть о процедуре транcшипмента, которая широко применяется в мировой практике при осуществлении контейнерных перевозок.

 

Понятие трансшипмента и преимущества его использования

В контейнерных перевозках трансшипмент – это особый режим перевалки контейнерных грузов и упрощенный порядок их таможенного оформления, в рамках которого контейнер, не покидая территорию порта, перегружается с одного судна на другое и уходит в другой порт.

На практике трнансшипмент может быть двух видов: внешний, когда после перевалки груза судно следует в порт выгрузки на территории иного государства, и внутренний (иными словами «трансшипмент в каботаже»), когда после перевалки груза судно следует в иной порт в пределах того же государства.

Основное преимущество процедуры трансшипмента состоит в сокращении сроков доставки грузов конечному получателю и разрешение проблемы дефицита логистических мощностей, что крайне актуально в период высокого сезона.

Однако все видимые преимущества внутреннего трансшипмента нивелируются при отсутствии должного регулирования и упрощения процедур таможенного оформления груза, перегружаемого в таком режиме.    

Несмотря на достаточно распространенное применение процедур трансшипмента в мировой практике, унифицированное регулирование данной процедуры, в особенности, процедур так называемого «внутреннего» трансшипмента, на международном уровне отсутствует, и каждое государство регулирует их посредством национального законодательства.

 

Правовое регулирование трансшипмента в разных юрисдикциях

В Индии для регулирования и разрешения вопросов трансшипмента создана специальная правительственная комиссия, которая разрабатывает рекомендации по упрощению таможенного оформления импортных контейнерных грузов, перегружаемых из портов-хабов на баржи для доставки во внутренние порты назначения. В частности, для облегчения процедур таможенного оформления грузов, перегружаемых в режиме трансшипмента, было предложено использование единого документа - Import cargo manifest.

Напротив, в Сингапуре трансшипмент контейнерных грузов без предоставления полного пакета документов в таможню разрешается только при условии их следования в прямом транзите (без наличия местного получателя).

В Шри-Ланке с целью оформления операций по трансшипменту предусмотрена выдача манифестов, содержащих номера контейнеров, наименование судна, которое их доставило в морской порт, а также судна, на которое осуществляется перегрузка. Такие документы служат основанием для таможенного оформления грузов.

В Украине законодательное определение понятия «трансшипмент» отсутствует. Вместе с тем, в разные периоды времени предпринимались попытки по урегулированию данного вопроса и реализации внутреннего траншипмента на практике.  

Так,  в письме Министерства доходов и сборов Украины от 21.05.2014 г. № 9029/6/99-99-24-01-09-15, содержащем комментарии к проекту Закона «Об особенностях осуществления обработки и оформления грузов в контейнерах, контейнеров и транспортных средств, которые их перевозят», указано, что предложенное проектом понятие «трансшипмент» полностью поглощается определением понятия «транзит», которое содержится в ст. 90 Таможенного кодекса Украины от 13.03.2012 г. № 4495-VI.

Подход, изложенный в указанном письме, отличается от общепринятой международной практики, согласно которой понятия «трансшипмент груза» и «транзит груза» различны.   Транзит груза – это более широкое понятие, которое включает в себя транспортировку груза из страны А в страну Б через страну С (проходной транзит) или транспортировку груза внутри одной страны (внутренний транзит), возможным элементом которого выступает трансшипмент, т.е. перегрузка груза.

 

Трансшипмент и таможенное регулирование

Согласно положениям Таможенного кодекса Украины, транзит - это таможенный режим, в соответствии с которым товары и/или транспортные средства коммерческого назначения перемещаются под таможенным контролем между двумя органами доходов и сборов Украины или в пределах зоны деятельности одного органа доходов и сборов без какого-либо использования этих товаров, без уплаты таможенных платежей и без применения средств нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности (ст. 90 ТК Украины).

Таможенный режим «транзит» применяется к товарам, которые перемещаются внутренним транзитом или каботажем от пункта ввоза (пропуска) на таможенную территорию Украины в орган доходов и сборов, расположенный на таможенной территории Украины (пп. «А» п. 2 ч. 2 ст. 91 ТК Украины).

В рамках применения таможенного режима «транзит» Таможенный кодекс Украины устанавливает правила для перегрузки (иными словами трансшипмента) товаров, которые перемещаются в таможенном режиме «транзит». 

Допускается перегрузка товаров, которые перемещаются в таможенном режиме транзит, с одного транспортного средства на другое - с разрешения органа доходов и сборов, в зоне деятельности которого происходит перегрузка. Для получения разрешения таможенных органов на перегрузку подается только товарно-транспортный документ на перевозку груза.  

Таким образом, осуществление внутреннего трансшипмента в Украине возможно и в определенной степени урегулировано на законодательном уровне, тем не менее,  есть практические сложности как в применении закона, так и в осуществлении оформления товара в таможенном режиме «транзит» с условием трансшипмента.      

 

Проблемные моменты регулирования трансшипмента и возможности их преодоления

Как мы отметили выше, основная идея трансшипмента – сокращение времени, необходимого для транспортировки товара внутрь страны. Применение данной процедуры оправдано при условии упрощения/сокращения сроков таможенных процедур в отношении всего объема груза, который перегружается на иное судно.  

Согласно положениям Таможенного кодекса Украины, для помещения товаров и/или транспортных средств коммерческого назначения в таможенный режим «транзит» лицо, на которое возлагается соблюдение требований таможенного режима, должно подать органу доходов и сборов таможенную декларацию (документ, который в соответствии со статьей 94 Таможенного кодекса используется вместо таможенной декларации), товарно-транспортный документ на перевозку и счет-фактуру (инвойс), или другой документ, который определяет стоимость товара (п. 1 ч. 4 ст. 92 ТК Украины).

Законом закреплено, что в случае транзита в пределах одного пункта пропуска или для декларирования товаров, не являющихся подакцизными, в зависимости от вида транспорта вместо таможенной декларации может использоваться авиационная грузовая накладная (Air Waybill) или коносамент (Bill of Lading) (ч. 1 и 2 ст. 94 ТК Украины).

Аналогичные положения предусмотрены Приказом Министерства финансов Украины № 1066 от 09.10.2012 г. «Об утверждении Порядка выполнения таможенных формальностей при осуществлении транзитных перемещений».

После осуществления таможенных формальностей должностное лицо таможни отправления на экземплярах товаросопроводительных документов, авиационной накладной (Air Waybill) или коносамента (Bill of Lading) проставляет в установленном порядке оттиски соответствующих таможенных обеспечений. При этом оттиск личной номерной печати на коносаменте (Bill of Lading) является разрешением на отправку товаров (пункт 8.4 Приказа № 1066).

Согласно ч. 1 ст. 99 ТК Украины погрузка на суда товаров, которые перевозятся каботажем, и их выгрузка осуществляются в морских (речных) портах по месту размещения органов доходов и сборов.

Ч. 1 ст. 100 ТК Украины предусматривает, что для каботажной перевозки товаров органу доходов и сборов подается документ, который содержит перечень товаров, предназначенных для такой перевозки, сведения о судне, которое будет осуществлять перевозку, а также название украинского порта или портов, где должна осуществляться выгрузка указанных товаров. Этот документ после выполнения таможенных формальностей является основанием для осуществления одной каботажной перевозки указанных в нем товаров. При выгрузке товаров в пункте назначения органу доходов и сборов подается перечень товаров, которые подлежат выгрузке в этом пункте.

Согласно ч. 3 ст. 194 ТК Украины, если по условиям перевозки таможенное оформление товаров в полном объеме осуществляется не в месте пересечения таможенной границы, а перевозка осуществляется со сменой транспортного средства в пункте пропуска через государственную границу Украины, органу доходов и сборов в пункте пропуска через государственную границу Украины подаются транспортные, коммерческие и иные сопроводительные документы, содержащие сведения о товаре, достаточные для их идентификации и необходимые для принятия решения о возможности их пропуска через таможенную границу Украины.

Таким образом, при транзите товара и использовании трансшипмента для целей декларирования товаров (выполнения таможенных формальностей) и в качестве документа контроля, украинское законодательство позволяет использовать транспортные и коммерческие документы, в частности, коносамент и счет фактуру, которые предоставляются в таможенные органы в пункте пропуска через государственную границу Украины.

Значит, следуя букве закона, при прибытии груза в один из украинских портов и перегрузке на другое судно для каботажной перевозки в рамках выполнения таможенных формальностей в таможенные органы подается минимальный пакет документов на весь объем прибывшего груз. 

Вместе с тем, системный анализ нормативных актов, которые регулируют этот процесс, выявляет определенные противоречия и коллизии. Помимо противоречий юридического характера, есть еще препятствия, связанные с отсутствием у таможенных органов должного технического обеспечения, необходимого для оформления и реализации процедур.

Согласно Приказу № 1066, для осуществления контроля за перемещением товара транзитом, наряду с бумажной версией документа контроля (к примеру, коносамента) должны подаваться электронные сведения, которые в автоматическом режиме должны быть поставлены на контроль в соответствующем программно-информационном комплексе.

К сожалению, на сегодняшний день единая автоматизированная информационная система не функционирует должным образом. Еще одним практическим препятствием на пути воплощения в жизнь упрощенной процедуры таможенного оформления и контроля грузов, перемещаемых в каботаже с реализацией трансшипмента, являются Технологические схемы украинских портов, в которых механизмы таких процессов описаны либо недостаточно четко, либо отсутствуют в принципе. 

 

В качестве заключения отметим: законодательная база реализации упрощенных таможенных процедур уже заложена. Для того чтобы заложенные основы работали на практике, необходимо несколько условий: устранение существующих коллизий, более четкая и подробная регламентация процедур, разработка соответствующих технологических схем и доработка технического обеспечения. При выполнении этих условий - через комплекс понятных на сегодня законодательно-административных мер, которые могут быть предприняты, появится реальная возможность осуществлять «внутренний» трансшипмент на практике - а, соответственно, новые опции для бизнеса и очевидная выгода для государства. 

 

Опубликовано в журнале "Порты Украины"

Авторы: