24/7

Своды обычаев и аресты судов: что нового в законе о ВВТ

23 мая 2020 г.: ru 7 22 мая 2020 г.: ru 6 24 мая 2020 г.: ru 2 всего: 27622.05.20

Верховной Радой Украины в первом чтении принят законопроект «О внутреннем водном транспорте» № 1182-1-д от 17.01.2020. 

Особый интерес к данному законопроекту вызван тем, что впервые на законодательном уровне введены необходимые термины, а также определены условия доступа к внутренним водным путям. Однако, в законе заложены и имущественные риски и дополнительные расходы на операторов речных терминалов.

Касательно введения новых определений (терминов) законодателем предлагается дать определение:

Эксплуатирующей организации (по аналогии: портовый оператор, стивидорная компания), которой выступает субъект хозяйствования, осуществляющий эксплуатацию гидротехнического сооружения, независимо от того, является ли он владельцем такого сооружения, или эксплуатирует ее на других законных основаниях; 

Операционной акватории причальных сооружений, что представляет собой гидротехническое сооружение (комплекс сооружений), непосредственно примыкающих к причальным сооружениям, предназначенное для безопасного подхода судов к причальным сооружениям и отхода от причальных сооружений, маневрирования судов при осуществлении швартовых операций, маневрирования судов между причальными сооружениями, а также для стоянки судов;

Также предлагается императивное обязательство обеспечить паспортизацию операционной акватории причальной сооружения и подходного канала к ней в соответствии с законодательством, а также поддержание их гарантированных габаритов путем проведения соответствующих дорожных работ эксплуатирующей организацией. Таким образом, государство из своей затратной части эти обязательства выводит.

Речного порта (терминала), которым предлагается считать субъекта хозяйствования любой формы собственности, который на законных основаниях использует объекты инфраструктуры внутреннего водного транспорта для стоянки и обслуживания на внутренних водных путях судов с максимальной осадкой не более 4,5 метров, обслуживания пассажиров, проведения грузовых операций, а также других связанных с этим видов хозяйственной деятельности;

Территории речного порта (терминала), что представляет из себя земельные участки (их части) на землях внутреннего водного транспорта, а также искусственно созданные (намытые, насыпанные, созданные с применением других гидротехнических технологий) земельные участки, используемые речным портом (терминалом) и другими субъектами хозяйствования на законных основаниях для стоянки и обслуживания судов, посадки, высадки и обслуживания пассажиров, проведения грузовых операций, транспортных и экспедиционных работ, а также других связанных с этим видов хозяйственной деятельности.

По второму пункту относительно условий доступа к внутренним водным путям законопроектом предусмотрено, что использование внутренних водных путей для плавания и стоянки судов является бесплатным. Кроме того, подъем, поворот, раскрытие пролетных строений судоходных разводящих пролетов мостов на внутренних водных путях для прохождения судов или плавучих объектов предлагается осуществлять бесплатно, за счет владельцев таких мостов (например, АО «Укрзализныця»).

В то же время закреплено, что хозяйственная деятельность по перевозке пассажиров и грузов по внутренним водным путям подлежит лицензированию.

Предусматривается, что лоцманская проводка осуществляется речными лоцманами. Услуги по лоцманской проводке должны предоставляться государственной лоцманской организацией всем судам, в том числе иностранным. С судов, пользующихся услугами речных лоцманов, будет взиматься лоцманский сбор. В этом контексте обращаем внимание на позицию Антимонопольного комитета Украины, который критически высказался на счет формирования государственной монополии в секторе лоцманских услуг по внутренним водным путям. Возможно, эта норма будет пересмотрена в последующем.

Специалисты Interlegal, со своей стороны, поддерживают такой комментарий государственного регулятора.  

По третьему пункту относительно имущественных рисков и дополнительных расходов операторов терминалов (эксплуатирующих организаций).

Одним из обязательств речного терминала (эксплуатирующей организации) будет разработка, издание и публикация на своем сайте информации о вхождении судов в портовые акватории и операционные акватории причальных сооружений. Как мы видим, эксплуатирующая организация должна будет разработать свой собственный и уникальный Свод обычаев и правил.

На эксплуатирующую организацию возлагается обеспечение безопасности судоходства на их территории, причальных сооружениях и в операционной акватории. Эксплуатирующая организация разрабатывает, внедряет и поддерживает систему управления безопасностью судоходства.

Таким образом, разработанный и утвержденный со стороны речного терминала (эксплуатирующей организации) «свод обычаев» имеет несколько важных задач:
- информационную: в полном объёме (согласно международной практике и сложившемся обычаям) информировать сторону, осуществляющую судозаход, о всех особенностях осуществления судозахода в рамках операционной акватории речного терминала;
- юридическую: в полном объёме, сохраняя паритет интересов, обезопасить эксплуатирующую организацию (её должностных лиц) от возможных негативных последствий деятельности контрагентов на территории операционной акватории речного терминала.

В дополнение отмечаем, что в речном порту возможно будет арестовать судно для обеспечения требований, возникающих из права собственности и других имущественных прав на судно, строительства судна, управления, эксплуатации или коммерческого использования судна, залога судна или осуществления мероприятий, связанных с его спасением.

В таком подходе определения ареста мы замечаем желание законодателя приблизиться к понятию «морского требования», что в целом и получилось, однако необходимо учитывать ряд особенностей.

Исходя из вышеуказанных нововведений, юристы Interlegal, обладая необходимым уровнем экспертизы, предлагает помощь:

- в процессе обеспечения паспортизации операционной акватории причального сооружения и подходного канала к ней для эксплуатирующей организации; 

- в разработка «свода обычаев и правил» о вхождении судов в портовые акватории и операционные акватории причальных сооружений, обеспечивающий необходимые права и гарантии оператору речного терминала.

 

Автор: