24/7

Вопросы перевозки проектных грузов

14 марта 2017 г.: ru 4 9 марта 2017 г.: ru 3 28 марта 2017 г.: ru 3 всего: 51322.07.15

Термин «проектный груз» часто применяется в отношении внутренних или международных перевозок очень больших, тяжелых, дорогих или опасных грузов. При перевозке таких грузов, как правило, проводится разборка оборудования перед отправкой и повторная сборка после доставки, поскольку предметом перевозки зачастую бывает сложное оборудование, предназначенное для монтажа на строительстве или реновации уже существующих объектов.

ДОГОВОРНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РИСКОВ

В мае 2009 года был учреждён Международный Совет перевозчиков проектных и тяжеловесных грузов (International Council of Heavy Lift and Project Cargo Carriers) с целью создания форума по обмену идеями в решении отраслевых проблем, с которыми сталкиваются перевозчики проектных и тяжеловесных грузов. При этом многие участники этой специализированной отрасли перевозок пришли к выводу, что на рынке технические и операционные вопросы, а также вопросы безопасности не всегда понимаются единообразно.

Помимо практических рекомендаций, связанных с перевозкой тяжеловесных грузов, эта отрасль также должна соответствовать разнообразным договорным требованиям. В целях поддержки участников рынка при заключении чартеров на перевозку тяжеловесных грузов морем, а также определения подходящих условий регулирования договоров перевозки, БИМКО (Балтийский и международный морской комитет) разработал две формы чартеров на перевозку тяжеловесных грузов (оба относятся к специальным рейсовым чартерам, предназначенным для оформления перевозок тяжеловесных грузов). Однако в их применении имеются существенные отличия.

ГААГСКИЕ/ГААГСКО-ВИСБИЙСКИЕ ПРАВИЛА. Основное различие заключается в режиме ответственности, а также в том, предусмотрены ли в этой форме договоренности Гаагские/Гаагско-Висбийские правила. В договоре перевозки каждая сторона такого договора может нести ответственность за свой персонал и свое имущество, не предъявляя претензий к другой стороне, независимо от вины. Тем не менее, Гаагские/Гаагско-Висбийские правила обязывают перевозчика надлежащим образом предоставить судно, пригодное к плаванию, а также доставить груз в целости и сохранности. А эти правила ведь имеют императивный характер.

ФОРМА HEAVYCON 2007. Форма HEAVYCON 2007, разработанная БИМКО, представляет собой переизданную версию формы 1985 года, к которой прилагается своя форма коносамента. В ней предусмотрены договоренности «об ударе за удар», применяющиеся к судам, предназначенным для перевозки сверхтяжелых грузов, которые почти всегда размещаются на палубе и, как правило, являются грузами, определенными индивидуальными признаками. Условия HEAVYCON 2007 охватывают самые разнообразные способы погрузки, а также применяются как к одному, так и к нескольким портам погрузки/выгрузки.

Форма HEAVYCON также используется на рынке перевозки грузов средних размеров, но в ограниченных пределах. Отчасти причиной является то, что условия договоренности «об ударе за удар» считаются неподходящими для отрасли перевозки грузов средних размеров, где часто половина груза размещается на палубе, а другая половина – в подпалубном помещении. Для такого вида груза больше подходят Гаагские/Гаагско-Висбийские правила. Для этого была и разработана форма HEAVYLIFTVOY.

ФОРМА HEAVYLIFTVOY.  Форма HEAVYLIFTVOY была разработана БИМКО в начале 2007 года на основании букинг-ноты CONLINEBOOKING с целью создания проформы договора фрахтования на перевозку тяжеловесных грузов. Таким образом, ее условия охватывают не только перевозку грузов линейными судами. Это, скорее, специальный рейсовый чартер, нежели обычная букинг-нота.

Форма HEAVYLIFTVOY действует с учетом Гаагских/Гаагско-Висбийских правил и подходит для перевозки грузов, размещаемых как на палубе, так и в подпалубном помещении. К ней прилагается стандартная форма коносамента. Среди положений формы HEAVYLIFTVOY следует выделить стандарты перевозки груза в соответствии с его пригодностью, правила маркировки и поднятия груза (указание точек подъема, центров тяжести). Также предусмотрено положение для перевозчика, согласно которому он вправе требовать предъявление чертежей транспортных средств для определения нужных габаритов.

На сайте БИМКО можно найти образцы этих проформ.

ВЫДАЧА КОНОСАМЕНТОВ. Несмотря на то, что к формам HEAVYCON и HEAVYLIFTVOY прилагаются свои коносаменты, все же могут возникнуть некоторые вопросы.

Например, форма HEAVYLIFTVOY предусматривает использование различных форм коносаментов, а также содержит стандартное положение о защите прав перевозчика в случае выдачи других, более обременительных коносаментов, чем HEAVYVOYBILL.

Кроме того, если к коносаменту применяются Гаагские/Гаагско-Висбийские правила, в случае повреждения перевозимого груза перевозчик может оспорить ограничения по упаковке груза. В случае перевозки единичного или целостного груза сумма возмещаемых убытков может зависеть от того, описан ли груз в коносаменте как одна упаковочная единица или указан его вес.

СНИЖЕНИЕ РИСКОВ. P&I клубы и сюрвейерские компании разработали ряд рекомендаций с целью снижения рисков судовладельца, который заключил чартер на перевозку проектных грузов.

В частности, рекомендуется:

1. Прежде чем приступать к перевозке тяжеловесных грузов, судовладельцы должны пересмотреть свои системы контроля безопасности и провести оценку рисков.

2. Необходимо тщательно разработать операции по подъему тяжеловесных грузов. Подробный план составляется представителем грузоотправителя и сюрвейером перевозчика при участии представителя терминала.

3. Очень важным является предоставление подробной информации о грузе, в том числе его описания, веса брутто и основных размеров, а также чертежей. В случае необходимости, важная информация (например: вес брутто, центр тяжести) маркируется отдельно на каждой единице груза, так, чтобы эти данные могли различить члены экипажа и стивидоры. Необходимо также провести тщательную подготовку операций в портах погрузки и выгрузки.

4. Изучение деталей рейса, прогноза погоды и возможных наихудших условий, необходимо для того, чтобы обеспечить безопасные условия перевозки на протяжении всего рейса.

5. Проверка крепежного материала предполагает ответ на вопросы: имеет ли он достаточную прочность и подходящую конструкцию для крепления перевозимого груза. Также следует предупредить экипаж о необходимости приостановить подъемные операции в случае угрозы безопасности при выполнении работ.

6. Проведение проверки судового погрузочного оборудования, в том числе и кранов на борту судов, а также пространства для размещения грузов – это обязательное правило. Возможно, понадобится консультация с классификационным обществом и органами государства флага судна, в частности, в случае, когда обнаруживается потребность в модификации судна. Руководства по креплению груза и Кодекс ИМО безопасной практики размещения и крепления груза учитываются в обязательном порядке. Если судно осуществляет регулярные перевозки тяжеловесных грузов, желательно составить перечень контрольных операций по погрузке и выгрузке таких грузов. Данный перечень может быть включен в Руководство по креплению груза.

7. Наконец, необходимо обеспечить проведение погрузки и выгрузки тяжеловесного груза только в дневное время и в хорошую погоду, с целью снижения рисков, которые могут возникнуть во время операций, проводимых в ночное время. Для этого достаточно изложить соответствующие условия в чартере.

ДРУГИЕ ТИПЫ  ПРОЕКТНЫХ ГРУЗОВ И РИСКОВ, СВЯЗАННЫХ С ИХ ПЕРЕВОЗКОЙ

Как мы уже упоминали, проектными грузами также считаются грузы, необычно большого размера или необычной формы, высокой стоимости и опасные грузы.

НЕГАБАРИТНЫЕ ГРУЗЫ. Грузы больших размеров и необычной формы называются негабаритными. Негабаритные грузы – это грузы, которые не помещаются в стандартные контейнеры, и габариты которых намного превышают габариты стандартных транспортных средств. Подобные грузы чаще всего перевозятся при участии автомобильного транспорта, а также водного, в особенности, морского транспорта. Иногда перевозка подобных грузов по железной дороге сопровождается созданием специального подвижного состава, приспособленного для их перевозки. Так, для создания Большого бинокулярного телескопа (LBT) на горе Маунт-Грэхем (высота 3200 м) в юго-восточной части Аризоны (США) потребовалась перевозка двух монолитных зеркал. При диаметре 8,4 м масса каждого зеркала — лишь 16 т, поэтому при их перевозке в горную обсерваторию главной проблемой был не вес, а размер. Причем стоимость груза оказалась сравнительно скромной — около USD 88 млн. Перевозка подобных грузов сопряжена со значительными усилиями при подготовке к транспортной операции, а также с тщательным проведением такой операции. Для перевозки негабаритных грузов, как правило, разрабатывается особая логистическая схема, которая включает в себя получение разрешений на следование груза по определенным территориям, обеспечение специального сопровождения и т.п. мерами обеспечения безопасной и сохранной перевозки. Перевозка и последующая установка негабаритного оборудования часто выполняется воздушным транспортом, в частности, грузовыми вертолетами, причем подобная логистическая операция может оформляться не с помощью договора перевозки, а посредством подрядного договора.

Что же касается, собственно, перевозки проектных грузов, то она часто требует взаимодействия нескольких видов транспорта, а также руководства всей логистической операцией из одного центра, что означает оформление такой перевозки как прямой смешанной (мультимодальной) по единому транспортному документу. Таким документом может быть сквозной коносамент ФИАТА или собственный коносамент, который может издать организатор такой перевозки – логистическая компания, оператор смешанной перевозки

Особенно важную роль при подобного рода перевозках играет морской транспорт. А при трансокеанских перевозках без него вообще не обойтись. При организации таких перевозок грузовладелец может заключить договор перевозки не с перевозчиком в собственном смысле, а с экспедитором – оператором смешанной перевозки, хотя многие крупные перевозчики, например, «Maersk», создают специализированные подразделения или даже самостоятельные юридические лица для организации сложных транспортных операций. Перевозчик «Maersk» в этом отношении интересен тем, что является крупнейшим судовладельцем, располагает специальным оборудованием, квалифицированным персоналом и разветвленной сетью представительств, филиалов, других обособленных подразделений  для выполнения сложных логистических операций.

ОПАСНЫЕ И ОСОБО ЦЕННЫЕ ГРУЗЫ. Перевозку опасных грузов тоже можно отнести к категории проектных перевозок. Разумеется, перевозки опасных грузов – это тема для отдельного исследования. Однако уже здесь можно отметить сложности в правовом регулировании и практической организации таких перевозок. Риски, связанные с перевозкой опасных грузов, весьма высоки, что и определяет возможность классификации такого рода перевозки в качестве проектной. Эти риски связаны, как правило, с:

- неверной идентификацией и/или неадекватной оценкой степени опасности груза;

- ошибкой и/или неточностью в перевозочных документах;

- недостоверной и/или неточной информацией, которая передается между грузоотправителем, экспедитором, грузополучателем и иными лицами, участвующими в перевозке и несущими ответственность за документирование, упаковку и обработку опасных грузов;

- необеспечением безопасности и эффективности перевозки (неверная и/или ненадлежащая упаковка, маркировка, стафировка/укладка);

- ошибкой или халатностью в действиях лиц, которые непосредственно осуществляют стафировку/укладку груза и его перевозку.

Повышенного внимания требуют международные перевозки вообще, а международные перевозки опасных грузов – в особенности. Залогом их успеха является строгое соблюдение Правил перевозки опасных грузов, Рекомендаций ООН и других международных соглашений. Ситуация с перевозкой опасных грузов в Украине осложняется тем, что отсутствует компетентный орган, который проводит классификацию опасных грузов. В связи с этим, грузовладельцы и экспедиторы вынуждены самостоятельно определять степень опасности груза. Зачастую они неправильно определяют степень опасности груза или вовсе не относят груз к опасному, следовательно, создают опасность уже до начала перевозки как таковой.

Особо ценные грузы, то есть дорогостоящие грузы, требуют особого подхода к осуществлению их перевозки. Главная особенность и проблема перевозок особо ценных грузов заключается в том, что необходимо обеспечить их надежную охрану для безопасной транспортировки.

Выводы

Богатый опыт правового сопровождения проектных перевозок грузов позволяет нам сделать некоторые обобщения. Проектная перевозка груза – это перевозка груза, при которой требуется повышенное внимание к организации и выполнению процесса транспортировки, нарушение которого грозит значительными по размеру и последствиям убытками, возможно непоправимого характера.

Авторы: