Временный ввоз яхт в ЕС
Яхтинг, как популярный, привлекательный и зачастую международный вид отдыха и спорта, бывает сопряжен с рядом формальностей, которые возникают перед яхтсменами во время навигации, например, необходимостью таможенного оформления иностранной прогулочной яхты в пункте пропуска при пересечении границы того или иного государства.
Наиболее популярным и оптимальным способом временного декларирования иностранной прогулочной яхты является помещение ее в таможенный режим временного ввоза (temporary importation — в ЕС; открытие trans log — в Турции), условия которого позволяют свободно эксплуатировать иностранную яхту в личных целях на территории той или иной страны.
Нормы в отношении временного ввоза товаров и транспортных средств, в том числе и яхт, унифицированы и закреплены в Конвенции о временном ввозе (г. Стамбул, 1990 г.), к которой присоединились как Украина, так и страны ЕС.
Условия таможенного режима временного ввоза предоставляют довольно много преференций для владельцев яхт, в частности, таможенный режим временного ввоза, обычно, предполагает полное или частичное освобождение судовладельца от уплаты налогов и таможенных сборов при декларировании яхты.
Не секрет, что временный ввоз иностранных яхт в Украину всегда был и остается довольно сложным процессом для владельцев яхт, а требования местных таможенных органов далеко не всегда соответствовали, а во многих случаях и прямо противоречили международным нормам.
Например, вступивший в силу 26.06.2015 г. Приказ Министерства финансов Украины от 10.03.2015 г. № 308 «Об утверждении порядка выполнения таможенных формальностей на морском и речном транспорте» закрепляет, что иностранные прогулочные яхты, собственниками которых являются юридические лица (резиденты или нерезиденты), подлежат таможенному оформлению в порядке, предусмотренном для судов заграничного плавания. Данная норма Приказа противоречит Конвенции о временно ввозе (г. Стамбул, 1990 г.), а Украина рискует полностью потерять свою международную туристическую привлекательность для яхтсменов, так как новые правила делают невозможным навигацию и базирование иностранных яхт в Украине.
Особенности временного ввоза иностранных прогулочных яхт на территорию ЕС
В данной статье мы рассмотрим особенности временного ввоза иностранных прогулочных яхт на таможенную территорию Европейского Союза (далее — «ЕС»).
В соответствии с законодательством ЕС режим временного ввоза (temporary importation) является одним из таможенных режимов, при помещении в который, яхты могут эксплуатироваться на территории ЕС без уплаты налогов и НДС. При этом должны соблюдаться определённые правила и яхта обязательно должна покинуть ЕС в том же состоянии, в котором она находилась при ее ввозе в ЕС.
Особенности временного ввоза яхт для нерезидентов ЕС
Яхты, зарегистрированные вне ЕС и принадлежащие нерезидентам ЕС, могут временно находиться на таможенной территории ЕС, которая также включает территориальные воды ЕС, и свободно эксплуатироваться в ЕС в личных целях без уплаты таможенных сборов и НДС.
Отметим, что европейское право, в отличие от украинского, не противоречит международной Конвенции о временном ввозе (г. Стамбул, 1990 г.), а именно: в ЕС не имеет значения, кто является собственником яхты — физическое или юридическое лицо. Преференции режима временного ввоза действуют одинаково для всех, главное, чтобы собственник был нерезидентом ЕС.
Использование яхт, оформленных в режиме временного ввоза, ограничено по времени. Общий срок временного ввоза — 18 месяцев.
Когда срок временного ввоза заканчивается, яхта должна покинуть таможенную территорию ЕС.
Если яхта не покинет таможенную территорию ЕС, то после окончания срока временного ввоза необходимо будет оплатить таможенные пошлины и НДС.
Каким образом яхта может быть помещена в режим временного ввоза?
По общему правилу достаточно просто пересечь таможенную границу ЕС.
Тем не менее, к декларанту могут быть предъявлены дополнительные требования придерживаться определённого маршрута и/или предоставить таможенную декларацию. Также таможенные органы могут требовать внесение финансовой гарантии/залога для возможного покрытия таможенных пошлин и НДС в случае, если яхта своевременно не покинет таможенную территорию ЕС.
Как долго яхта может находиться в пределах ЕС?
Общий срок нахождения яхты в ЕС в режиме временного ввоза — 18 месяцев. Данное правило касается яхт, которые находятся в эксплуатации. Если же яхта поставлена на прикол, то период, когда она не используется, можно не учитывать в общий срок нахождения яхты во временном ввозе. Тем не менее, с учетом такой «заморозки», общий период нахождения яхты на таможенной территории ЕС не может превышать 24 месяцев.
Количество судозаходов яхты в ЕС в режиме временного ввоза не ограничено. Таким образом, после выхода яхты за пределы ЕС и последующего возвращения обратно в ЕС, срок временного ввоза возобновляется. Минимальный период, в течение которого яхта должна находиться за пределами ЕС, чтобы она вновь могла вернуться в режиме временного ввоза, не установлен.
Отметим, что государства-члены ЕС могут устанавливать локальные дополнительные требования в отношении таможенного декларирования. И последний пункт, о котором напоминает наш партнер по аренде яхт, компания Sailica, это временный выезд владельца с территории ЕС без судна, которое находится под таможенным режимом временного ввоза. В подобных случаях, собственник яхты должен заранее сообщить об отъезде в таможенные органы. Возможно, будет необходимо поместить лодку под другой таможенный режим страны.
Очевидно, что условия временного ввоза яхт в ЕС довольно просты, удобны и выгодны для яхтсменов, желающих путешествовать по Европе. Режим временного ввоза позволяет эксплуатировать и хранить яхту на таможенной территории ЕС в течение определённого времени без уплаты таможенных пошлин и НДС, что позволяет сэкономить довольно приличную сумму денег в случае большой стоимости яхты.
Надеемся, что международные нормы в отношении временного ввоза и «здоровая» практика таможенного оформления в скором времени заработают и в Украине, что вернет нашей стране туристическую привлекательность, которой Украина, несомненно, обладает.
А пока — все в ЕС, Турцию, Черногорию и на Карибы!
Опубликовано в журнале «Фарватер».
Готуєтесь вирушити у бурхливе море чартерного бізнесу? З перших хвилин цієї подорожі на вас чекає купа цікавих викликів: ? &nbs...
- Звіт Паризького Меморандуму за 2022 рік2023.07.05
14 червня 2023 року було опубліковано новий звіт Паризького Меморандуму за 2022 рік (також відомого як “Paris MOU”), який набув чиннос...
Наші клієнти все частіше замислюються над тим, як зробити так, аби яхта приносила прибуток? Варіантів багато, але...
Головна передумова виникнення та виконання угод купівлі-продажу яхт – це знаходження покупця чи яхти бажаних характеристик. Це зав...
- СТРАХУВАННЯ ЯХТ ПО-АНГЛІЙСЬКІ2022.10.31
Страхування яхти – практична потреба у житті кожного яхтсмена. Цілком природним є бажання власників захистити таке дороге майно від різн...
Планування місця зимівлі яхти слід розпочинати заздалегідь. Одним з популярних напрямків серед яхтсменів для зазначеної мети є Греція. О...
- Купівля яхти у складчину2022.08.30
Немає нічого прекраснішого, ніж прогулянка на власній яхті в оточенні рідних та близьких людей. Це багато емоцій, яскраві враження, чудо...
Яхтинг. Скільки яскравих емоцій та пригод в одному слові. Будь-яка людина, яка любить море й вітер, сповнена авантюризму швидко зал...
1 июля 2022 года на официальном сайте Парижского Меморандума (англ. – «Paris MOU»), был опубликован отчет за 2021 год. В Отчете Парижско...
Как известно, личность моряка подтверждается специальным удостоверением, которое позволяет проходить формальности при пересечении границ...