24/7

Временный ввоз яхт в ЕС

18 февраля 2017 г.: ru 2 16 апреля 2017 г.: ru 2 9 мая 2017 г.: ru 2 всего: 111324.07.15

Яхтинг, как популярный, привлекательный и зачастую международный вид отдыха и спорта, бывает сопряжен с рядом формальностей, которые возникают перед яхтсменами во время навигации, например, необходимостью таможенного оформления иностранной прогулочной яхты в пункте пропуска при пересечении границы того или иного государства.

Юридическая фирма Interlegal c 2004 года оказывает клиентам полный спектр консалтинговых и технических услуг в сфере яхтинга. Наши услуги

Наиболее популярным и оптимальным способом временного декларирования иностранной прогулочной яхты является помещение ее в таможенный режим временного ввоза (temporary importation — в ЕС; открытие trans log — в Турции), условия которого позволяют свободно эксплуатировать иностранную яхту в личных целях на территории той или иной страны.

Нормы в отношении временного ввоза товаров и транспортных средств, в том числе и яхт, унифицированы и закреплены в Конвенции о временном ввозе (г. Стамбул, 1990 г.), к которой присоединились как Украина, так и страны ЕС.

Условия таможенного режима временного ввоза предоставляют довольно много преференций для владельцев яхт, в частности, таможенный режим временного ввоза, обычно, предполагает полное или частичное освобождение судовладельца от уплаты налогов и таможенных сборов при декларировании яхты.

Не секрет, что временный ввоз иностранных яхт в Украину всегда был и остается довольно сложным процессом для владельцев яхт, а требования местных таможенных органов далеко не всегда соответствовали, а во многих случаях и прямо противоречили международным нормам.

Например, вступивший в силу 26.06.2015 г. Приказ Министерства финансов Украины от 10.03.2015 г. № 308 «Об утверждении порядка выполнения таможенных формальностей на морском и речном транспорте» закрепляет, что иностранные прогулочные яхты, собственниками которых являются юридические лица (резиденты или нерезиденты), подлежат таможенному оформлению в порядке, предусмотренном для судов заграничного плавания. Данная норма Приказа противоречит Конвенции о временно ввозе (г. Стамбул, 1990 г.), а Украина рискует полностью потерять свою международную туристическую привлекательность для яхтсменов, так как новые правила делают невозможным навигацию и базирование иностранных яхт в Украине.

Особенности временного ввоза иностранных прогулочных яхт на территорию ЕС

В данной статье мы рассмотрим особенности временного ввоза иностранных прогулочных яхт на таможенную территорию Европейского Союза (далее — «ЕС»).

В соответствии с законодательством ЕС режим временного ввоза (temporary importation) является одним из таможенных режимов, при помещении в который, яхты могут эксплуатироваться на территории ЕС без уплаты налогов и НДС. При этом должны соблюдаться определённые правила и яхта обязательно должна покинуть ЕС в том же состоянии, в котором она находилась при ее ввозе в ЕС.

Особенности временного ввоза яхт для нерезидентов ЕС

Яхты, зарегистрированные вне ЕС и принадлежащие нерезидентам ЕС, могут временно находиться на таможенной территории ЕС, которая также включает территориальные воды ЕС, и свободно эксплуатироваться в ЕС в личных целях без уплаты таможенных сборов и НДС.

Отметим, что европейское право, в отличие от украинского, не противоречит международной Конвенции о временном ввозе (г. Стамбул, 1990 г.), а именно: в ЕС не имеет значения, кто является собственником яхты — физическое или юридическое лицо. Преференции режима временного ввоза действуют одинаково для всех, главное, чтобы собственник был нерезидентом ЕС.

Использование яхт, оформленных в режиме временного ввоза, ограничено по времени. Общий срок временного ввоза — 18 месяцев.
Когда срок временного ввоза заканчивается, яхта должна покинуть таможенную территорию ЕС.

Если яхта не покинет таможенную территорию ЕС, то после окончания срока временного ввоза необходимо будет оплатить таможенные пошлины и НДС.

Каким образом яхта может быть помещена в режим временного ввоза?

По общему правилу достаточно просто пересечь таможенную границу ЕС.

Тем не менее, к декларанту могут быть предъявлены дополнительные требования придерживаться определённого маршрута и/или предоставить таможенную декларацию. Также таможенные органы могут требовать внесение финансовой гарантии/залога для возможного покрытия таможенных пошлин и НДС в случае, если яхта своевременно не покинет таможенную территорию ЕС.

Как долго яхта может находиться в пределах ЕС?

Общий срок нахождения яхты в ЕС в режиме временного ввоза — 18 месяцев. Данное правило касается яхт, которые находятся в эксплуатации. Если же яхта поставлена на прикол, то период, когда она не используется, можно не учитывать в общий срок нахождения яхты во временном ввозе. Тем не менее, с учетом такой «заморозки», общий период нахождения яхты на таможенной территории ЕС не может превышать 24 месяцев.

Количество судозаходов яхты в ЕС в режиме временного ввоза не ограничено. Таким образом, после выхода яхты за пределы ЕС и последующего возвращения обратно в ЕС, срок временного ввоза возобновляется. Минимальный период, в течение которого яхта должна находиться за пределами ЕС, чтобы она вновь могла вернуться в режиме временного ввоза, не установлен.

Отметим, что государства-члены ЕС могут устанавливать локальные дополнительные требования в отношении таможенного декларирования. И последний пункт, о котором напоминает наш партнер по аренде яхт, компания Sailica, это временный выезд владельца с территории ЕС без судна, которое находится под таможенным режимом временного ввоза. В подобных случаях, собственник яхты должен заранее сообщить об отъезде в таможенные органы. Возможно, будет необходимо поместить лодку под другой таможенный режим страны.

Очевидно, что условия временного ввоза яхт в ЕС довольно просты, удобны и выгодны для яхтсменов, желающих путешествовать по Европе. Режим временного ввоза позволяет эксплуатировать и хранить яхту на таможенной территории ЕС в течение определённого времени без уплаты таможенных пошлин и НДС, что позволяет сэкономить довольно приличную сумму денег в случае большой стоимости яхты.

Надеемся, что международные нормы в отношении временного ввоза и «здоровая» практика таможенного оформления в скором времени заработают и в Украине, что вернет нашей стране туристическую привлекательность, которой Украина, несомненно, обладает.

А пока — все в ЕС, Турцию, Черногорию и на Карибы!

Опубликовано в журнале «Фарватер».

Авторы: