24/7

Я же перевалил, или Как взыскать убытки по договору перевалки

25 февраля : ru 7 26 февраля : ru 6 1 марта : ru 3 всего: 3925.02.21

Пандемия и карантинные ограничения обрушили и почти остановили несколько отраслей украинской экономики. Многие украинские компании заморозили инвестиции и производственно-сбытовые цепочки. Однако товары по-прежнему нуждаются и в производстве, и в перевозке. Если же продукцию вывозят за пределы страны-производителя, то возникает потребность в перевалке груза.

Перевалка груза (буквально его перегруз), например, с одного транспорта на другой — процесс, в котором от качества и оперативности предоставления услуги зависит все: сохранность груза, соблюдение условий договора перевозки (фрахтования), репутация перевозчика, спокойствие получателя.

Согласно данным Администрации морских портов Украины, в 2020 г. перевалка — одна из немногих сфер, которая показала прирост, а не падение, в связи с чем считаем необходимым уделить ей особое внимание.
Договор перевалки груза

Условия перевалки грузов фиксируются в договоре перевалки, который заключается между портовым оператором или оператором терминала и заказчиком. По своей сути перевалка включает в себя комплекс из множества услуг, а именно:

- приемка и выгрузка грузов из железнодорожных вагонов/автомобилей/барж;
- взвешивание груза;
- лабораторный анализ для определения качества груза с выдачей сертификата качества;
- поставка/вывоз железнодорожных вагонов;
- хранение грузов;
- отгрузка и штивка груза на судне;
- экспедирование груза.

Учитывая сложность и комплексный характер договора перевалки, важно правильно прописать все существенные условия договора.
Как показывает наша практика, наибольшее количество споров между терминалом и заказчиком возникает в связи с количеством и качеством товара.
Таким образом, особое внимание необходимо уделить положениям, которые касаются количества и качества товара (приемка, выдача, хранение, взвешивание, контроль качества, лимиты ответственности и т. д.) во избежание в будущем споров с контрагентом по этим поводам.

Как это происходит на практике?

В недавней практике Interlegal было дело, которое отлично иллюстрирует, как в результате ненадлежащей подготовки договора перевалки стороны не могли до последнего определить, кто несет ответственность за снижение качественных характеристик груза. Дело было выиграно специалистами Interlegal в арбитраже МКАС. Между клиентом (трейдер сельскохозяйственной продукции) и его контрагентом был заключен торговый контракт на поставку подсолнечного шрота на условиях СІF, по которому клиент выступал продавцом. Одним из существенных условий договора были качественные показатели товара. 
Во исполнение запродажного контракта клиент заключил с портом договор перевалки, по которому порт предоставлял услуги по перевалке, накоплению и хранению товара Клиента. 

Вследствие ненадлежащего хранения товара на складе порта шрот был доставлен покупателю неконтрактного качества. Поэтому стоимость товара существенно снизилась и повлекла за собой убытки для клиента.
Команда Interlegal осуществила активную досудебную работу по урегулированию претензии, однако порт отклонил любые претензии в свой адрес, мотивируя это тем, что снижение качества товара произошло не по его вине.

По этой причине, учитывая наличие в договоре арбитражной оговорки, мы перешли к следующему этапу — обращению с иском в Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Украины.

Обе стороны принимали активное участие в арбитраже, было проведено несколько кругов обмена позициями и документами, а также устные слушания, которые длились около 5 часов.
В результате аналитической работы, продуманной правовой позиции, а также успешного выступления перед составом арбитражного суда, команда юристов добилась положительного результата — дело выиграно в арбитраже, а требования клиента по убыткам из-за снижения качества товара удовлетворены в полном объеме.

Почему «Хотели как лучше, а получилось как всегда»?

Исходя из вышесказанного, можно сделать один простой вывод — стороны допустили ошибку еще на этапе подписания договора перевалки, который был составлен ненадлежащим образом. 
В результате до вынесения решения МКАС при ТПП Украины стороны не могли определить, кто же виновен в снижении качества.
Последствиями стали взаимные претензии, взаимные расходы, ухудшение коммерческих отношений между сторонами и заморозка денежных средств.

Полезные выводы

В делах, которые возникают в связи с перевалкой грузов, мы всегда рекомендуем клиентам следующее:

- ответственно подходить к подготовке, анализу, корректировке договора перевалки;
- при возникновении спорной ситуации обращать внимание на все нюансы и пытаться решить спор в досудебном порядке, чтобы сохранить время, деньги и отношения;
- в случае, если не получается решить спор коммерчески, не бояться и отстаивать свои интересы в суде или арбитраже.


Материал подготовлен специально для latifundist.com

Автор:

  • Защита торговой марки на таможне2020.05.04

    Ввоз контрафактной и пиратской продукции  - всегда большой вызов для внутреннего рынка страны и потребителей. Украина, как участник...

    подробнее
  • Ледовая кампания в украинских портах: готовь сани хотя бы осенью2018.12.20

    Как правило, ледовая кампания начинается в портах Украины не ранее 20 декабря и может длиться или быть объявлена вплоть до конца февраля – н...

    подробнее
  • Зернотрейдинг в военном положении: что делать бизнесу?2018.11.29

    Разумеется, происходящие сегодня события уже оказывают и окажут в дальнейшем влияние на торговлю в Черноморском регионе. Мы вынуждены конста...

    подробнее
  • Украинский экспорт зерновых – о чем спорят в Лондоне2016.04.16

    Вспоминается сейчас уже далекий 2010 год, когда Кабинетом Министров Украины было принято постановление №938 о квотировании и лицензировании...

    подробнее
  • Конфликты на Ближнем Востоке – риски при перевозке зерновых2015.08.03

    Страны Ближнего Востока являются крупными потребителями зерновых культур. Так, например, Йемен импортирует более 90 процентов своего продово...

    подробнее