24/7

Закон о приватизации: При чём тут порты?

13 февраля 2018 г.: ru 3 en 26 февраля 2018 г.: ru 2 en 220 февраля 2018 г.: ru 1 en 1 всего: 15802.02.18

18 января Верховная Рада приняла Закон "О приватизации государственного и коммунального имущества". Какие изменения он несёт морским портам и портовым терминалам?
 
Что изменилось
На наш взгляд, в новом законе есть всего четыре существенных инновации, важных для портовой отрасли, которые хотелось бы отметить.
1. Новый закон определяет большое количество терминов, которые не были в правовом обороте прежде. 
Например, появится администратор электронной торговой системы, электронный аукцион, электронная площадка. Такие термины однозначно свидетельствуют о том, что государство ориентируется на торговлю объектами приватизации в электронном формате, что вселяет оптимизм.
2. В новом законе о приватизации объекты приватизации делятся на две группы - объекты малой приватизации и объекты большой приватизации. В старой редакции, соответственно, было 6 групп, что несколько осложняло отношения.
3. Новый закон предоставляет больше полномочий органам приватизации, в том числе, они будут утверждать перечень государственных объектов малой приватизации. Ранее перечень объектов определялся Кабинетом Министров Украины. 
4. Пожалуй, самой неожиданной новацией закона, на наш взгляд, является появление в правовом процессе фигуры советника, которая определяется в п.23 ст. 1. 
 
Советник
«Советник» в новом законе - лицо, которое по договору с органом приватизации принимает на себя обязательства относительно предоставления услуг в процессе приватизации объектов государственной и коммунальной собственности, в том числе поиска потенциальных покупателей объектов приватизации, а также определения стартовой цены объектов большой приватизации.
 
Правовой статус такого советника детально прописан в упомянутом законопроекте.
- Советники будут действовать на основании договора с органом приватизации и не могут быть покупателями объектов приватизации, если они были привлечены к подготовке объекта к приватизации.  
- Советники привлекаются только к подготовке продажи объектов большой приватизации, причем на конкурентной основе. 
- Советники разрабатывают и осуществляют: 
- методику подготовки к продаже объекта, стратегию продажи, материально-техническое обеспечение и организацию проекта приватизации;
-  сроки подготовки к продаже и продажи объекта приватизации;
- сбор информации и анализ экономических, технических и финансовых показателей деятельности объекта;
- приведение основных показателей бухгалтерской отчетности предприятия в соответствие со стандартами бухгалтерского учета;
- проведение аудита;
- подготовку финансовой модели и определения инвестиционной привлекательности предприятия, возможных путей ее повышения, путей реструктуризации кредиторской задолженности, рекомендаций относительно установления основных цен и тарифов на продукцию и услуги, маркетинговой политики, других мер;
- определение стартовой цены и подготовку информационного пакета относительно объекта приватизации;
- мероприятия по поиску потенциального инвестора.
 
Компетентность советника
Естественно, к компетентности советников будут предъявляться очень высокие требования. Будут оценивать их опыт, знания, квалификацию и навыки. В соответствии с политикой открытости национального рынка, которая диктуется членством Украины во Всемирной торговой организации, такими советниками могут быть и иностранцы, разумеется, если они не подпадают под исключения, перечисленные в ч. 2 ст. 8.
Например, советниками не могут быть юридические лица, в которых принимают существенное участие государства-агрессоры, признанные таковыми парламентом Украины, и юридические лица, находящиеся под контролем таких юридических лиц.
 
Появление в приватизационном процессе советников – безусловно, положительное явление. Единственное, что вызывает беспокойство – это уровень консалтинга в такой чувствительной сфере как портовое хозяйство.
Как правило, когда речь идёт о привлечении иностранных консультантов, говорят о так называемых компаниях из «Большой четвёрки» (PricewaterhouseCoopers, Deloitte Touche Tohmatsu, Ernst & Young, KPMG).
Однако есть и другие консультанты, несомненным плюсом которых является узкая специализация на портовом бизнесе. В Украине активно развивают своё присутствие MTBS, Royal HaskoningDHV, WSP, Atkins, Tebodin, Mott MacDonald, Drewry, с участием которых построены терминалы и перевалочные комплексы по всему миру. Работа с такими узкоспециализированными компаниями имеет ряд преимуществ перед общими консультантами. Это и глубокое понимание стивидорного бизнеса, это и комплексный взгляд на инфраструктурные особенности конкретного терминального комплекса, а самое главное – фокус консультантов на узкой нише – портовом бизнесе и, таким образом, их способность более ответственно подойти к своей роли в проекте. Цена ошибки в каждом таком случае – репутация консультанта и его потенциальная работа в любой другой стране мира.
 
Если у вас болит зуб, скорее всего вы выберете специализированную стоматологическую клинику, а не врача, который в понедельник лечит зубы, во вторник – проверяет зрение, а по пятницам – проводит рентгенографию.
 
Поэтому, нам кажется логичным, чтобы ключевым пунктом при отборе будущих советников стала демонстрация их опыта по реализации подобных проектов, как в Украине, так и в других странах.
 
Другие новеллы
Также новый закон внёс несколько незначительных новаций, которые не меняют глобально правила приватизационных процессов, однако требуют беглого перечисления:
1. Лица без гражданства не могут больше быть покупателями имущества.
2. Более детально расписаны действия, которые запрещено совершать участником приватизации после принятия решения о приватизации.
3. Предусмотрен более широкий перечень документов, которые подаются с заявлением на приватизацию.
4. Существенно изменён порядок приватизации имущества, переданного в аренду. 
5. Определен иной подход в определении стартовой цены объекта приватизации.
6. Предусмотрена обязанность раскрытия информации о кредиторе, если имущество покупается за счет заемных средств.
 
В целом, новый закон о приватизации не отменяет положения Закона Украины «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации». Таким образом, государственные порты по-прежнему не подлежат приватизации, до тех пор, пока Верховная Рада не исключит их из этого перечня.
 
Также, законом прописано, что отраслевые особенности приватизации объектов государственной собственности могут устанавливаться исключительно законами. Таким образом, по-прежнему будут применяться положения о приватизации, установленные Законом «О морских портах Украины», которые мы уже неоднократно комментировали. Следовательно, специфика приватизации портов в принципе остается прежней.
 
Соответственно, Украина пока по-прежнему не определилась с будущим портов – приватизация, концессия или …? Как в старом анекдоте: не можем разорваться и определиться, умные мы или красивые!
 
Центр транспортных стратегий
 

Автор: Артур Ницевич

  • Законопроект "О концессиях"2018.05.10

    Как для государственного и коммунального, так и для частного секторов реализация концессионных проектов все больше и больше актуализируется....

    подробнее
  • Закон о приватизации: При чём тут порты?2018.02.02

    18 января Верховная Рада приняла Закон "О приватизации государственного и коммунального имущества". Какие изменения он несёт морским портам...

    подробнее
  • Портовые сборы в фокусе судебных дел2017.12.28

    Портовые сборы в различных странах и даже разных портах одной и той же страны имеют значительные отличия. Во многом это объясняется историче...

    подробнее
  • Юридические вопросы развития портовых терминалов при перевалке экспортных зерновых грузов2017.03.08

    Как юридическая фирма с 20-летним опытом работы в отрасли, с фокусом практики в Черноморско-Азовском регионе, мы уже много лет участвуем как...

    подробнее
  • Аренда, концессия и приватизация – пути инвестирования портового хозяйства: достоинства и недостатки2016.11.25

    Близится к завершению 2016 год. А споры вокруг выхода инвестиционной деятельности в портах Украины из тупика все продолжаются. Одни говорят:...

    подробнее
  • Приватизация портов должна быть стратегической целью2016.08.16

    Цель привлечения частных инвестиций в морские порты Украины можно сформулировать достаточно просто. Это увеличение объема перевалки грузов....

    подробнее
  • Доступ и совместное использование причалов в порту2016.07.15

    Украина прочно утвердилась в числе мировых лидеров по экспорту зерновых культур и растительного масла. Так, по итогам сезона 2015-2016, Укра...

    подробнее
  • Какую надежду дает дерегуляция в портах2015.09.28

    Постановление Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины» № 491 от 07.07.2015. вс...

    подробнее
  • Влияние военных конфликтов на портовую инфраструктуру, фрахт, в частности изменение маршрутов, ставок2015.08.04

    Наталья Мирошниченко, ассоциированный партнер Международной юридической службы Interlegal по просьбе журнала Итоги, взяла интервью у руковод...

    подробнее
  • Interlegal разъяснил что произошло с судном «ULUS SKY», ИМО 9327176, под флагом Российской Федерации2015.06.19

    Ассоциированный партнер Interlegal – Артем Скоробогатов ответил на вопросы сайта Lanifundist.com и разъяснил ситуацию, которая сложилась...

    подробнее